Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники финансирования террористической и экстремистской деятельности


Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Эгмонт

Международная группа финансовых разведок «Эгмонт» по противодействию «отмыванию» денег – аналог международной организации Интерпол – в которую входит 58 государств. Эгмонтская группа, получившая статус наблюдателя при FATF, была создана в 1995 г. с целью объединения усилий финансовых разведок различных государств в борьбе с «отмыванием» «грязных» капиталов, а также обеспечить обмен информацией между финразведками различных стран.

Эта относительно молодая организация свое название получила в связи с тем, что ее первое заседание состоялось в брюссельском дворце Egmont-Arenberg. С тех пор группа, в частности, работает над повышением квалификации сотрудников финансовых разведок и обеспечивает связь между финансовыми разведчиками разных стран с помощью новейших технологий.

В группе «Эгмонт», как у Интерпола, есть свой информационный узел – «Безопасная сеть Эгмонт», с помощью которого финразведки разных стран «Эгмонт» получают информацию о способах легализации преступных доходов, о средствах анализа финансового состояния и технологических разработках. Процесс обмена информацией осуществляется посредством защищенной системы электронной почты.

5 июня 2002 года на заседании участников группы «Эгмонт» в Монако было принято единогласное решение о включении Комитета по финансовому мониторингу России в состав международной организации «Эгмонт». С инициативой принятия России в «Эгмонт» выступили Франция, США, Люксембург, Лихтенштейн и Словения. Принятие в Эгмонтскую группу означает международное признание КФМ и дает право и возможность обмениваться информацией с финансовыми разведками других стран. Председатель КФМ России Виктор Зубков заявил, что принятие КФМ России в состав группы «Эгмонт» означает соответствие Комитета по финансовому мониторингу стандартам финансовых разведок мира. Также это означает признание того, что Россия ведет практическую работу по борьбе с «отмыванием» нелегальных доходов. Теперь КФМ России на правах члена группы «Эгмонт» будет обмениваться информацией со своими зарубежными коллегами. Членство в группе позволит России обмениваться сведениями с разведками других стран и пользоваться информационной базой «Эгмонта».



Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу стал 59 участником организации, объединяющей финансовые разведки мира.

Россия находилась в «черном списке» Международной комиссии по борьбе с отмыванием преступных доходов (FATF) с июня 2000 года. Список был составлен на основании 40 рекомендаций FATF. Принятие в 2001 году Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», образование финансовой разведки – Комитета финансового мониторинга – и последующее вступления в «Эгмонт» позволили России добиться исключения из «черного списка» FATF.

Вывод:

В настоящий момент существует целый ряд организаций, как на международном, так и на региональном уровне по борьбе с отмыванием доходов, полученных от преступной деятельности. Создана развитая международно-правовая база сотрудничества в сфере борьбы с «отмыванием» денег, а также предприняты необходимые меры по созданию специальных организаций, координирующих действия по борьбе с отмыванием на международном уровне.

 

 

Изучение международной практики борьбы с терроризмом свидетельствует о том, что его финансирование со стороны отдельных государств, кредитных корпораций и частных лиц у мирового сообщества вызывает серьезную озабоченность. Сам по себе интересен и знаменателен тот факт, что сегодня основная материальная поддержка террористических организаций поступает из арабских нефтедобывающих и развитых западных государств. На территории развитых государств присутствуют многочисленные религиозно-этнические общины или диаспоры, неудовлетворенность которых своим положением в чуждой для них социально-культурной атмосфере также выливается в различные формы поддержки своих "братьев" в других странах мира. Так формируется финансовая база международного терроризма.

Не случайно на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся 10 декабря 1999 года, в числе основных мер по ликвидации международного терроризма признана борьба с его финансированием. На этом заседании рассмотрен и принят к подписанию представленный канадской стороной проект «Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма».

В соответствии с п.1 ст.2 Конвенции подлежит ответственности любое лицо, если оно различными методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно представляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения:

а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению;

б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Пункт 3 той же статьи содержит требования, согласно которым преступление составляет любое деяние, указанное в пункте 1, независимо от того, что средства фактически использовались для совершения преступления, упомянутого в подпунктах «а» или «б».

Таким образом, по смыслу Конвенции карается не только финансирование конкретного преступления террористического характера, но и отчисление средств на обеспечение международного терроризма в целом.

