КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиенические факторы и окружающая среда
Гигиена (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного воздействия и профилактики неблагоприятного. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии. Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария (Википедия). Основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: - изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом; - разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, росту спортивных достижений. Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Она включает в себя: - рациональный суточный режим, - оптимальное питание (по составу, по калорийности, по объему), - уход за телом, - гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма, что создает наилучшие условия для работы и восстановления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: - выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, - правильное чередование работы и отдыха, - регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Изучение ряда заболеваний показало, что их причиной являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает у студентов дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Важно соблюдать следующий распорядок дня: - заниматься регулярно утренней гимнастикой, - принимать пищу в установленные вами часы, - чередовать умственный труд с физическими упражнениями, - работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, - ложиться спать и вставать ежедневно в одно и то же время.
Большое значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды. Загрязнение суши, гидросферы, и атмосферы негативно сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, катаракты; загрязнение атмосферы - на состояние дыхательных путей; загрязнение воды - на пищеварение. Естественно, человек приспосабливается к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма этому способствуют, а также помогают уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды. Наследственность также необходимо учитывать как объективный фактор воздействия на здоровье. Наследственность - способность повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, передавать от одного поколения к другому структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей. Влияют на здоровье и биологические ритмы. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены определенному ритму. Изучением ритмов активности и пассивности нашего организма занимается наука биоритмология. Согласно этой науке, большинство процессов, происходящих в организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными влияниями.
Период физиологического ритма может изменяться в широких пределах (например, 60 ударов в минуту в покое и 180-200 ударов в минуту при работе). Период экологических ритмов приблизительно постоянен. Выделяют и социальные ритмы (начало и конец рабочего дня или учебы, отдых и сон, прием пищи). Наука о биологических ритмах имеет большое практическое значение для медицины. Составление режима работы, учебных занятий, питания, отдыха, занятий физическими упражнениями без учета закономерностей проявления биологических ритмов может снизить работоспособность, а в некоторых случаях привести к развитию какого-либо заболевания.
Человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Это не зависит ни от расы, ни от национальности человека, ни от каких-либо других факторов. Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения. Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение. Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности. Любой из циклов состоит из двух полу периодов, положительного и отрицательного. В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность уступает лености. В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, оптимистичен, переоценивает свои возможности, во второй половине - раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, все критически анализирует. Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, человеку сопутствуют удача и успех; во второй половине происходит творческий спад.
Приложение 1
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |