КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Мотивация учебной деятельности. 1. Знания, полученные на этом занятии, необходимы в вашей учебной и практической деятельности
1. Знания, полученные на этом занятии, необходимы в вашей учебной и практической деятельности. 2. Опираясь на знания, полученные на этом занятии, вы сможете самостоятельно выстраивать рефлекторные дуги различных видов рефлексов, а также ориентироваться в топографии нервной системы. III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ А. Индивидуальные задания студентам для письменных ответов по карточкам: № 1 1. Мышцы таза (наружная группа). 2. Надгрушевидное и подгрушевидное отверстия. № 2 1. Мышцы таза (внутренняя группа). 2. Запирательный канал. № 3 1. Передняя группа мышц бедра (сгибатели бедра). 2. Бедренный треугольник. № 4 1. Медиальная группа мышц бедра (приводящие бедро). 2. Проводящий канал (бедренно-подколенный). № 5 1. Задняя группа мышц бедра (разгибатели бедра). 2. Нижний и верхний мышечно-малоберцовый канал. № 6 1. Передняя группа мышц голени. 2. Подколенная ямка. № 7 1. Задняя группа мышц голени. 2. Бедренный канал. № 8 1. Латеральная группа мышц голени. 2. Подошвенные мышцы стопы (мышцы большого пальца; мышцы мизинца; мышцы, лежащие в углублении подошвы). № 9 1. Тыльная мышца стопы. 2. Фасции нижней конечности.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА План: 1. Нервная система – общее понятие. 2. Рефлекс, классификация, значение. 3. Синапс, понятие, виды. 4. Виды нервной деятельности. 5. Значение, функции нервной системы.
1. Нервная система – общее понятие. Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем, обуславливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как целого с внешней средой. Структурной единицей нервной системы является нервная клетка с отростками – нейрон. Вся нервная система – это совокупность нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи специальных аппаратов – синапсов. Различают 3 типа нейронов (по структуре и функции): 1. Рецепторные или чувствительные (афферентные). 2. Вставочные, замыкательные (кондукторные или ассоциативные). 3. Эффекторные, двигательные – от них импульс направляется к рабочим органам (эфферентные). Афферентные нейроны воспринимают раздражение (или воздействие) из внешней и внутренней среды и генерируют их в нервный импульс. Вставочные осуществляют связь между нервными клетками, а эффекторные передают импульсы клеткам рабочих органов. Тела афферентных нейронов всегда лежат вне головного и спинного мозга, в узлах (ганглиях) периферической нервной системы. Один из отростков отходит от тела нервной клетки, затем идет на периферию и заканчивается чувствительным окончанием – рецептором. Другой отросток направляется в спинной и в головной мозг (этот отросток входит в состав задних корешков спино-мозговых или черепных нервов). Ассоциативный нейрон передает возбуждение от афферентного нейрона на эфферентные, лежит в ЦНС. Тела эфферентных нейронов находятся в ЦНС или на периферии – в симпатических, парасимпатических узлах. Аксоны этих клеток идут в виде нервных волокон к рабочим органам (произвольным – скелетным и непроизвольным – гладким мышцам, железам). Нервная система условно подразделяется на 2 отдела: 1. Соматическая (или анимальная). 2. Вегетативная (или автономная): симпатическая, парасимпатическая. Соматическая нервная система осуществляет связь организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движения (посредством рецепторов и эффекторов) – они свойственны только животным, поэтому эта часть нервной системы получила название анимальной (животной). Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание, выделение и др.), отчего и называется вегетативная – т.е. растительная. Обе системы тесно связаны между собой. В нервной системе выделяют центральную часть – головной и спинной мозг – это центральная нервная система, и периферическую часть – нервы, отходящие от спинного и головного мозга – это периферическая нервная система. На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества. Серое вещество – образуется скоплениями нервных клеток (с начальными отделами отростков, отходящих от их тел). Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названия ядер. Белое вещество – образуют нервные волокна, покрытые миелиновой оболочкой. Нервные волокна в головном и спинном мозге образуют проводящие пути или тракты. И.П.Павлов показал, что ЦНС может оказывать 3 рода воздействий на органы: 1. Пусковое, вызывающее либо прекращающее функцию органа. 2. Сосудодвигательное – изменяющее ширину просвета сосудов (регулирует приток к органу крови). 3. Трофическое – повышающее или понижающее обмен веществ (т.е. питание органа). Благодаря этому происходит следующее: когда к работающей скелетной мышце по двигательным волокнам направляются импульсы, вызывающие ее сокращение, то одновременно по вегетативным волокнам поступают импульсы, расширяющие сосуды и усиливающие обмен веществ, тем самым обеспечивается энергетическая возможность выполнения мышечной работы. По определению И.М.Сеченова, деятельность нервной системы носит рефлекторный характер.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |