Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Знания, полученные на этом занятии, необходимы в вашей учебной и практической деятельности


1. Знания, полученные на этом занятии, необходимы в вашей учебной и практической деятельности.

2. Опираясь на знания, полученные на этом занятии, вы сможете самостоятельно выстраивать рефлекторные дуги различных видов рефлексов, а также ориентироваться в топографии нервной системы.

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

А. Индивидуальные задания студентам для письменных ответов по карточкам:

№ 1

1. Мышцы таза (наружная группа).

2. Надгрушевидное и подгрушевидное отверстия.

№ 2

1. Мышцы таза (внутренняя группа).

2. Запирательный канал.

№ 3

1. Передняя группа мышц бедра (сгибатели бедра).

2. Бедренный треугольник.

№ 4

1. Медиальная группа мышц бедра (приводящие бедро).

2. Проводящий канал (бедренно-подколенный).

№ 5

1. Задняя группа мышц бедра (разгибатели бедра).

2. Нижний и верхний мышечно-малоберцовый канал.

№ 6

1. Передняя группа мышц голени.

2. Подколенная ямка.

№ 7

1. Задняя группа мышц голени.

2. Бедренный канал.

№ 8

1. Латеральная группа мышц голени.

2. Подошвенные мышцы стопы (мышцы большого пальца; мышцы мизинца; мышцы, лежащие в углублении подошвы).

№ 9

1. Тыльная мышца стопы.

2. Фасции нижней конечности.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План:

1. Нервная система – общее понятие.

2. Рефлекс, классификация, значение.

3. Синапс, понятие, виды.

4. Виды нервной деятельности.

5. Значение, функции нервной системы.

 

1. Нервная система – общее понятие.

Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем, обуславливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как целого с внешней средой.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка с отростками – нейрон.

Вся нервная система – это совокупность нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи специальных аппаратов – синапсов.

Различают 3 типа нейронов (по структуре и функции):

1. Рецепторные или чувствительные (афферентные).

2. Вставочные, замыкательные (кондукторные или ассоциативные).

3. Эффекторные, двигательные – от них импульс направляется к рабочим органам (эфферентные).

Афферентные нейроны воспринимают раздражение (или воздействие) из внешней и внутренней среды и генерируют их в нервный импульс.

Вставочные осуществляют связь между нервными клетками, а эффекторные передают импульсы клеткам рабочих органов.

Тела афферентных нейронов всегда лежат вне головного и спинного мозга, в узлах (ганглиях) периферической нервной системы. Один из отростков отходит от тела нервной клетки, затем идет на периферию и заканчивается чувствительным окончанием – рецептором. Другой отросток направляется в спинной и в головной мозг (этот отросток входит в состав задних корешков спино-мозговых или черепных нервов).



Ассоциативный нейрон передает возбуждение от афферентного нейрона на эфферентные, лежит в ЦНС. Тела эфферентных нейронов находятся в ЦНС или на периферии – в симпатических, парасимпатических узлах. Аксоны этих клеток идут в виде нервных волокон к рабочим органам (произвольным – скелетным и непроизвольным – гладким мышцам, железам).

Нервная система условно подразделяется на 2 отдела:

1. Соматическая (или анимальная).

2. Вегетативная (или автономная): симпатическая, парасимпатическая.

Соматическая нервная система осуществляет связь организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движения (посредством рецепторов и эффекторов) – они свойственны только животным, поэтому эта часть нервной системы получила название анимальной (животной).

Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание, выделение и др.), отчего и называется вегетативная – т.е. растительная. Обе системы тесно связаны между собой.

В нервной системе выделяют центральную часть – головной и спинной мозг – это центральная нервная система, и периферическую часть – нервы, отходящие от спинного и головного мозга – это периферическая нервная система.

На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества.

Серое вещество – образуется скоплениями нервных клеток (с начальными отделами отростков, отходящих от их тел). Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названия ядер.

Белое вещество – образуют нервные волокна, покрытые миелиновой оболочкой. Нервные волокна в головном и спинном мозге образуют проводящие пути или тракты.

И.П.Павлов показал, что ЦНС может оказывать 3 рода воздействий на органы:

1. Пусковое, вызывающее либо прекращающее функцию органа.

2. Сосудодвигательное – изменяющее ширину просвета сосудов (регулирует приток к органу крови).

3. Трофическое – повышающее или понижающее обмен веществ (т.е. питание органа).

Благодаря этому происходит следующее: когда к работающей скелетной мышце по двигательным волокнам направляются импульсы, вызывающие ее сокращение, то одновременно по вегетативным волокнам поступают импульсы, расширяющие сосуды и усиливающие обмен веществ, тем самым обеспечивается энергетическая возможность выполнения мышечной работы.

По определению И.М.Сеченова, деятельность нервной системы носит рефлекторный характер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. А. Индивидуальные задания студентам для письменных ответов по карточкам: | Синапс, понятие, виды

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.