Международный терроризм сегодня обладает такими ресурсами, которых может не быть у тех сил, которые пошли на вооруженный конфликт с властью в своей стране. Новейший опыт Чечни и некоторых центрально-азиатских государств подтверждает это. Получив в конце 80-х гг. ХХ века тайную первоначальную финансовую поддержку со стороны некоторых государств, террористические организации быстро перешли на самофинансирование, главным способом которого является криминальная деятельность. Наличие в сообществах вооруженных формирований идейных центров поставило их вне конкуренции в зонах действия организованной преступности. Вооружившись экстремистскими националистическими и религиозными идеями, террористические сообщества вытесняли, а чаще – включали в свои структуры организованную и профессиональную преступность, нарастив этим свои финансовые возможности, беря под свой контроль ключевые сферы криминального бизнеса.

Такой экономически оформившийся терроризм способен к серьезной разрушительной деятельности в масштабах не только одной страны. Однако ее последовательное развертывание возможно лишь при наличии структур для легализации (отмывания) денег в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий с участием иностранного капитала.

«Отмывание» чаще всего производится в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный контроль.

Захват «теневой экономики» с ее миллиардными оборотами и организованной преступностью превратил лидеров террора в хозяев мощной экономической, политической и военной силы. Она не могла оставаться невостребованной агрессивными государствами и политическими авантюристами. Противоправность использования криминалитета в политических целях, неприятие его общественным мнением часто преодолевается планированием и проведением тайных операций под управлением спецслужб.

Пример тому – американский «ирангейт», когда на деньги, вырученные от продажи оружия Ирану, ЦРУ финансировало террор «контрас» в Никарагуа. Таким же образом США организовывали войну моджахедов против правительства Афганистана, вложив 3 млрд дол., еще столько же – другие страны, в т. ч. исламские, и 10 млрд – колумбийские наркокартели. Гульбеддин Хекматиар являлся не только главарем террористических организаций, но и королем наркобизнеса. Несмотря на то, что треть попадающего в США героина шла из Афганистана, ЦРУ финансировало Хекматиара до 1994 г., после чего сделало новую ставку – на террористов «Талибана». Оставшиеся после ухода СССР из Афганистана от 8 до 15 тыс. боевиков-террористов стали одной из опор развития терроризма в Северной Африке, Боснии, Ближнем Востоке, Чечне, Таджикистане и самих США.

За последние десятилетия в мире сложилась сеть взаимодействующих между собой террористических организаций, деятельность которых тесно смыкается с международной торговлей наркотиками, подпольным оружейным бизнесом, современным пиратством и другими видами криминального бизнеса.

Выводы:

1. Наряду с большим числом террористических организаций и групп имеется не меньшее число поддерживающих их различных структур, вплоть до целых государств-спонсоров терроризма.

2. В настоящее время главный источник финансирования терроризма – контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т. д. Террористические организации создали экономический сектор, именуемый «серой экономикой».

Заключение

 

Борьба с транснациональной преступностью возможна сегодня только при объединении усилий государств и развитии междуна­родного сотрудничества на универсальном и региональном уровнях.

Наиболее перспективным направлением в борьбе с транснацио­нальной преступностью представляется развитие международного сотрудничества в борьбе с «отмыванием» денег.

Общими усилиями европейских государств и региональных международных организаций в Европе создана развитая междуна­родно-правовая база сотрудничества, включающая Конвенцию Со­вета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 г., Директиву Совета ЕС 91/308 о предотвращении использования финансовой системы для «отмывания» денег от 10 июня 1991 г., Специальную программу FATF 1990 г. и двусторонние соглашения.

Международно-правовые нормы установили обязанности евро­пейских государств квалифицировать в качестве уголовного престу­пления действия, связанные с «отмыванием» денег, принять законо­дательные и иные необходимые меры, позволяющие проводить оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные мероприятия в целях расследования преступлений, связанных с «отмыванием» де­нег, а также осуществлять конфискацию доходов от преступной дея­тельности.

В целях противодействия использованию финансовой системы для «отмывания» денег предусмотрена обязанность европейских го­сударств создать систему финансового и административного кон­троля, основанную на тесном сотрудничестве финансовых учрежде­ний с полицией и иными компетентными органами. На финансовые и некоторые другие учреждения, а также представителей отдельных профессий возлагаются обязанности идентификации клиентов, хра­нения документов, установления истины, сообщения о подозри­тельных операциях, создания системы внутреннего контроля и подготовки персонала. Запрещается ссылаться на банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Европол | Критерии оценки публичного выступления

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2284; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.