Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Рынок. Основы теории спроса и предложения




Понятие и характеристика рынка. Рыночный механизм. Собственность как основа функционирования рыночной системы. Формы собственности. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность.

Рынок - это система экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров, опосредованная через спрос и предложение. Другими словами, рынок - это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых в итоге приводит к возможностям обмена.

Ступени развития рынка:

1. «Царство» натурального хозяйства.

2. Формирование рынка производителей, диктующих свои цены потребителям. Период, где процесс перераспределения превращается в обмен.

3. Система рыночных отношений, характеризующаяся переходом приоритетов от производителя к потребителям. Рынок – система экономических отношений, характеризующая взаимосвязями между продавцами и покупателями товаров.

Основные задачи рынка:

1. обеспечивать взаимосвязь между покупателями и продавцами.

2. гарантировать общественную оценку результатов производителей.

3. создавать условия для высокой эффективности производства.

Признаки рыночной системы:

1. свобода участников рынка.

2. неограниченное количество участников сделок.

3. полная информированность экономических субъектов рынка.

4. мобильность ресурсов.

5. свободное ценообразование.

6. конкуренция.

Функции рынка: саморегулирующая, стимулирующая, информативная, санирующая. Рыночный механизм – совокупность организационных, структурных форм хозяйствования и методов регулирования. К основным элементам рыночного механизма относятся: механизм взаимодействия спроса и предложения, деятельность участников рынка, структура рынка (рис. 2). В структуре рынка определяются товарный, финансовый, капитальный, трудовой рынки.

 
 

 


Рис. 2 Рыночный механизм.

 

Основные участники рынка: фирма, домашнее хозяйство и государство. Фирма – организация (институт), использующая факторы производства для производства и продажи товаров и услуг. Теория фирмы связана с анализом поведения фирмы на рынке. Оценкой поведения потребителей на рынке (домашнего хозяйства) занимается теория спроса или потребления. Основной задачей государства в рыночной системе хозяйствования является создание условий для экономической деятельности субъектов рынка, а также решение экономико-социальных вопросов и проблем, которые саморегулирующий рынок не в состоянии решить (внешние эффекты, монополизация, социальное неравенство, обеспечение нетрудоспособного населения и др.).

Рыночная инфраструктура – это совокупность всех составляющих рыночных элементов, т.е. набор отраслей, организаций и институтов, обеспечивающий систему отношений между субъектами хозяйственной деятельности. Рыночная инфраструктура – организационно-экономическая система, обеспечивающая свободный обмен и перелив различного рода ресурсов. Основная функция заключается в создании внешних условий функционирования фирм и других агентов рынка, а также экономики в целом. Виды рыночной инфраструктуры: производственная, социальная, институциональная, экологическая. К рыночной инфраструктуре относятся ярмарки, аукционы, биржи, оптовая и розничная торговля и т.д.

Рыночная конъюнктура – временная ситуация, характеризующая соотношение производства и потребления в определенный момент времени. Данное соотношение оценивается по ряду показателей: динамика производства и потребления, величина товарных запасов, изменение цен, процента, курса ценных бумаг, валютного курса, изменения в уровне прибыли, заработной платы, издержек производства и т.д. Факторы, влияющие на рыночную конъюнктуру: циклические (действующие в рамках одного цикла – инфляция, обновление производства), нециклические (оказывают постоянное влияние на экономику – НТП и др.) и случайные (быстро проходящие факторы - засуха, болезни, войны и т.д.).

Собственность – обобщающая характеристика взаимосвязей между элементами структуры экономических отношений, социально-экономическими условиями производства, способами деятельности по реализации интересов субъектов и т. д. Собственность непосредственно связана с соотношением мотивов присвоения людей и процессом развития способа производства. Аспект анализа собственности как механизма реализации интересов позволяет исследовать частный, государственный характер отношений собственности. Основной функциональный смысл отношений собственности состоит в упорядочении, закреплении, структуризации отношений общественного производства. Функции собственности – организация, управление, использование, владение, распределение, накопление.

С институциональной точки зрения собственность представляет собой совокупность всех прав на объект собственности. В этом смысле собственность связана с пониманием проблемы власти, контроля, управления.

Юридическое понимание собственности сводится к вопросу о принадлежности средств производства, объекта собственности, а также связано с правом владения, пользования, распоряжения собственностью.

Права собственности – санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противостоят друг другу.

