Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое проектирование: искусство или наука?




 

Скажем сразу, что проектирование не следует путать ни с искусством, ни с естественными науками, ни с матема­

тикой. Это сложный вид деятельности, в котором успех зависит от правиль­ного сочетания всех этих трех средств познания; очень мала вероятность до­биться успеха путем отождествления проектирования с одним из них. Ос­новное различие связано с временны­ми отношениями. Деятели искусства и науки имеют дело с физическим миром (реальным или символическим) в том виде, в каком он существует в настоя­щее время, а математики оперируют с абстрактными отношениями, не за­висящими от календарного времени. Проектировщики же всегда вынуждены считать реальным то, что существует лишь в воображаемом будущем, и искать пути претворения в жизнь пред­видимых объектов.

Интересно сопоставить подходы, ме­тоды и критерии, используемые в ес­тественных науках, в искусстве и в математике. Цель ученого — точно опи­сать и объяснить наблюдаемые явле­ния. Для его подхода характерны про­фессиональный скептицизм и сомнения. Его главная методика — тщательно поставленный эксперимент, призванный опровергнуть гипотезу, доказав истин­ность обратного утверждения. Худож­ник — скажем, живописец или скуль­птор — тоже не связан в своей деятель­ности с будущим, его больше всего ин­тересует настоящее. Его цель состоит в обработке (с испытываемым при этом удовлетворением) материала, су­ществующего одновременно с его дея­тельностью. Конечно, есть художники, которые пользуются эскизами, моделя­ми, наборами мелодий и т.д., планируя тем самым свою работу, но при этом они прибегают к методу сознательного предвидения, типичному для проекти­ровщика, отходя от свойственной ху­дожнику импульсивности и непосредст­венности. Художник культивирует в себе уверенность, готовность действо­вать при полном или почти полном отсутствии внешних свидетельств, на которые могло бы опереться его вооб­ражение. Он действует в ’’реальном времени”, в полной мере используя высокоразвитую способность своей нерв­ной системы остро реагировать на ин­туитивно схваченную картину реального мира. Математика рассматривает не физичес­кий мир, а мир отношении, точный и вневременной. Любая задача, существо­вание которой постулировано и кото­рую можно представить в символичес­кой форме, принимается как таковая, не требуя научных сомнений и пояс­нений. Для постановки задачи не при­ходится обрабатывать какой бы то ни было физический материал. Для ма­тематика задача существует с того мо­мента, как он ее поставил, и нужно лишь логическим путем найти ее реше­ние. Это решение, которое может быть выражено в абстрактных символах, обязано быть абсолютно верным, но может, помимо того, быть еще и ’’изящ­ным”.

После краткого рассмотрения этих трех областей деятельности укажем, в чем их сходство и различие с проекти­рованием, которое иногда с ними путают.

Прежде чем предсказывать будущее, разработчик должен в достаточной мере знать настоящее, а для этого он должен обладать свойствами ученого: скептициз­мом, умением поставить эксперимент и проанализировать его результаты. Од­нако, когда разработчик переходит от настоящего к будущему, позиция сом­невающегося ученого становится для не­го бесполезной и ей на смену должно прийти нечто другое, похожее скорее на подсознательную веру.

Подход художника необходим разра­ботчику на том этапе, когда в лаби­ринте альтернатив приходится отыски­вать тропинку, ведущую к новому и непротиворечивому построению, которое

могло бы лечь в основу решения. При этом нужно иметь какой-нибудь по­датливый материал или аналог, который позволял бы, поспевая за течением мысли, передавать форму решения. Обычно таким материалом служили эс­кизы, быстро набрасываемые ”на обо­роте конверта”, за которыми стояли точ­ные образы вариантов проекта в воображении. В будущем для быстрой про­верки различных вариантов геометрии, видимо, будут применяться электрон­ные вычислительные машины с индика­цией на экране, активно взаимодейст­вующие с разработчиком.

Метод математика, выражающего ис­ходные предположения через абстракт­ные символы, а затем манипулирую­щего этими символами, пока не придет к решению, годится для проектиров­щика лишь на том этапе, когда зада­ча стабилизировалась, когда для того, чтобы разрешить противоречия между целью и средствами, уже не требуется изменять исходные посылки. Однако самая интересная и самая сложная часть разработки - это как раз поиск реше­ния путем изменения формулировки задачи, поэтому правильно будет счи­тать, что математика полезна только для оптимизации, т.е. для отыскания наи­лучшего решения после того, как зада­ча уже определилась. Если задачу проек­тирования можно сформулировать в ма­тематических символах, ее решение мо­жет быть получено на ЭВМ, без непос­редственного участия человека в рас­четах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.