![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Изложение нового материала. 1. Сформировать знания о структурах ВНДII. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Сформировать знания о структурах ВНД 2. Сформировать знания о физиологических свойствах коры 3. Сформировать знания о условном и безусловном рефлексе 4. Сформировать знания о типах высшей нервной деятельности 5. Сформировать знания о электрических явлениях в коре 6. Сформироватьзнания о первой и второй сигнальной системе 1. Знания, полученные на этом занятии, необходимы в вашей учебной и практической деятельности III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ А. Индивидуальные задания студентам в виде вопросов у доски. 1.Рассказать о строении и функции яичка, о составе спермы 2. Рассказать о строении и функции семявыносящего протока и семенного пузырька 3. Рассказать о предстательной и бульбоуретральной железах 4. Рассказать о наружных мужских половых органах: половой член, мошонка 5. Рассказать о физиологическом процессе сперматогенезе
План: 1. Структуры осуществляющие психическую деятельность 2. Физиологические свойства коры 3. Условные и безусловные рефлексы 4. Торможение условного рефлекса 5. Электрические явления в коре 6. Первый и второй сигнальные системы 7. Типы ВНД 8. Физиологические основы памяти, речи, сознания
Конечный мозг является одним из сложных органов человека. Функции этого отдела ЦНС настолько отличаются от функций ствола и с/м, что они выделяются в особую главу физиологии, называемую вышей нервной деятельностью. Этот термин введен И.П. Павловым. Деятельность нервной системы, направленную на объединение и регуляцию всех органов и систем организма, И.П. Павлов назвал низшей нервной деятельностью. Под ВНД он понимал-поведени, деятельность, направленную на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, на уравновешивание с окружающей средой? И.П. Павлов своими исследованиями доказал не только рефлекторную деятельность, коры мозга, но и открыл качественно новый высший тип рефлексов- условные рефлексы. Условные рефлексы- это элементарные акты, из которых складывается поведение человека и животных. Они индивидуальные и временные, они могут образовывается и исчезать. В месте с тем было установлено, что поражение коры полушарий приводит к безвозвратной утрате приобретенных реакций, выработанных в процессе индивидуальный жизни- условныхрефлексов. Кора полушарий большого мозга представляет собой совокупность ядер различных анализаторов, между которыми находятся рассеянные элементы разных смежных анализаторов. У человека и других позвоночных с помощью специальных приборов можно зарегистрировать спонтанные электрические колебания, для которых характерна соответствующим периодичность. Эти постоянные колебания отражают элементарную активность коры и обозначаются термином электроэнцефалограмма-ЭЭГ. При анализе ЭЭГ учитывают частоту, амплитуду, форму и продолжительность ее электрических колебаний. У взрослого человека в состоянии покоя и при отсутствии внешних раздражителей на ЭЭГ наблюдаются регулярные волны, идущие с частотой 8-13Гц и имеющие амплитуду около 50мкВ- эти волны обозначаются как d – ритм, наиболее выражены в затылочных долях коры. Переход человека от состояния покоя к деятельности ( умственная работа, восприятия света и т.д.) сопровождаются исчезновением d-ритма и появлением частых 14-30 Гц и имеет амплитуду 25 мкВ колебаний - Тета волны- 4-7Гц и 100-150мкВ. Дельта-ритма -0,5-3,5Гц и 250-300мкВ. В норме у не спящего человека тэта-и d-ритмы не появляются. Прекращение кровоснабжения мозга уже через 15с приводит к исчезновению его электрической активности. Рефлексы- это закономерная реакция организма на изменение внутренней или внешней среды, которые осуществляются при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов. По биологическому значению рефлексы делятся: 1) Витальные - пищевые, болевые, половые, локомоторные(перемещение тела), оборонительные. 2) Зоосоциальные - родительское поведение, игровое поведение. 3) Рефлексы саморазвития От места расположения: 1) Экстероцепторные 2) Интероцептивные 3) Пропреоцептивные По характеру ответных реакций: 1) Секреторные 2) Трофические 3) Двигательные Рефлексы делятся на: 1) Простые 2) Сложные В зависимости от того, какой отдел ЦНС участвует в рефлекторной деятельности, различают: 1) Кортикальные - нейроны коры больших полушарий 2) Мезенцефальные - нейроны среднего мозга. 