Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактика экономики




Экономика - наука о хозяйственной, экономической практике, а философия дает ключ к ней - методологию, гносеологию как условие теоретизации экономической науки. Важна и педагогика для разработки курса и усвоения на его основе экономической практики.

Экономисты, чаще всего, игнорируют педагогику, в том числе дидактику. Они обучают посредством копирования своих учителей. В предшествующий период это было допустимо, а сейчас стало камнем преткновения экономического всеобуча. Необходимы специальные исследования педагогики политэкономии, ее дидактики.

Пропедевтичность изучения экономики предполагает выделение, по крайней мере, трех уровней: для школьников (колледжей и т.п.), популярный (для всего населения) и, скажем, фундаментальный, для вузов. Главное же - все они должны учить не только экономике, но и мышлению.

Длительные поиски методологических основ экономического образования всего лишь дважды привели к встрече с понятием «техника мышления». О ней писали в одно время (но в разных условиях) А. Грамши в “Тюремных тетрадях” и Д.М. Кейнс. Прежде всего, экономической науке препятствует господствующее как метод умствования соображение вместо мышления. На этой основе экономическая наука не решит стоящие перед ней проблемы. Экономическая наука зависит от освоения техники мышления и, в свою очередь, может способствовать ее становлению. Для этого она должна развивать интеллект обучаемых - учить их мыслить. Достижение данной цели в процессе экономического образования предполагает наличие особых учебных пособий.

В отличие от монографий учебные пособия должны базироваться на дидактике. Они должны ориентироваться на строго определенные цели обучения в соответствии с главными типами школ. Современные тенденции развития общества, в том числе информатизация, предполагают переход к школе способностей, прежде всего интеллектуальных, - развитию естественного и искусственного интеллекта - способность философствовать, мыслить самостоятельно. В соответствии с этим ФТЭ ориентирована, главным образом, на развитие интеллекта, естественным следствием чего только и может быть качественный рост экономической эрудиции. Дидактизм текста проявляется в его композиционности и в применении различного рода схем. Учебник - гипертекст, в котором в единстве использованы вербальные, графические и математические способы выражения идей. Графические модели служат средством детерминации вербального изложения. Каждая категория текста более содержательно объясняется в прикладных дисциплинах. Недостатки гипертекстов вытекают из того, что логика и диалектика не стали нормой мышления экономистов. Все это отражает становление кибернетического метода мышления.

Для развития мышления в тексте необходимо акцентировать интеллектуальные, прежде всего, логические и диалектические, соотнесения между словами, что легко достигается посредством моделей. Нужны не просто схемы, как недетерминированные графические образы, а специально разработанные графические модели. Выявление этой практики отображения наукой объектов, обобщение ее, специальная трактовка позволяют донести до обучаемых смысл графиков, обеспечивающий реализацию принципа педагогики - «учить многому немногими словами». Конечно, это объект не ФТЭ, а интеллектики. Исходя из этих обстоятельств, данное пособие включает в себя много графиков, но значительно меньше того, что следовало бы дать. К сожалению, традиционно образованные авторитеты экономических наук настроены против схематизма, не видя в них средства развития способности мыслить.

Графические модели труднее и для обучаемых. Овладев грамотностью в начальной школе, студент способен читать обычный текст, даже не понимая его. Графическое же выражение идей требует специальной подготовки, которой в школах пока не дают, а поэтому такие тексты оказываются трудными для студентов. Применение графиков предполагает опережающее объяснение их роли для развития интеллекта, их систематику (прил. 1).

Отметим здесь необходимость различать три уровня познания вообще, в том числе экономики, или чему экономисты должны учить. Знание слов - первый, концептуальный уровень познания экономики. Его обеспечивают обычно с помощью словарей, справочников, энциклопедий. Более развитый уровень познания возможен при теоретическом объяснении экономики с помощью опережающе познанных понятий. В таком случае отображаются взаимные соотнесения слов с помощью интеллектуальных приемов (правил мышления). Высшим уровнем познания объектов можно считать знание правил системного моделирования объектов с помощью слов, графиков, математики. Только в таком случае обучаемый адекватно поймет теоретическое умозрение объекта и приобретет способность самостоятельно аналогично мыслить. Мышлению необходимо учить до обучения экономике. В то же время познание экономики должно внести определенный вклад в развитие интеллекта обучаемых - сегодня, прежде всего, обучение экономике требует обучения мышлению и может стать главным фактором и средством его осуществления. Только в таком случае может быть реализован педагогический принцип «учить многому немногими словами».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.