Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Ограничение прав и свобод сотрудников органов внутренних дел

 

Теоретический и практический интерес представляет социальная, юридическая природа ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел. Интерес обусловлен тем, что наряду с общим правовым статусом сотрудники органов внутренних дел обладают специальным статусом, реализуемым в процессе своей профессиональной деятельности. Служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы и ей присущи как общие черты и принципы государственной службы, так и специфические, вытекающие из задач и функций органов внутренних дел. Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности, профессионализма, единоначалия, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти, соблюдения служебной дисциплины, продвижения по службе с учетом способностей и квалификации.

Сущность деятельности органов внутренних дел состоит в охране права. Используемые для этого формы и методы как правовые, так и неправовые (организационные) всегда связаны с созданием, изменением, отменой нормативных актов, устанавливающих права физических и юридических лиц; разрешением возникающих в правоотношениях юридических коллизий; защитой и восстановлением субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, организаций, учреждений; применением убеждения или принуждения к лицам, не выполняющим свои юридические обязанности. Очевидно, что за каждой из этих форм и любым из этих методов осуществления правоохранительной деятельности, как уже было рассмотрено, стоят четкие юридические границы прав и обязанностей участников правоотношений, установление, защита и восстановление которых неизбежно сопровождаются ограничением субъективно понимаемых или воспринимаемых прав и свобод. В этой связи не менее важно и правомерное ограничение прав и свобод самих сотрудников органов внутренних дел (их репрессивной власти, вмешательства в личную жизнь и т.д.) как необходимое условие, обеспечивающее выполнение ими служебных задач.

Возможность ограничений прав сотрудников правоохранительных органов (должностных лиц по поддержанию правопорядка) допускается целым рядом международных актов, предусмотрена законодательством и прецедентным правом многих зарубежных государств. Об этом свидетельствуют Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция Международной организации труда N 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию 1948 г., Конвенция Международной организации труда N 98 относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров 1949 г., Конвенция Международной организации труда N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Комментарий к Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г., Основные принципы независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также ряд других документов.

Международно-правовые документы, не устанавливая полного перечня прав и свобод работников правоохранительных органов, которые могут быть ограничены, а также оснований, форм и пределов этого ограничения, допускают лишь принципиальную возможность такого ограничения только на основе закона и в интересах обеспечения общественного порядка и безопасности, нравственности и общего благосостояния и отдают приоритет в решении данного вопроса внутригосударственному законодательству.

Так, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляя право каждого человека на свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, устанавливает, что "пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других граждан". В то же время "настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции". Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также допускает введение законных ограничений пользования правом на профессиональные союзы и забастовки "для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства".

Конвенция Международной организации труда N 87, с одной стороны, устанавливает, что трудящиеся без какого бы то ни было различия имеют право создавать организации, а также вступать в них, с другой - допускает, что "национальное законодательство определяет, в какой мере гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции". Не исключает возможность ограничения прав граждан в связи с особенностями выполнения ими служебных обязанностей и Конвенция Международной организации труда N 111: "Всякое различие, исключение или предпочтение, основанное на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считается дискриминацией".

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка в общем виде устанавливает границы применения силы рамками "крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения обязанностей" всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей. Указанный Кодекс формулирует запрет на разглашение сведений конфиденциального характера, а также запрет на применение пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений и наказаний.

В современных демократических государствах допустимость ограничения прав и свобод работников правоохранительных органов находит свое нормативно-правовое закрепление как в конституциях, а более детально - в специальных законах (Италия, ФРГ, Испания и др.), так и в специальных законах и судебных прецедентах (США и Японии).

Юридические и социальные цели ограничения прав и свобод сотрудников правоохранительных органов совпадают с аналогичными общими юридическими и социальными целями ограничений прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что в демократическом, правовом, социальном государстве юридическая цель такого ограничения состоит в установлении требуемого варианта поведения сотрудников правоохранительных органов, обеспечения лояльности, беспристрастности и объективности их деятельности, осуществления полномочий (в том числе и дискреционных) в строго определенных законом границах. Ограничение прав сотрудников правоохранительных органов является социально оправданным условием их успешного функционирования и необходимо для достижения социальной цели, которая состоит в недопущении ущерба для конституционного строя, безопасности государства, общественного порядка, жизни и здоровья, законных интересов граждан.

Ограничение прав и свобод сотрудников правоохранительных органов осуществляется как путем установления прямых запретов использования того или иного права, так и посредством исключения того или иного правомочия из содержания конкретного права, а равно путем установления специального порядка реализации такого права. Такие ограничения отражаются, например, в принципах организации и деятельности органов внутренних дел; порядке приема на службу и ее прохождения сотрудниками; служебных обязанностях и правах; в гарантиях надлежащего исполнения обязанностей; в требованиях, предъявляемых к работникам, в условиях их независимости и др.

Сказанное в полной мере относится к ограничению прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих свою деятельность как в повседневной жизни, так и в условиях, связанных с кризисными явлениями в российском обществе и требующих от них большой политической зрелости, моральной стойкости, профессионального мастерства, физической выносливости, мужества, готовности не щадить своих сил, а в случае необходимости - и самой жизни при выполнении своего долга. Характер службы предопределяет повышенные требования, предъявляемые к лицам рядового и начальствующего состава, а также особенности в регламентации условий труда сотрудников, их должностных обязанностей и прав, обусловленных содержанием выполняемой работы.

Сотрудники органов внутренних дел выполняют обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, Положением о службе в органах внутренних дел.

Так, на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке лица не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет), способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он признан недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда (вступившему в силу), имел или имеет судимость, не отвечает предъявляемым к нему законом требованиям.

Вывод: В органах внутренних дел установлена служебная дисциплина, имеющая определенные элементы воинской дисциплины. Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками при осуществлении имеющихся у них правомочий и при выполнении возложенных на них обязанностей порядка и правил, установленных законодательством Российской Федерации, а также ведомственными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. В качестве средств поддержания служебной дисциплины Положением о службе в органах внутренних дел предусмотрено применение взыскания за нарушение служебной дисциплины.

Как и государственному служащему, сотруднику органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД России, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности, создавать в их структурах политические партии; быть ограниченными в своей служебной деятельности решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели; проводить забастовки.

Заключение

Допустимость ограничения прав и свобод человека гражданина является весьма сложной категорией граничащей между пониманием допустимости обеспечения исполнения прав и норм, гарантирующих свободы граждан, вместе с тем данная категория может быть рисковой по причине возможного недопустимого ограничения прав, приводящего к злоупотреблению правами и свободами сотрудников органов внутренних дел и как следствие нарушению норм и требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

 

Фондовая лекция приведена в соответствие с действующей нормативно-правовой базой

 

Старший преподаватель

кафедры конституционного права В.А. Галицков

«23» октября 2012 г.

 


[1]Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 108.

[2]Монтескье Ш.Л. Указ. соч. С. 242.

[3]Правовые режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности и безопасности граждан в условиях наступления чрезвычайных ситуаций, получили в российской науке конституционного права названия: "государственное состояние", "особый", "особый правовой", "чрезвычайный" режимы, а по количеству норм, участвующих в их конструировании, - "комплексные". Более подробно данная тема рассмотрена в лекции "Понятие, сущность и виды особых правовых режимов".

[4]Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

[5]Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

[6]Монтескье Ш.Л. Указ. соч. С. 12.

[7]Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 382.

[8]Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 311.

[9]Шмидт Карл. Учение о конституции // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 3: Европа, Америка: XVII - XX вв. М., 1999. С. 646.

[10]Шеймин П. Полиция // Энциклопедический словарь. СПб., 1898. С. 320.

[11]Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

[12]Российская газета. 1995. 23 июня.

[13]СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

[14]Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 21 января 1987 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст. 747.

[15]Ратифицирована Федеральным законом РФ от 28.03.1998 N 44-ФЗ "О ратификации Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и протоколов к ней" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1466.

 

[16]Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1926 г., Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г. // Права человека: Сборник международных документов. М., 1998.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Ограничения прав и свобод, допустимые при проведение оперативно-розыскных мероприятий | Коэффициент преломления (рефракции)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.