Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод сценариев

Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценария. Пер­воначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развер­нутые во времени. Однако позднее обязательное тре­бование явно выраженных временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по ее решению, по развитию системы независимо оттого, в какой форме он представлен. Как правило, предложения для подготовки подобных доку­ментов пишутся вначале индивидуально, а затем фор­мируется согласованный текст. Таким образом, метод сценариев — это метод декомпозиции задачи исследо­вания, предусматривающий выделение набора отдель­ных вариантов развития событий (т. е. сценариев), в совокупности охватывающих все возможные вариан­ты развития. Примером использования метода сцена­риев являются сценарии социально-экономического развития России до 2007 г.1

В основе рассматриваемого метода лежат:

· принцип последовательного разрешения неопре­деленности (итеративный процесс);

· принцип содержательного и формального описа­ния объекта управления.

Содержательное описание производится фразами, обычным языком (не формализуется).

Формальное описание: определение дается фор­мальным языком (в качестве формального языка мо­жет использоваться математический аппарат).

Сценарий является предварительной информаци­ей, на основе которой проводится дальнейшая работа по разработке вариантов разрешения проблемных ситуаций. Роль специалистов при подготовке сценария состоит в оказании помощи при выявлении общих закономерностей системы, анализе внешних и внутренних факторов, влияющих на ее развитие и формирова­ние целей, создание дополнительных информационных блоков, способствующих решению соответствующей проблемы.

Но все же сценарий — это тексту со всеми вытека­ющими последствиями (синонимия* омонимия, пара­доксы), связанными с возможностью неоднозначного его толкования разными специалистами.

Поэтому в связи с потребностью анализа текстов возникли и развиваются лингвистические методы иссле­дования, которые базируются на понятиях: тезаурус — множество смысловыражающих элементов языка с за­данными смысловыми отношениями (характеризует структуру языка); грамматика — правила образования смысловыражающих элементов языка; семантика — смысловое содержание формулируемых фраз; прагма­тика — смысл поставленной цели, решаемой задачи.

Таким образом, сценарий помогает составить пред­ставление о проблеме, а затем приступить к более формализованному представлению системы в виде графиков, таблиц для проведения экспертного опроса и других методов системного анализа.

На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в некоторых отраслях промышленности. В на­стоящее время разновидностью сценариев можно счи­тать предложения к комплексным программам разви­тия отраслей народного хозяйства, подготавливаемые организациями или специальными комиссиями.

 

Метод «Дельфи»

В отличие от традиционного подхода к достижению согласованности мнений экспертов путем открытой дискуссии, метод «Дельфи» предполагает полный от­каз от коллективных обсуждений. Это делается, чтобы уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению наиболее авторитетного/ специалиста, нежелание отказаться от публично выраженного мнения, следование за мнением большинства? В методе «Дельфи» прямые дебаты заменены тщатель­но разработанной программой последовательных ин­дивидуальных опросов, проводимых обычно в форме анкетирования. Ответы экспертов обобщаются и вме­сте с новой дополнительной информацией поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют свои первоначальные ответы. Такая процедура повто­ряется несколько раз до достижения приемлемой схо­димости совокупности высказанных мнений.

Процедура метода «Дельфи» заключается в следу­ющем:

1) в упрощенном виде организуется последовательность циклов мозговой атаки;

2)в более сложном виде разрабатывается програм­ма последовательных индивидуальных опросов, обычно с помощью вопросников, исключающая контакты между экспертами, но предусматрива­ющая ознакомление их с мнениями друг друга между турами; вопросники от тура к туру могут уточняться;

3) в наиболее развитых методиках экспертам присва­иваются весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитывае­мые при получении обобщенных результатов оце­нок.

При использовании метода «Дельфи» необходимо учитывать следующее:

— группы экспертов должны быть стабильными, и численность их должна удерживаться в бла­горазумных пределах;

— время между турами опросов должно быть не более месяца;

— вопросы в анкетах должны быть тщательно про­думаны и четко сформулированы;

— число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить участников возможностью ознако­миться с причиной той или иной оценки, а так­же для критики этих причин;

— должен проводиться систематический отбор экспертов;

— необходимо иметь собственную оценку компетен­ции экспертов по рассматриваемым проблемам;

— нужна формула согласованности оценок, осно­ванная на данных самооценок;

— следует учитывать влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи;

— необходимо учитывать влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод мозговой атаки | Метод дерева целей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.