КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные задачи и направления современной дидактики
Чем дидактика отличается от методики? Какова их роль в обучении? С одной стороны, дидактика и методика – это педагогические науки, с другой – они имеют разные функции по отношению к обучению. Дидактика исследует обучение на теоретическом, более общем, чем методика, уровне. Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его целей, содержания, методов, организационных форм. Она, в конечном счете, призвана давать ответ на вопросы: «Что такое обучение?» «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». На пути к ответам на эти вопросы возникает множество других, например: «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?», «Кого учить?», «Где учить?», «Когда, почему и зачем нужно менять обучение (его цели, содержание, формы)?». Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, средств, образовательных стандартов, новых учебных материалов, систем контроля и оценки.
В каких случаях мы имеем дело с дидактикой, а в каких – с методикой? Специальная задача дидактики по отношению к методикам состоит в том, что она обеспечивает принципиальное единство в подходе к обучению учащихся, в выборе содержания, путей и средств учебной работы. Однако было бы неправильно рассматривать методику просто как некое «приложение» к дидактике. Каждая методика имеет собственный предмет, хотя и дидактика, и все методики изучают на разных уровнях и в разных аспектах одно и то же - обучение. В методиках содержатся специфические частные закономерности управления учебной деятельностью, развитием мышления учащихся. Исследователи методик обучения (преподавания) обогащают науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами. Накопляемые ими знания расширяют арсенал общей теории – дидактики. Различие предметов дидактики и методики определяется меньшей степенью общности знаний, получаемых в результате исследования в области методики, и большей их обусловленностью конкретным содержанием учебного предмета. Научное исследование в области методики направлено на решение задач, возникающих в ходе обучения одному из учебных предметов. Когда исследователь обращается непосредственно к педагогической действительности, он имеет дело с обучением конкретному учебному предмету. Если результаты его исследования имеют общее значение, относятся к обучению вообще, они пополняют научное содержание дидактики. Если же они специфичны для обучения данному предмету - значит, это исследование по методике. Двойственность статуса дидактики и методики Аналогичным образом определяется и положение методики. С одной стороны, методика является частной дидактикой, практическим «приложением» к общей дидактике и каждая методика обучения конкретному учебному предмету или группе предметов – отраслью дидактики. С другой стороны, методика - самостоятельная дисциплина, имеющая свой предмет исследования – обучение определенному предмету и воспитание средствами этого предмета как один из участков образовательной деятельности, отличный от предмета исследования дидактики, хотя методика и связана с дидактикой единством объекта, каким является деятельность обучения. Методика выделяет в этом объекте то, что специфично для обучения данному учебному предмету, дидактика же рассматривает в нем общие связи, характерные для обучения любому предмету.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |