Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи проектировщика




 

Как мы уже видели, цель проектиров­щика традиционного типа заключалась в том, чтобы разработать чертежи, ко­торые могли бы получить одобрение клиента и дать необходимые указания изготовителю. Из нашего определения проектирования как процесса, который кладет начало изменениям в искус­ственной среде, следует, что должны существовать какие-то другие цели, дос­тижимые до окончания (и даже до на­чала) разработки чертежей.

Если объект разрабатывается для того, чтобы вызвать определенные изменения в мире, то проектировщик должен предвидеть ко­нечный результат осуществления своего проекта и определить меры, необходи­мые для достижения этого результата. Проектирование оказывается все мень­ше направленным на сам разрабатывае­мый объект и все больше — на те из­менения, которые должны претерпеть производство, сбыт, потребитель и об­щество в целом в ходе освоения и ис­пользования нового объекта. Такой взгляд на проектирование как на длин­ную цепь взаимосвязанных предположе­ний и уточнений иллюстрируется рис. 1.1. Процесс внесения изменений в искус­ственную среду представляется как ряд событий, который начинается с поступления материалов и комплектующих изделий на завод-изготовитель и за­канчивается эволюционными измене­ниями в обществе под воздействием системы, в которую входит новое из­делие. Каждое из этих событий пред­ставляет собой особый этап в сущест­вовании изделия и зависит от предшест­вующего события.

Рис. 1.1

 

Ни заказчики, ни проектировщики не могут непосредстственно влиять на всю последующую историю изделия, оно выходит из-под их контроля еще до поступления в производство. Заказчик дает проекти­ровщику ориентировочные указания о том, какого будущего состояния внеш­него мира он хотел бы добиться. Для владельца автомобилестроительной фир­мы это может быть определенная доля участия в рынках сбыта, например зара­нее установленная сумма продаж (блок в середине верхнего ряда на рис. 1.1.) Если заказчику необходимо новое зда­ние, в его заказе будут указаны располо­жение и размеры помещений, необхо­димых для размещаемой системы, т.е. будут определены системные требования (блок справа вверху на рис.1.1). Если требуется создать пассажирский само­лет, в исходное задание могут входить некоторые предварительные указания относительно всех этапов; например, заказчик может предъявить свои особые требования, касающиеся: выбора материалов, использования стандартных узлов, распределения и складирования запасных частей, количества выпускае­мых самолетов, их летно-технических характеристик, их соответствия требова­ниям существующих авиакомпании и совместимости с аэродромным обору­дованием и, наконец, влияния, которое новый самолет окажет на общество, ска­жем, ввиду удлинения взлетио-посадоч- ных полос, производимого самолетом шума и т.д. Кроме того, он может зара­нее потребовать, чтобы в процессе проек­тирования были накоплены знания и опыт, которые потребуются для разра­ботки следующей модели самолета того же семейства.

Нижняя половина рис. 1.1 показывает, что в соответствии с полученными зада­ниями проектировщик должен подгото­вить свои предложения. От него тре­буется тем или иным способом пред­сказать свойства объекта и реакцию на них на каждом этапе его существования. Для этого он на каких-то моделях прово­дит экстраполяцию от известных харак­теристик аналогичных конструкций в прошлом к поведению объекта в буду­щем, в новой среде. При этом в отноше­нии каждого этапа существования объек­та у проектировщика возникают воп­росы, указанные в табл.1.1.

Таблица 1.1 Вопросы, на которые должна ответить проектная группа

 

ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА КТО ДАЕТ НА НИХ ОТВЕТ
Понравится ли проект заказчику? В интересах ли заказчика вложить капитал в этот проект? Будет ли проект принят к осуществлению? Заказчик и финансирующие организации
Оптимальным ли образом в проекте использу­ются доступные материалы и комплектующие изделия? Поставщики
Можно ли достаточно экономично реализовать проект в рамках имеющихся ресурсов? Изготовители
Можно ли распространить изделие по существующим каналам? Работники сбыта
Каковы требования к внешнему виду, эксплуатационным характеристикам, надежности и пр.? Потребители и торгующие организации
В какой мере объект будет согласован с другими изделиями или конкурировать с ними? Другие заказчики
В какой мере он изменит существующую ситуацию, создаст ли новые потребности, новые возможности и новые трудности? Операторы больших систем

 

 

­ Из сказанного можно сделать вывод, что не все заказчики материально заин­тересованы в успешном функционирова­нии изделия на каждом этапе его су­ществования. В настоящее время (бу­дем надеяться, что в будущем положе­ние изменится) заказчик чаще всего ничего не выигрывает и не проигрыва­ет от того, что у изделия выявится какое-нибудь дополнительное достоинство или недостаток, скажем, уже после мо­мента его продажи. Проектировщик же в этих условиях может отчетливо созна­вать, что какие-то варианты исполнения проектируемого объекта будут обладать теми или иными достоинствами или не­достатками для потребителя, хотя для заказчика они и безразличны. При этом у проектировщика появляется искуше­ние предлагать своему заказчику лишь такие решения, которые благоприятны для потребителя. Поступая таким обра­зом, проектировщик выходит за рамки своей компетенции и принимает реше­ние от имени всего общества. Столк­нувшись с этой дилеммой (а это случает­ся нередко), нельзя поддаваться соблаз­ну протащить свои принципы тайком: лучше постараться побудить своего за­казчика самостоятельно принять пра­вильное решение. В случае неудачи проектировщик, выполняя волю заказ­чика, вправе, однако, довести до сведения тех, кто попадет в сферу влия­ния проектируемого объекта, свои прог­нозы, которые он как профессионал в состоянии сделать и на которые заказчик решил не реагировать. Проектировщику с ’’практическим” складом ума, может быть, вообще не придет в голову пред­принимать что-либо выходящее за рамки интересов его заказчика — он просто предоставит событиям идти своим чере­дом при всех недостатках принятого проекта.

Эта моральная дилемма в наши дни возникает очень часто, так как побочные эффекты от принимаемых проектиров­щиком решений растут быстрее, чем из­меняются взгляды заказчиков. Типич­ным примером могут служить разра­ботка сверхзвукового самолета, шум ко­торого воздействует на большие массы населения, или генеральный план круп­ного города, резко изменяющий усло­вия жизни миллионов людей. Оконча­тельное решение этой дилеммы заклю­чается не в том, чтобы проектировщики стали провидцами, а в том чтобы придать процессу проектирования общественный характер, чтобы каждый, кого затраги­вают результаты проектирования, мог заранее продумать, что можно сделать, и мог бы повлиять на выбор вариантов. Для этого социально-значимые результа­ты проектирования должны стать предметом политических дискуссий, а неко­торые принципы и методы, рассматри­ваемые в этой книге, должны войти в общеобразовательные курсы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.