КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Теория потребительского выбора
Экономические блага и их классификация. Потребность как экономическая категория. Полезность: понятие и виды. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор: кривые безразличия и линия бюджетного ограничения. Равновесие потребителя. Влияние цены и дохода на потребительский выбор. Эффект цены.
Благо в теории потребления – любой объект потребления, приносящий удовлетворение потребителю и повышающий уровень его благосостояния. Потребительская корзинка (набор благ) – совокупность различных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени. Классификация благ: материальные и нематериальные (внутренние и внешние), передаваемые и непередаваемые, личные и общественные, прямые и косвенные, свободные (даровые), экономические, настоящие и будущие, взаимодополняемые и взаимозамещаемые, долгосрочные и краткосрочные. Экономические блага – внешние для человека блага, которые принадлежат ему и являются его собственностью, а также могут быть измерены по средством денег. Экономические блага – результат хозяйственной деятельности человека. Их количество ограничено по сравнению с потребностью в них. Потребность – состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, которое он стремиться преодолеть. Экономическая потребность – потребность, существующая в отношении экономического блага, или те потребности, для удовлетворения которых необходима экономическая деятельность. Виды потребностей: производственные и непроизводственные, удовлетворенные и неудовлетворенные, первичные и вторичные, потребности общества, различных социальных групп. Полезность (U) – степень удовлетворения потребностей экономических субъектов. Полезность – приобретенное социально-экономическое свойство. Полезностью обладают те блага, которые воспринимаются как ограниченные по отношению к существующей потребности и которые в силу этого становятся экономическими. Функция полезности: U = f (Х) или U = f (Х1, Х2, … Хn), где Х, Х1, Х2, Хn – количество потребляемых благ. Различают порядковую (ординалистическую) и количественную (кардиналистическую) функции полезности. Виды полезности: общая и предельная. Общая полезность блага (ТU) – сумма полезности отдельных частей блага (она возрастает по мере роста количества потребляемых благ, рис. 11). Предельная полезность (МU) – полезность последней единицы блага, которая падает по мере увеличения количества потребляемых частей блага, так как происходит насыщение, что способствует меньшему удовлетворению потребности (рис. 12). ТU МU ТU МU Q Q (количество потребляемых благ) Рис. 11 Общая полезность Рис. 12 Предельная полезность
Закон (принцип) убывающей предельной полезности – чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления этого блага. В экономической теории полезность связана с спросом по средством введения в анализ денежной оценки полезности (например, 1 рубль приравнивается к 2 единицам потребляемого блага). Равновесие потребителя в контексте анализа предельной полезности – ситуация, при которой предельная полезность на каждую денежную единицу одного блага становится равной предельной полезности в расчете на каждую денежную единицу другого блага: МUa/Pa = МUb/ Pb, где МUa – предельная полезность блага а, Pa – цена блага а, МUb – предельная полезность блага b, Pb – цена блага b. Кривая безразличия (U) представляет собой различные комбинации продуктов А и В, в равной мере удовлетворяющих потребности, т е. наборы продуктов А и В обладают одинаковой полезностью (рис. 13). Карта кривых безразличия показывает выбор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ, где каждая кривая безразличия выше последующей соответствует большей величине совокупной полезности комбинации продуктов А и В (рис. 14).
А А U1 U3 UU2 В В Рис. 13 Кривая безразличия Рис. 14. Карта кривых безразличия
Свойства кривых безразличия: 1. кривые безразличия не пересекаются; 2. они имеют нисходящий вид, их наклон отрицательный; 3. кривая безразличия выпукла в началу координат, так как уменьшение блага А связано с увеличением потребления блага В; 4. кривизна кривой безразличия определяется законом убывающей предельной полезности; 5. кривой безразличия, расположенной дальше от начала координат соответствует более высокий уровень полезности. Предельная норма замещения – то количество блага, от которого потребитель отказывается в пользу другого блага: MRSаb = - DА / DВ = - МUа / МUb. Линия бюджетного ограничения – графическое отображение комбинаций каждой пары благ, которые могут быть приобретены при данном уровне цен и данной величине бюджета (рис. 15). Уравнение линии бюджетного ограничения: Y = PаQа + PbQb, где Y – доход потребителя, Pа и Рb – цены товаров А и В, Qа и Qb – количество покупаемых товаров А и В. Наклон линии бюджетного ограничения определяется соотношением цен соответствующих товаров (- Ра / Рb).
А Y = PаQа + PbQb
В Рис. 15 Линия бюджетного ограничения
Равновесие потребителя – ситуация, характеризующая достижение максимальной полезности потребителем при наличии определенного бюджета (суммы денежных средств). На рисунке 16 такое состояние иллюстрирует точка Е - точка пересечения кривой безразличия и линии бюджетного ограничения.
А Модель потребительского выбора: U = f (X1, X2)®max Y ³ PаQа + PbQb Е МUа / МUb = Ра / Рb (точка Е) U В Рис. 16 Равновесие потребителя
Эффект цены - влияние изменения цены на потребительский выбор. Эффект цены состоит из эффекта дохода и эффекта замещения. Падение цены делает потребителя, во-первых, богаче, т.к. увеличивается его реальный доход (результат снижения цены равноценен расту дохода, рис. 17). Во-вторых, снижение цены приводит к изменению относительных цен, независимо от изменения реального дохода, что определяет тенденцию к замещению всех других товаров теми продуктами, цены которых снизились (рис.18). А А
В В Рис. 17 Изменение дохода Рис. 18 Изменение цены товара В
Эффект дохода: если цена падает на какой-либо товар, то потребитель приобретает набор, который кажется ему наилучшим и у него остается некоторая сумма денег, равносильная реальному увеличению дохода. Эффект дохода в графической интерпретации отражает сдвиг линии бюджетного ограничения (рис.19, эффект дохода: переход из точки С в точку Т, движение из первоначального состояния равновесия потребителя в новое: с кривой безразличия U1 на U2). Эффект замещения – ситуация, характеризующая ту часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими (на рис. 19 переход из точки Р в точку С, движение вдоль кривой безразличия). Эффект замещения отрицателен, т.к. направлен в сторону, противоположную изменению цены, что обусловлено формой кривых безразличия.
А
Р Т С U2 U1 В Рис. 19 Эффект дохода и эффект замещения
Эффект дохода и замещения неодинаковы для различных групп товаров: 1. Для нормальных товаров (с увеличение дохода потребителя их потребление увеличивается) эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении 2. Для товаров низкого качества (с увеличением дохода их потребление снижается) эффект дохода и замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода: с увеличением дохода спрос уменьшается. Эффект замещения: с увеличением дохода замещаются товары низкого качества более качественными товарами (спрос растет). Общий эффект цены: спрос на товары повышается. Итоговый эффект цены зависит от того, какую долю в бюджете потребителя занимают расходы на покупку товаров низкого качества. Если данная доля незначительно, то эффект субституции перекрывает эффект дохода, что ведет к повышению потребления при снижении цены. 3. Для товаров Гиффена эффект дохода действует сильнее эффекта замещения (вопреки закону спроса). Товарами Гиффена являются преимущественно некачественные товары. При повышении цен на данные товары, они все равно остаются дешевыми по сравнению с другими товарами и покупаются потребителями. Товары Гиффена редки, но их появление свидетельствует о социальном неблагополучии и снижении уровня жизни населения. В данной ситуации эффект дохода перекрывает эффект замещения, если весь бюджет потребителя расходуется на покупку данного товара.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |