Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Ограничения прав и свобод, допустимые при проведение оперативно-розыскных мероприятий

 

Оперативно-розыскная деятельность является не менее важным направлением работы органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Оперативно-розыскная деятельность, выступая в качестве одного из основных направлений работы органов внутренних дел, как и некоторых других государственных органов обеспечения безопасности, представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность является непроцессуальной, т.е. осуществляется вне правовых рамок уголовного процесса. Основным нормативным актом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность, служит Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".

К задачам оперативно-розыскной деятельности относят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Организация и тактика проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий регламентируется нормативными актами МВД России и иных государственных органов, уполномоченных на это Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в частности, наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, органа дознания; указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве: ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

в) о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

г) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; и некоторые другие.

Органы внутренних дел вправе для решения задач оперативно-розыскной деятельности создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Закон запрещает проводить оперативно-розыскные действия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокуратуру или суд.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступлений не доказана в установленном порядке, хранятся один год и затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

При нарушении органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного ущерба.

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Она основана на требованиях уголовно-процессуального законодательства и осуществляется по трем направлениям. Первое из них - это производство по делам, по которым предварительное следствие обязательно. К ним относятся большинство преступлений против жизни, здоровья, свободы, собственности, политических и экономических прав граждан. Органы внутренних дел (полиция) при поступлении к ним заявления, сообщения о преступлении возбуждают уголовное дело и затем производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей).

В целях обеспечения законности в собственной деятельности о начатом дознании сообщается прокурору. После проведения неотложных следственных действий полиция передает уголовное дело в следственные органы не позднее 10 суток со дня его возбуждения. При необходимости могут осуществляться оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление.

Второе направление связано с деятельностью органов внутренних дел по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (например, делам о хулиганстве, связанном с посягательством на личность, ее здоровье, честь, достоинство). По таким делам расследование ведется в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела, проводятся все требуемые следственные действия, составляется обвинительное заключение, и тем самым обеспечивается защита прав граждан, нарушенных в результате преступлений.

Третьим направлением деятельности органов внутренних дел в данной сфере является исполнение определений, постановлений, поручений, указаний суда, прокурора, следователя о производстве предусмотренных законом розыскных и следственных действий, а также оказание помощи названным субъектам при выполнении отдельных процессуальных действий.

Важное место в деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека занимают организация и осуществление предупредительной, профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Профилактические мероприятия, осуществляемые в процессе управления внутренними делами, состоят из мер общей и индивидуальной профилактики. Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Индивидуальные профилактические меры применяются непосредственно к личности с антиобщественными установками и ориентациями с целью убедить ее в необходимости законопослушного поведения. В процессе профилактики органами внутренних дел предупреждаются также несчастные случаи, вредные и общественно опасные последствия, возникающие при эпидемиях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях.

В то же время в деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека существует еще достаточно много серьезных проблем, упущений и недостатков, которые требуют скорейшего решения и устранения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел | Вопрос 4. Ограничение прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.