КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конструирование нововведений
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или «случайно открытыми» в порядке педагогической инициативы. При этом в содержание «новшества» включают: а) новое научное знание; б) новые эффективные образовательные технологии; в) технологическое описание инновационного проекта. Проектирование педагогических новаций начинается с общего плана работ. А.М. Саранов называет три уровня разработки новаций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический. 3адачи каждого из уровней таковы. 1. Концептуальный: - методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления; - ориентация на такую педагогическую теорию, которая давала бы представление о целостности учебно-воспитательного процесса; - отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназии различного профиля). 2. Организационно-деятельностный: - подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов; - создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы; - создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов; - обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы. 3. Научно-методический: - разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения; - разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний; - определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения; - определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта; - научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квалификации учителей. Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы: 1) поиск новых идей; 2) формирование нововведения; 3) реализация нововведения; 4) закрепление новшества. Фаза первая — поиск новых идей —состоит из нескольких этапов. 1. Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании. Анализ полученной информации. 2. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения (возможно с помощью консалтинговой службы). Фаза вторая — формирование нововведения — состоит из трех этапов. 1. Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы. 2. Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей. 3. Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации. Фаза третья — реализация нововведения. В этой фазе уделяется внимание двум этапам. 1. Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: увеличение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности; принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую. 2. Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловажную роль играет авторитет руководителя. Фаза четвертая — закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организационных проблем и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот — системы к новшеству. Для смягчения этих процессов, превращения инноваций в оптимальную традицию требуются, с одной стороны, психокоррекционная работа с педагогами и детьми, с другой — закрепление обновленного образа учебного заведения в сознании педагогического и ученического коллективов. Предлагаемая модель описывает административный путь организации инновационных процессов — внедрение «сверху». В то же время возможны модели «сопровождающего» подхода, когда на основе рефлексивно организуемой работы происходит выявление предмета предстоящей инновации и затем обеспечиваются условия для ее проектирования и внедрения. Ю.Л. Неймер рассматривает три вида инициации инновационного процесса и реакцию на них руководителей: инициатива сверху, собственная инициатива руководителя и инициатива снизу. В другой своей работе С.Д. Поляков рассматривает факторы распространения педагогических нововведений. 1. Социальные условия широкого плана — это преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования. 2. Частные социальные условия — деятельность конкретных государственных институтов, средств массовой информации по пропаганде и распространению новшества. 3. Личностные факторы — личный авторитет, личное обаяние носителя, пропагандиста новшества в глазах педагогической общественности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |