Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. Идеал свободной личности обычно ассоциируется в сознании человека с изначальным и абсолютным явлением - естественной свободой

Идеал свободной личности обычно ассоциируется в сознании человека с изначальным и абсолютным явлением - естественной свободой, которой он наделен от рождения и которая заканчивается с его смертью. Вместе с тем она приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает жизнь в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности разнятся, порою заходя в глубокие противоречия. В условиях, когда каждый будет реализовывать только свою абсолютную свободу, невозможным становится достижение общесоциальных целей, без которых не способно существовать общество, а значит, и сам человек. Таким образом, для обеспечения нормальной жизнедеятельности, процесса развития общества требуется объединить усилия личности и общества на общее благо, ограничив негативное поведение его членов. Этой проблемой общество было озабочено уже с момента зарождения цивилизации.

Так, правила поведения первобытного общества - "мононормы" - никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли "первобытное равенство", суть которого состояла в поглощении человека сообществом, жесточайшей регламентации всей его деятельности, отсутствии свободы выбора. "В прежнее дикое и грубо-варварское время люди не склонны были приписывать и уважать элементарнейших, с нашей точки зрения, прав громадного большинства других людей"[1]. Появление норм поведения в первобытно-общинном обществе и в особенности норм-табу выводилось из необходимости ограничения, сдерживания биологических инстинктов. Формирование обычаев, традиций по своему характеру происходило в виде формирования норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений. Именно ограничения явились фактором, обеспечившим первым людям выживание не только в суровых природных условиях, но и в условиях "зоологического индивидуализма", нейтрализуя характерный для первобытного общества принцип доминирования и обеспечивая равный доступ всех членов сообщества к общественным благам, например, результатам охоты. Запреты служили гарантом эволюционного развития человека, общества и государства. Например, табу на инцест, на каннибализм, убийство своих соплеменников явились тем "тотальным социальным фактом", который выделил человека из мира природы и способствовал структуризации общества.

Свобода человека ограничена конкретными условиями той или иной исторической эпохи. Он не в состоянии упразднить закон постепенного развития общества и права. При становлении права общество (и особенно господствующая его часть) было заинтересовано в том, чтобы возвести существующее положение в закон, т.е. зафиксировать в качестве законных те ограничения, которые даны обычаем и традицией.

Таким образом, развитие права определяется, с одной стороны, потребностями человеческой деятельности, с другой - особенностями исторических условий, в которых действует личность. Ограничивая права и свободы человека определенными пределами, дозволенными формами и способами реализации права (свободы), право обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует свободу внутри этих пределов, обозначает механизмы защиты от нарушения или восстановления нарушенного права, содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фондовая лекция | Вопрос 1. Понятие и сущность ограничений прав и свобод человека и гражданина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.