3) Бульбальные - нейроны продолговатого мозга 4) Спинальные - нейроны сри. Для образования УР необходимо: 1) Наличие 2-х раздражителей – индифферентного, такого, который может быть условным, и безусловного 2) Индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному. 3) Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. 4) Отсутствие отвлекающих других раздражителей 5) Антивное состояние коры г/м, отсутствие патологических процессов Безусловные рефлексы (или инстинкты) – это враждебные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны всем животным и человеку ( сосательные, пищевые, защитные и половые). Безусловные рефлексы имеют готовые анатомически сформулированные рефлекторные дуги. Б.Р- относительно постоянные рефлекторные р-ции, малоизменяющиеся, инертные, в результате чего за счет безусловных рефлексов невозможно приспособится к новым условиям существования. У.Р. могут исчезать т.е. торможение У.В. Виды внутреннего торможения: 1) Угасание 2) Запаздывание 3) Диференцированый 4) Запредельное 5) Условный тормоз. Между нейронами, отвечающими за образование У.Р и Б.Р. замыкаются временные связи. Существуют 2 основных гипотезы замыкания временных связей: 1) Синоптическая – предрасполагающая, что механизм формирования У.Р.являются изменение эффективности синапсов 2) Мембранная – утверждающая, что основным механизмам У.Р. является изменение свойств возбудимости постсинаптической мембраны. Механизмы образования и торможения У.Р. сходны. Гипотеза Анохина предполагает, что в основе торможения лежит конкурентная борьба, столкновение различных возбуждений. 1 сигнальная система – обеспечивает восприятие конкретных раздражителей ( звук, химические и физические факторы и т.д.) внешней среды, их анализ и синтез корой г/м. Она свойственна как человеку так и животному. 2 сигнальная система – возникла в процессе трудовой деятельности, общественных отношений и формирования нервных функций мозга: восприятие и произношение слов, мимике, жестов, их понимания. При этом совестная сигнализация, речь, язык, являются главнейшими средствами отношений между людьми т.о. 2 с.с. играет важную роль в обучении человека. Изменение социально среды влечет за сбой и изменения в формировании 2 сигнальной системы. Известно, что нервной системе взаимодействуют 2 процесса: возбуждения и торможение. В основе типологии нервной системы лежит, сила и подвижность нервных процессов. Подвижность – на сколько быстро возбуждение сменяется торможением и наоборот. 1) Холерик 2) Сангвиник 3) Флегматик 4) Меланхолик Все типы адаптируются в популяции. Нельзя сказать какой хуже, а какой лучше. Известно, что смена дня и ночи ведет за собой суточный, или циркоидный, ритм поведения. Периодическая смена освещения и сопутствующих внешних раздражителей играют особенно важную роль в становлении внутреннего ритма. Смена сна и бодрствования – это одно из проявления внутреннего суточного ритма организма человека, является непременным условием жизни. В ночном сне различают периоды колебания ЭЭГ 1) Медленного сна – медленные амплитудные, сопровождается вегетативным тонусом: сужаются зрачки, розовеет кожа, усиливается потоотделение, слезо-и слюноотделение, активность ССС, дыхательной, пищеварительной и выделительной системы характерны медленные движения глаз. 2) Быстрого сна – на ЭЭГ регистрируется высокочастотные и низкоамплитудные колебания, характерные для человека, который не спит. Поэтому быстрый сон стали называть парадоксальным, а медленный ортодоксальным. Для человека, кот находится в состоянии дремоты характерен d – ритм (стадия А). При легкой сонливость неустойчивая высокоамплитудная активность (стадия В) Поверхностный сон – низкоамплитудный медленные волны ( стадия С ). Глубокий сон – усиление высокоамплитудной медленной активности (стадия D и E)/ У взрослых на протяжении ночи отмечается 4-6 циклов быстрого сна, продолжительность каждого по 20минут. Значение быстрого сна для улучшения самочувствия с возрастом увеличивается. Продолжительность сна индивидуальна. Установлено, что в регуляции сна учувствует нейрохимические вещества серотонин и норадреналин. Медленный сон – регулируется серотонинэрической системой ядер продолговатого мозга: установлена прямая зависимость сна от общего уровня серотонина и его обмена и функциональной активности этих мозговых структур. За быстры сон и состояние бодрствование отвечают катехоламинэргические нитроны моста и ретикулярной фармации среднего мозга. Функция медленного сна основная – процессы, связанные с метаболизмом белков и РНК, причем главным образом в глиальных клетках определенных структур мозга. Нарушения сна ведут к развитию функциональных нарушений нервной системы, возникновению заболеваний. Пометь – основное свойство нервной системы, это хранение информации о событиях внешнего мира и реакция организма на эти события и использование этой информации для построения текущего поведения. Виды памяти: 1) Оперативная ( сенсорная) – информация хранится 500 миллисекунд. 