Основными признаками, характеризующие экономическое содержание собственности являются: стремление к наилучшему ведению производства, осуществление экономических функций с постоянным совершенствованием объектов собственности, участие в получении доходов и т. д. Таким образом, экономическая наука определяет собственность как:

· общеэкономическое явление, существующее на всех исторических этапах общественного развития;

· систему социальных отношений, так как она является чисто общественным феноменом и может существовать только внутри его;

· социально-производственное отношение, так как складывается по присвоению условий и результатов общественного производства;

· основное системообразующее явление, ибо собственность связывает в целое производственные отношения, превращая их из «совокупности» в «систему»;

· историческое явление, так как изменяется в соответствии с уровнем развития производительных сил на каждой исторической ступеньке развития.

В качестве субъектов собственности могут выступать «индивидуум», «группа», «общество» при практически неограниченном числе объектов собственности, среди которых главными являются средства производства, рабочая сила, предметы потребления, природные ресурсы.

Формы собственности: государственная и частная. Наличие частной и государственной форм собственности приводит к важным различиям в ценовом поведении. Соотношение государственной, частной и смешанной формы собственности в экономической системе определяется историей развития национальной промышленности и политическими факторами.

Индивидуальное производство, основанное на частной форме собственности, получило распространение в качестве мелких и средних фирм с небольшим производственным циклом и числом последующих звеньев производственного процесса. Индивидуальное владение реализуется в двух формах: индивидуальной предпринимательской деятельности и частной фирмы, а также особенно распространенны в розничной торговле, сфере питания, обслуживания, консультационном бизнесе

Фирмы, организованные в товарищества, где все участники являются одинаковыми собственниками фирмы, занимают определенные ниши рынка со средними объемами сбыта.

Корпорации (акционерные общества) выступают в виде крупных фирм и дают основной объем продукции, являясь лидерами рынка.

Государственная форма собственности определяется в форме республиканской и коммунальной собственности. В странах с переходной экономикой она занимает преобладающие позиции в экономической системе. Другой распространенной формой организации бизнеса является коллективная и смешанная форма собственности, принимающая формы долевой (кооперативы, товарищества, партнерства) и совместной (АО, арендное, совместное предприятия) собственности.

Спрос – количество продукта (товаров и услуг), которое потребители готовы и в состоянии купить в течение определенного времени. Другими словами, спрос – это зависимость между количеством и ценой данного товара. Спрос при этом должен быть платежеспособным. Кривая спроса (D) характеризует обратно пропорциональную зависимость между количеством и ценой товара, что иллюстрирует рис. 3 (отрицательная зависимость между ценой и количеством товаров). Величина спроса (объем спроса) – количество товара, которое массовый потребитель желал бы купить в течение определенного периода при определенной цене данного товара. Изменение величины спроса означает движение вдоль кривой спроса от одной точки к другой (рис. 3). Изменение спроса - сдвиг кривой спроса (рис. 4).

 

Р (цена товара) Р (цена товара)

           
   
 
     
 
 


А


В D2

D

D1

Q Q

(количество товара)

Рис. 3 Кривая спроса Рис. 4 Сдвиги кривой спроса

 

Закон спроса – чем выше цена товара, тем ниже количество приобретаемых товаров и услуг (рис. 3, движение вдоль кривой спроса из точки А в точку В). Функция спроса: Qd =f (1/P) или P=f (Q) при прочих равных условиях.

Индивидуальный спрос представляет потребительский спрос, т.е. спрос отдельного потребителя в зависимости от цен товаров, бюджета, полезности товара. Рыночный спрос (совокупный) – суммарный объем спроса, т.е. сумма величин спроса отдельных потребителей на данный товар при данной цене.

Ценовые факторы спроса: изменение цены на данный товар, т. е. при увеличении цены снижается количество покупаемого товара. Иначе, происходит изменение в величине спроса (рис. 3).

Неценовые факторы спроса: вкусы и предпочтения потребителя (предпочтение одного товара по сравнению с другим вызывает увеличение спроса – происходит сдвиг кривой спроса вправо вверх, рис. 4), доходы потребителя, потребительские ожидания относительно изменения будущих цен, изменение числа покупателей, изменение цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся товары-субституты (взаимозаменяемые товары) и товары-комплементарные (взаимодополняемые товары). Увеличение цены на один из товаров-субститутов приводит к повышению спроса на другой товар (сдвиг кривой спроса вправо вверх, рис. 4). Понижение цены на один из комплементарных товаров связано с увеличением спроса на другой товар.

В основе теории спроса лежит принцип убывающей предельной полезности (Тема 2 раздела 2 «Теории потребительского выбора»).

Эффект цены состоит из эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода: при снижении цены покупатель приобретает большее количество товара по более низкой цене, т.е. увеличивается его покупательная способность. Эффект замещения: при снижении цены дешевый товар относительно удорожает другие товары, цены которых остались постоянными, т.е. происходит замещение дорогих товаров более дешевыми, что увеличивает эффект дохода.

Предложение – количество товаров и услуг, которое продавцы готовы произвести и предложить к продаже на рынке по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определенного времени, т.е. это зависимость между ценой и объемом продаваемых товаров. В основе теории предложения лежит принцип убывающей предельной производительности факторов производства (Тема 3 раздела 2 «Теория фирмы»).

Кривая предложения представляет собой прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемых товаров (рис.5), т.е. при снижении цены происходит уменьшение количества предлагаемых товаров (положительная зависимость между ценой и количеством товаров).

Р (цена товара) Р (цена товара)

S

 
 


А S1

 

В S2

 

Q Q

(количество товара)

Рис. 5 Кривая предложения Рис. 6 Сдвиги кривой

предложения

Закон предложения – чем выше цена товара, тем больше объем продаваемых и предлагаемых товаров и услуг. Функция предложения: Qs=f (P). Изменение предложения связано с сдвигом кривой предложения, а изменение величины предложения – с переходом из одной точки в другую по кривой предложения (рис. 5 и рис. 6).

Ценовые факторы предложения определяют изменение величины предложения, а также связаны с увеличением или понижением цен на товары. Неценовые факторы (влияют на сдвиг кривой предложения, рис. 6): изменение цен на ресурсы, уровень технологий (внедрение новой техники связано с повышением предложения, что сопровождается сдвигом кривой предложения вправо вниз), изменения в налогообложении, ценовых ожиданиях относительно изменения цен в будущем, количестве производителей на рынке. Изменение цен на взаимосвязанные товары: увеличение цены на один из товаров-субститутов повлечет за собой повышение предложения на другой товар. Снижение цены на один из комплементарных товаров связан с повышением предложения на другой товар.

Рыночное равновесие устанавливается на рынке в результате взаимодействия производителей и потребителей таких цен на товары, услуги, которые не оставляют излишек у продавцов, и не создают дефицит для покупателей. Иначе, эта ситуации, при которой объем спроса равен объему предложения (рис. 7): Qd=Qs=Q*(P*). Точка А на рис. 7 и характеризует состояние равновесия на рынке, где устанавливается равновесная цена и объем производства. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (Р2), то на рынке наблюдается излишек товаров (Qd<Qs), т.е. произведено большое количество товаров, которое полностью не продается (ситуация затоваривание рынка). Для достижения равновесия необходимо снижать цену на продаваемые товары. Дефицит товаров - Qd>Qs.

 

Р (цена товара) Р (цена товара)

S

излишек

А

А S1 С

D2

S2 В

дефицит D D1

Q Q

(количество товара)

Рис. 7 Рыночное равновесие Рис. 8 Изменение рыночного

равновесия

В случае изменения спроса либо предложения или в результате одновременного их изменения на рынке может устанавливаться новое состояние равновесия (рис. 8).

Эластичность (Е) – это чувствительность, быстрота, интенсивность реакции. Определяются в экономической теории эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса – показатель степени чувствительности, реакции, потребителей к изменениям цены товара. Виды эластичности спроса (характер спроса, рис. 9):

· Эластичный спрос характеризуется сильной реакцией покупателя на изменение цены, т. е. объем спроса изменяется в большей степени, чем цена (величина спроса возрастает больше, чем на 1%). Небольшое изменение цены ведет к значительным колебаниям спроса (рис.9 кривая спроса D3).

· Абсолютно (совершенно) эластичный спрос характеризуется ситуацией, когда изменение объема спроса происходит при неизменном уровне цен (рис. 10 кривая спроса D5).

· Неэластичный спрос означает слабую чувствительность потребителя к изменению цены товара, т.е. величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (рис. 9 кривая спроса D1). Изменение цены вызывает незначительные колебания спроса меньше чем на 1% (на каждый процент снижения цены).

· Абсолютно (совершенно) неэластичный спрос – спрос, объем которого не изменяется при изменении цены (рис. 10 кривая спроса D4).

· Спрос единичной эластичности – ситуация, когда цена и величина спроса изменяются в одинаковой степени (рис. 9 кривая спроса D2).

Аналогично основным видам спроса предложение характеризуется как эластичное, неэластичное, абсолютно эластичное и неэластичное, а также предложение единичной эластичности. Эластичность предложения зависит от особенностей производственного процесса, временного фактора, способности произведенной продукции к длительному хранению и т.д.

 

 

Р (цена товара) Р (цена товара)

D1

D4

D5

D2

D3

Q Q

Рис. 9 Виды эластичности спроса Рис. 10 Абсолютно эластичный и

неэластичный спрос

 

Коэффициенты эластичности:

· Эластичности спроса по цене (величина процентного изменение величины спроса на данный товар при 1% изменении его цены, т.е. Ep (D)=-%DQ/%DP=-(DQ/Q)/(DP/P)= -P/Q*DQ/DP=-Po/Qo*(Q1-Qo)/(P1-Po). Ценовая эластичность спроса рассчитывается по модулю. При этом определяют точечную эластичность спроса по цене и дуговую. Точечная эластичность спроса рассчитывается на незначительных отрезках изменения цены и количества товара (формула приведена выше). Дуговая эластичность рассчитывается на значительных промежутках изменения цены и количества. Коэффициент дуговой эластичности:

Ep (D) =-((Q1-Qo)/(P1-Po))/((P1+Po)/(Q1+Qo)).

· Эластичности спроса по доходу (величина процентного изменения объема спроса на данный товар при 1%-ом изменении дохода потребителя), т.е. Ey (D)=%DQ/%DY=(DQ/Q)/(DY/Y)=Y/Q*DQ/DY=-Yo/Qo*(Q1-Qo)/(Y1-Yo). Для нормальных товаров (при увеличении дохода повышается спрос, а также доход и спрос изменяются в одном направлении) эластичность положительная, больше нуля. Для низших товаров (при увеличении дохода потребителя спрос падает, т.е. доход и спрос изменяются в обратном направлении) эластичность отрицательная. Для нейтральных товаров (повседневного пользования) коэффициент эластичности стремится к нулю.

· Перекрестная эластичность спроса – величина процентного изменения объема спроса на данный товар при изменении цены другого товара (для группы взаимосвязанных товаров), т.е.:

Epа(Dв) = %DQв / %DPа = (DQв/Qв)/(DPа/Pа)=Pа/Qв*DQв/DPа=Pаo/Qвo*(Qв1-Qвo)/(Pа1-Pаo).

Для товаров-субститутов эластичность положительна, а для комплементарных - эластичность отрицательная.

· Коэффициент эластичности предложения – величина процентного измения объема предложения товаров при 1%-ом изменении его цены, т.е. Ep (S)=%DQ/%DP=(DQ/Qср)/(DP/Pср.)=Pср./Qср´DQ/DP.

Если коэффициент эластичности стремится к нулю, то спрос совершенно эластичен, больше единицы – эластичный, равен единице – спрос единичной эластичности, меньше единицы - неэластичный, равен нулю – совершенно неэластичный.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1. степень необходимости товара для потребителя (чем она выше, тем эластичность меньше).

2. степень взаимозаменяемости (чем она больше, тем выше эластичность спроса на него).

3. удельный вес расходов на данный товар (чем больше расходы при неизменной цене, тем эластичнее спрос, а если повышается цена, т.е. снижаются расходы, то спрос неэластичный).

4. фактор времени (чем продолжительнее временной отрезок реагирования на изменение цены, тем выше коэффициент эластичности).

Факторы, влияющие на эластичность предложения: затраты на хранение товара, условия производства, гибкость реакции на изменение рыночной конъюнктуры, временной фактор.

Практическое применение коэффициентов эластичности заключается в определении взаимосвязи спроса, цены, дохода и выручки от реализации товаров, а также основных направлений изменения в процессе принятия решений. Взаимосвязь цены, количества товара, выручки от реализации и характера спроса:

P ´ Q = TR const – единичный спрос;

 

P ´ Q = TR – неэластичный спрос;

 

P´ Q = TR – эластичный спрос;

       
 
   
 


P ´ Q = TR - эластичный спрос;

 

P ´ Q = TR - неэластичный спрос.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.