Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы качественного прогнозирования состояния внешней среды основаны на различного рода опросах и экспертных оценках. К ним относятся: репрезентативный опрос, опрос экспертов

 

Рисунок 2 - Типология методов прогнозирования спроса

 

Качество прогнозирования с использованием метода репрезентативного опроса зависит от репрезентативности выборки опрашивае­мых, а также от того, в какой форме ставится вопрос, и др.

В основу прогнозов, основанных на опросе экспертов, закладываются не объективные данные, а суждения менеджеров или потребителей. Наибольшее распространение получили три метода: метод Дельфи, метод оценки торгового персонала, метод исследования намерений поку­пателей. Указанные методы могут применяться на первом этапе при разработке количественных прогнозов, например для прогнозирования темпов роста инфляции, рыночного спроса.

Количественные методы прогнозирования состояния внешней среды позволяют получать информацию только о тех объектах, которые могут быть измерены количественно (например, объемы потребления продук­тов питания). К числу таких методов относятся: эмпирические методы, в основе которых лежат эмпирические данные, либо методы экстраполя­ции трендов, построенные на анализе временных рядов и прогнозирова­нии развития на ближайшую перспективу (например, прогнозирование текущих объемов продаж).

К наиболее прогрессивным с научной точки зрения относятся «объек­тивные», «аналитические» методы прогнозирования (например, динамическое имитационное моделирование), в основе которых заложены модели, имитирующие рыночные ситуации при разных сценариях развития событий.

Метод построения сценариев. В условиях быстрых и сильных изменений, происходящих во внешней среде, ценным инструментом восприя­тия действительности могут быть интуиция и воображение. Планирование базируется на определенных гипотезах (предположениях, допущениях) о будущем состоянии внешней среды. Планирование сценариев обеспечивает интеграцию интуитивных и количественных методов, основанных на имеющихся фактах.

Планирование и анализ сценария — это структурированный метод раз­работки альтернативных картин будущего состояния внешней среды.

Сценарий представляет собой детальное, внутренне последователь­ное описание того, на что может быть похоже будущее, основанное на ряде предположений, которые особенно важны для развития эконо­мики, отрасли или технологии.

В сценариях учитываются в основном ключевые факторы — характе­ристики внешней среды, но, кроме этого, могут быть учтены и специфи­ческие для предприятия аспекты. Как правило, наряду с наиболее веро­ятным сценарием разрабатывают и альтернативные сценарии (рисунок 3). Техника разработки сценария представляет собой многоступенчатый, междисциплинарный процесс поиска решения проблем. Она требует привлечения большого числа специалистов. На отдельных этапах при разработке сценария могут применяться и другие методы исследова­ния: построение дерева проблем, мозговой штурм, морфологический ана­лиз, имитационные игры, статистический анализ, метод Дельфи и си­туационное моделирование.

Рисунок 3 - Метод сценариев

 

 

Метод сценариев лишен недостатков «точечного прогноза» и позво­ляет анализировать несколько вариантов развития событий. Использо­вание этого метода повышает способность компании к предвидению, увеличивает ее гибкость и адаптивность к происходящим изменениям по мере реального развития событий. Сценарии могут использоваться в качестве базы для стратегического планирования, а в дальнейшем — и для контроля планов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы прогнозирования | Методы планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.