2) Кратковременная – информация хранится в течение нескольких минут и даже часов. 3) Долговременная – информация хранится постоянно. Считается, что кратковременная память образуется за счет конфирмационных изменений макромолекул и постсинаптическом уровнях. Многие считают, что в основе лежит ревербоция возбуждения. Для объяснения долговременной памяти нет единой гипотезы, но предполагают, что носителями являются белковые молекулы ( проопреокортин А КТГ. Являются фрагментом прооприокорпенд. считают, что ДНК является носителем долговременной памяти. Долговременная память делится: 1) Образная 2) Вербально-логическая 3) Эмоциональная 4) Моторная В процессе запоминания учувствуют мозжечок, круп-папица, кора больших полушарий. Особую роль играет гиппокалеп.- здесь идет преобразование кратковременной в долговременную память. Анализ и синтез в коре больших полушарий! Деятельность нервной системы не возникла без переработки текущей информации. Различают 2 стороны переработки информации: 1) Анализ – т.е расчленение информации на отдельные компоненты. 2) Синтез Существует специализация между полушариями. Левое отвечает за анализ информации, а правая за синтез информации. Нормальная работа мозга возможна при интегративной деятельности обоих полушарий обеих полушарий. Анализ и синтез лежит в основе мышления. Мышление – это сложный вид корковой деятельности, которая строится на основе речи. Мышление – это свернутая речь. Изучая онтогенез мышления, Выготский в 20-х годах ХХ в. Наблюдал за детьми. Дети по мере взросления с начало проговаривают в слух (речь) свои поступки, затем переходят в шепот, затем во внутреннюю речь. Мысль – это концентрированная внутренняя речь. Мышление связано с ассоциативной корой, а также со зрительной и слуховой. Для реализации необходима лимбическая система. Критерии оценки ВНД: 1) Адекватное поведение 2) Поменять 3) Обучаемость 4) Мышление 5) Сознание Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека. Все поведение человека программируется, т.е. создается программа – это модель того, что произойдет с организмом. В основе модели лежит функциональная система, которая опирается на прошлый жизненный опыт, на текущую информацию, в которую входит не только информация от окружающей среды, но и от внутренних органов – в результате планируется тот или иной поведенческий акт. В основе поведения лежит определенная на данный момент потребность, которые бывают биологические и социальные. Текущая потребность вызывает в нервной системе доминируют мотивацию, которая определяет все последующие этапы деятельности мозга по формированию поведенческих программ , Поведение – отражает полезный результат. Вкачестве полезного результата – удовлетворение потребности и снижение мотивации при этом используется долговременная память. Доминирующая мотивация извлекает из памяти необходимые еи элементы , которые нужны для достижения полезного результата . Для адекватного сознания поведенческой реакции необходима оценка текущей информации . Происходит возбуждение и кодирование информации . Функциональную систему , отвечающую за поведение , нельзя локализовать в определенной анатомической структуре . Можно оценить степень участия этих структур в создании доминирующей ситуации . Важную роль играет таламус и связанная с ним ассоциативная кора. Вероятная программа дает команды, в результате которых совершается действия и достигается либо нет полезный результат. По механизму обратной связи поступает информация о полезном результате. При отсутствии ожидаемого результата включаются механизмы для его достижения: 1) Сохранение программы действия в кратковременной памяти и повторение действия. 2) Отрицательные эмоции, которые сигнализируют о неуспехе действия, что может привести к изменению мотивации. 3) Возникновение стойкой мотивации, побуждающей к перестройке программы действия для достижения полезного результата. Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Читайте также:
|