КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Изложение нового материала. 1. Сформировать знания о структурах ВНД
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Сформировать знания о структурах ВНД 2. Сформировать знания о физиологических свойствах коры 3. Сформировать знания о условном и безусловном рефлексе 4. Сформировать знания о типах высшей нервной деятельности 5. Сформировать знания о электрических явлениях в коре 6. Сформироватьзнания о первой и второй сигнальной системе 1. Знания, полученные на этом занятии, необходимы в вашей учебной и практической деятельности III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ А. Индивидуальные задания студентам в виде вопросов у доски. 1.Рассказать о строении и функции яичка, о составе спермы 2. Рассказать о строении и функции семявыносящего протока и семенного пузырька 3. Рассказать о предстательной и бульбоуретральной железах 4. Рассказать о наружных мужских половых органах: половой член, мошонка 5. Рассказать о физиологическом процессе сперматогенезе
План: 1. Структуры осуществляющие психическую деятельность 2. Физиологические свойства коры 3. Условные и безусловные рефлексы 4. Торможение условного рефлекса 5. Электрические явления в коре 6. Первый и второй сигнальные системы 7. Типы ВНД 8. Физиологические основы памяти, речи, сознания
Конечный мозг является одним из сложных органов человека. Функции этого отдела ЦНС настолько отличаются от функций ствола и с/м, что они выделяются в особую главу физиологии, называемую вышей нервной деятельностью. Этот термин введен И.П. Павловым. Деятельность нервной системы, направленную на объединение и регуляцию всех органов и систем организма, И.П. Павлов назвал низшей нервной деятельностью. Под ВНД он понимал -поведени, деятельность, направленную на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, на уравновешивание с окружающей средой? И.П. Павлов своими исследованиями доказал не только рефлекторную деятельность, коры мозга, но и открыл качественно новый высший тип рефлексов- условные рефлексы. Условные рефлексы - это элементарные акты, из которых складывается поведение человека и животных. Они индивидуальные и временные, они могут образовывается и исчезать. В месте с тем было установлено, что поражение коры полушарий приводит к безвозвратной утрате приобретенных реакций, выработанных в процессе индивидуальный жизни- условныхрефлексов. Кора полушарий большого мозга представляет собой совокупность ядер различных анализаторов, между которыми находятся рассеянные элементы разных смежных анализаторов. У человека и других позвоночных с помощью специальных приборов можно зарегистрировать спонтанные электрические колебания, для которых характерна соответствующим периодичность. Эти постоянные колебания отражают элементарную активность коры и обозначаются термином электроэнцефалограмма - ЭЭГ. При анализе ЭЭГ учитывают частоту, амплитуду, форму и продолжительность ее электрических колебаний. У взрослого человека в состоянии покоя и при отсутствии внешних раздражителей на ЭЭГ наблюдаются регулярные волны, идущие с частотой 8-13Гц и имеющие амплитуду около 50мкВ - эти волны обозначаются как d – ритм, наиболее выражены в затылочных долях коры. Переход человека от состояния покоя к деятельности (умственная работа, восприятия света и т.д.) сопровождаются исчезновением d-ритма и появлением частых 14-30 Гц и имеет амплитуду 25 мкВ колебаний --ритм. Если человек в состоянии покоя переходит не к активной деятельности, а ко сну то появляется более медленные и высокоамплитудные по сравнению с d- ритмом волны. Тета волны- 4-7Гц и 100-150мкВ. Дельта-ритма -0,5-3,5Гц и 250-300мкВ. В норме у не спящего человека тэта-и d-ритмы не появляются. Прекращение кровоснабжения мозга уже через 15с приводит к исчезновению его электрической активности. Рефлексы- это закономерная реакция организма на изменение внутренней или внешней среды, которые осуществляются при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов. По биологическому значению рефлексы делятся: 1) Витальные - пищевые, болевые, половые, локомоторные(перемещение тела), оборонительные. 2) Зоосоциальные - родительское поведение, игровое поведение. 3) Рефлексы саморазвития От места расположения: 1) Экстероцепторные 2) Интероцептивные 3) Пропреоцептивные По характеру ответных реакций: 1) Секреторные 2) Трофические 3) Двигательные Рефлексы делятся на: 1) Простые 2) Сложные В зависимости от того, какой отдел ЦНС участвует в рефлекторной деятельности, различают: 1) Кортикальные - нейроны коры больших полушарий 2) Мезенцефальные - нейроны среднего мозга. 