Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суммационная реакций




Неассоциативное (стимул - зависимое) научение реализуется в форме суммационной реакции, привыкания, импритинга и подражания. В основе суммационной реакции в ЦНС лежат два феномена - сенсибилизация (повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам) и фасилитация - облегчение запуска конкретной реакций.

В молодом возрасте научение носит неассоциативный, облигатный (обязательный) характер, и зависит, в основном, от набора внешних факторов. Это научение не предполагает совпадение (ассоциацию) внешних сигналов с конкретной целостной деятельностью организма. Научение зависит от стимула и поэтому его называют стимул - зависимым.

Классификация форм научения

Когнитивное научение

Ассоциативное научение

Неассоциативное научение

1.1 Суммационная реакция

1.2 Привыкание

1.3 Импритииг (запечатление)

1.4 Подражание

2.1 Классические условные рефлексы

2.2 Инструментальные условные рефлексы

3.1 Образное (психонервное) поведение

3.2 Элементарная рассудочная деятельность животных

3.3 Вероятностное прогнозирование

 

Прагматическая ценность видового опыта уменьшается в обратной зависимости от изменчивости внешней среды. Отсюда вытекает необходимость приобретения животным собственного индивидуального опыта. Этот опыт приобретается благодаря способности всех живых систем к научению Научение связано с памятью. Поэтому с позиции нейробиологии научение – это процесс появления адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта. При научении происходит отбор оптимальных реакций животного с целью обеспечения адаптивного поведения.

 

Проблемой научения в биологии занимаются представители различных направлений (физиологи, зоопсихологи, этологи). Отсюда противоречивость методологических подходов к классификации форм научения.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация научения по категориям и основным формам (табл. 1).

Таблица 1 Классификация форм научения

 

Категории Основные формы
  Неассоциативное, облигатное (стимул - зависимое обучение) Суммационная реакция; привыкание; импритинг (запечатление); подражание.
  Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое научение   1. Классический условный рефлекс; 2. Инструментальный условный рефлекс (включая обучение методом проб и ошибок).  
  Когнитивное научение   1. Психоневная деятельность; 2. Рассудочная деятельность; 3. Вероятностное прогнозирование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.