3) Бульбальные - нейроны продолговатого мозга 4) Спинальные - нейроны сри. Для образования УР необходимо: 1) Наличие 2-х раздражителей – индифферентного, такого, который может быть условным, и безусловного 2) Индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному. 3) Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. 4) Отсутствие отвлекающих других раздражителей 5) Антивное состояние коры г/м, отсутствие патологических процессов Безусловные рефлексы (или инстинкты) – это враждебные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны всем животным и человеку (сосательные, пищевые, защитные и половые). Безусловные рефлексы имеют готовые анатомически сформулированные рефлекторные дуги. Б.Р- относительно постоянные рефлекторные р-ции, малоизменяющиеся, инертные, в результате чего за счет безусловных рефлексов невозможно приспособится к новым условиям существования. У.Р. могут исчезать т.е. торможение У.В. Виды внутреннего торможения: 1) Угасание 2) Запаздывание 3) Диференцированый 4) Запредельное 5) Условный тормоз. Между нейронами, отвечающими за образование У.Р и Б.Р. замыкаются временные связи. Существуют 2 основных гипотезы замыкания временных связей: 1) Синоптическая – предрасполагающая, что механизм формирования У.Р.являются изменение эффективности синапсов 2) Мембранная – утверждающая, что основным механизмам У.Р. является изменение свойств возбудимости постсинаптической мембраны. Механизмы образования и торможения У.Р. сходны. Гипотеза Анохина предполагает, что в основе торможения лежит конкурентная борьба, столкновение различных возбуждений. 1 сигнальная система – обеспечивает восприятие конкретных раздражителей (звук, химические и физические факторы и т.д.) внешней среды, их анализ и синтез корой г/м. Она свойственна как человеку так и животному. 2 сигнальная система – возникла в процессе трудовой деятельности, общественных отношений и формирования нервных функций мозга: восприятие и произношение слов, мимике, жестов, их понимания. При этом совестная сигнализация, речь, язык, являются главнейшими средствами отношений между людьми т.о. 2 с.с. играет важную роль в обучении человека. Изменение социально среды влечет за сбой и изменения в формировании 2 сигнальной системы. Известно, что нервной системе взаимодействуют 2 процесса: возбуждения и торможение. В основе типологии нервной системы лежит, сила и подвижность нервных процессов. Подвижность – на сколько быстро возбуждение сменяется торможением и наоборот. 1) Холерик 2) Сангвиник 3) Флегматик 4) Меланхолик Все типы адаптируются в популяции. Нельзя сказать какой хуже, а какой лучше. Известно, что смена дня и ночи ведет за собой суточный, или циркоидный, ритм поведения. Периодическая смена освещения и сопутствующих внешних раздражителей играют особенно важную роль в становлении внутреннего ритма. Смена сна и бодрствования – это одно из проявления внутреннего суточного ритма организма человека, является непременным условием жизни. В ночном сне различают периоды колебания ЭЭГ 1) Медленного сна – медленные амплитудные, сопровождается вегетативным тонусом: сужаются зрачки, розовеет кожа, усиливается потоотделение, слезо-и слюноотделение, активность ССС, дыхательной, пищеварительной и выделительной системы характерны медленные движения глаз. 2) Быстрого сна – на ЭЭГ регистрируется высокочастотные и низкоамплитудные колебания, характерные для человека, который не спит. Поэтому быстрый сон стали называть парадоксальным, а медленный ортодоксальным. Для человека, кот находится в состоянии дремоты характерен d – ритм (стадия А). При легкой сонливость неустойчивая высокоамплитудная активность (стадия В) Поверхностный сон – низкоамплитудный медленные волны (стадия С). Глубокий сон – усиление высокоамплитудной медленной активности (стадия D и E)/ У взрослых на протяжении ночи отмечается 4-6 циклов быстрого сна, продолжительность каждого по 20минут. Значение быстрого сна для улучшения самочувствия с возрастом увеличивается. Продолжительность сна индивидуальна. Установлено, что в регуляции сна учувствует нейрохимические вещества серотонин и норадреналин. Медленный сон – регулируется серотонинэрической системой ядер продолговатого мозга: установлена прямая зависимость сна от общего уровня серотонина и его обмена и функциональной активности этих мозговых структур. За быстры сон и состояние бодрствование отвечают катехоламинэргические нитроны моста и ретикулярной фармации среднего мозга. Функция медленного сна основная – процессы, связанные с метаболизмом белков и РНК, причем главным образом в глиальных клетках определенных структур мозга. Нарушения сна ведут к развитию функциональных нарушений нервной системы, возникновению заболеваний. Пометь – основное свойство нервной системы, это хранение информации о событиях внешнего мира и реакция организма на эти события и использование этой информации для построения текущего поведения. Виды памяти: 1) Оперативная (сенсорная) – информация хранится 500 миллисекунд. 2) Кратковременная – информация хранится в течение нескольких минут и даже часов. 3) Долговременная – информация хранится постоянно. Считается, что кратковременная память образуется за счет конфирмационных изменений макромолекул и постсинаптическом уровнях. Многие считают, что в основе лежит ревербоция возбуждения. Для объяснения долговременной памяти нет единой гипотезы, но предполагают, что носителями являются белковые молекулы (проопреокортин 95 аминокислот, нарезается на более короткие олигопептиды). А КТГ. Являются фрагментом прооприокорпенд. считают, что ДНК является носителем долговременной памяти. Долговременная память делится: 1) Образная 2) Вербально-логическая 3) Эмоциональная 4) Моторная В процессе запоминания учувствуют мозжечок, круп-папица, кора больших полушарий. Особую роль играет гиппокалеп.- здесь идет преобразование кратковременной в долговременную память. Анализ и синтез в коре больших полушарий! Деятельность нервной системы не возникла без переработки текущей информации. Различают 2 стороны переработки информации: 1) Анализ – т.е расчленение информации на отдельные компоненты. 2) Синтез Существует специализация между полушариями. Левое отвечает за анализ информации, а правая за синтез информации. Нормальная работа мозга возможна при интегративной деятельности обоих полушарий обеих полушарий. Анализ и синтез лежит в основе мышления. Мышление – это сложный вид корковой деятельности, которая строится на основе речи. Мышление – это свернутая речь. Изучая онтогенез мышления, Выготский в 20-х годах ХХ в. Наблюдал за детьми. Дети по мере взросления с начало проговаривают в слух (речь) свои поступки, затем переходят в шепот, затем во внутреннюю речь. Мысль – это концентрированная внутренняя речь. Мышление связано с ассоциативной корой, а также со зрительной и слуховой. Для реализации необходима лимбическая система. Критерии оценки ВНД: 1) Адекватное поведение 2) Поменять 3) Обучаемость 4) Мышление 5) Сознание Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека. Все поведение человека программируется, т.е. создается программа – это модель того, что произойдет с организмом. В основе модели лежит функциональная система, которая опирается на прошлый жизненный опыт, на текущую информацию, в которую входит не только информация от окружающей среды, но и от внутренних органов – в результате планируется тот или иной поведенческий акт. В основе поведения лежит определенная на данный момент потребность, которые бывают биологические и социальные. Текущая потребность вызывает в нервной системе доминируют мотивацию, которая определяет все последующие этапы деятельности мозга по формированию поведенческих программ, Поведение – отражает полезный результат. Вкачестве полезного результата – удовлетворение потребности и снижение мотивации при этом используется долговременная память. Доминирующая мотивация извлекает из памяти необходимые еи элементы, которые нужны для достижения полезного результата. Для адекватного сознания поведенческой реакции необходима оценка текущей информации. Происходит возбуждение и кодирование информации. Функциональную систему, отвечающую за поведение, нельзя локализовать в определенной анатомической структуре. Можно оценить степень участия этих структур в создании доминирующей ситуации. Важную роль играет таламус и связанная с ним ассоциативная кора. Вероятная программа дает команды, в результате которых совершается действия и достигается либо нет полезный результат. По механизму обратной связи поступает информация о полезном результате. При отсутствии ожидаемого результата включаются механизмы для его достижения: 1) Сохранение программы действия в кратковременной памяти и повторение действия. 2) Отрицательные эмоции, которые сигнализируют о неуспехе действия, что может привести к изменению мотивации. 3) Возникновение стойкой мотивации, побуждающей к перестройке программы действия для достижения полезного результата.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |