Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Желтая пресса

Цельные словосочетания

Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов

В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение, синтаксические связи в них являются живыми и продуктивными, например: поздняя осень, ранняя…, холодная…, дождливая…; поздняя осень, … весна, …любовь. В то же время свободные словосочетания могут включать компоненты, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость, например: слушать… и подслушать. Например: словосочетание слушать звуки лексически не ограничено (слушать радио, слушать ребенка, слушать передачу, слушать шум и т. д.), тогда как словосочетание подслушать разговор лексически ограничено, так как семантика глагола подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя: подслушать лекцию). Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т. е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. При функционировании в предложении несвободные словосочетания не расчленяются и выступают в позиции одного члена предложения.

Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически. Синтаксически несвободные словосочетания – это словосочетания лексически связанные и нечленимые в данном контексте; например, в предложении Ко мне подошла девушка высокого роста словосочетание высокого роста несвободно, оно выполняет единую определительную функцию, ср.: высокорослая девушка. Словосочетание высокого роста нечленимо, так как существительное в его составе лексически обеднено (нельзя сказать: девушка-роста). Однако то же словосочетание в иных контекстуальных условиях может выступать как
вполне свободно построенное, например: Высокий рост выделял эту
девушку в группе
(ср.: Рост выделял эту девушку в группе). Оба слова в
таком словосочетании лексически полноценны. Словосочетание два
мальчика
также в зависимости от контекстуальных условий своего
употребления может быть то свободным, то несвободным, ср.: Я любовался
игрой этих двух мальчиков
(оба слова лексически полноценны и в
предложении занимают самостоятельную позицию: Я любовался игрой
этих мальчиков).
В предложении Два мальчика подошли к столу оба слова
лексически связаны, и расчленение словосочетания невозможно, оно
выполняет функцию одного члена предложения. Значит, синтаксически
несвободные словосочетания обнаруживаются лишь при функционировании в конкретных предложениях, где они утрачивают раздельность своих компонентов.

Фразеологически несвободные словосочетания – это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для всякого контекста: вверх дном, спустя рукава, бить бак­луши. Содержат информативно недостаточные компоненты и по значению равны одному слову

1. Наиболее употребительны количественно-именные словосочетания с главным словом – числительным: три пальмы, много песен, несколько минут и т. д. Например: Три патрона в обойме осталось (Багрицкий): В древней русской литературе мало имен, но много произведений (Жуков); Оленин убил пять штук фазанов (Л. Толстой); Трое суток кружил первый корабль-спутник над планетой, вызывая, восторг и восхищение землян (Степанов); К этой группе примыкают:

а) количественно-именные словосочетания, в которых главное слово существительное – образовано от числительных: сотни дорог, десятки километров, множество ошибок и т. д., или сближается с ними по значению: большинство студентов, меньшинство избирателей, пара лошадей, часть книг и т. д. Например: С каждым словом у нас ассоциируется множество самых разнообразных представлений (Брюсов);

б) словосочетания, в которых главное слово выражено существительным, обозначающим совокупность, меру, объем и т. д.: груда камней, стакан молока, метр сукна, стая волков, стадо коров, кусок неб.,

Одним из приемов разграничения цельных и свободных словосо­четаний может быть замена словосочетаний с управлением словосочетаниями с согласованием. Если при таком преобразовании сохраняется лексическая семантика словосочетаний, то предпочтительнее рассматривать каждое слово словосочетания как отдельный член предложения. Ср.: стая волковволчья стая; отара овецовечья отара; опушка лесалесная опушка, но стакан молока (молочный стакан имеет другое значение); край села (селъский край имеет другое значение). Некоторые словосочетания вообще не допускают такой трансформации: метр сукна, килограмм творога и под. Такие словосочетания лучше рассматривать как один член предложения.

2. Особую группу цельных словосочетаний с общим значением избирательности образуют сочетания числительных (или местоимений) и существительных (или местоимений) с предлогом из: один из студентов, двое из группы, кто-нибудь из присутствующих, любой из нас и т. д. Например: Кто из детей не хочет стать взрослым? (Студеникин); Кого из водолазов вы пошлете в воду? (Конецкий); Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись (Тургенев).

Часто зависимое слово в таких словосочетаниях распространяется прилагательным, которое при определенном коммуникативном задании также входит в состав члена предложения: Киеводин из древнейших городов. Ср. также: Надо понимать, что художественное творчествоэто один из видов человеческого труда, специфический вид труда, но все же один из видов труда (Фадеев).

З.Одним из видов цельных словосочетаний с общим значением совместности являются сочетания существительных или местоимений, объединенных предлогом с: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой и т. д. В саду березки с кленами встречают нас поклонами... (Матусовский); Нам с матерью удалось пробраться к грузовику, с которого выступала Александра Михайловна Коллонтай (Кантор). При таких словосочетаниях, выполняющих роль подлежащего, сказуемое имеет форму множественного числа, устанавливая тем самым равнозначность деятелей – соучастников действия. Цельные словосочетания этой разновидности синонимичны блоку подлежащего, состоящему из однородных членов, связанных сочинительным союзом: Мать и сын несколько раз появлялись на крыльце, но их отправляли домой (Яковлев).

При сказуемом в форме единственного числа Мать с сыном пошла гулять предикативное сочетание составляют лишь слова мать пошла, а словоформа с сыном имеет значение дополнения, управляется сказуемым и входит в словосочетание с сыном пошла (пойти с сыном). Особенно очевидно объектное значение словоформы типа с сыном при дистантном отграничении существительных или местоимений: Володька жил с мамой (Яковлев).

Словосочетания, имеющие эту же схему, могут быть и синтаксически свободными: На арене появился фрегат с черными парусами. (Яковлев) следующих предложениях словоформа с предлогом с входит в состав глагольных словосочетаний: Утки с тяжелым свистом летели на ночлег (Паустовский); Сюда мы ребятишками с пеналами и книжками входили и садились по рядам (Матусовский).

4.При характеристике человека часто в роли одного члена предложения (несогласованного определения, именной части сказуемого, обстоятельства образа действия и др.) выступают словосочетания, состоящие из словоформ с глазами, с носом, с лицом, роста и под. и определяющих их прилагательных: Пожилая женщина с мужским лицом и мужской прической стояла у письменного стола, курила, смотрела в пространство усталыми глазами (Бондарев); Это был уже немолодой, сухопарый, среднего роста человек с умным лицом и глубоко посаженными серыми глазами (Фогель).

Такие словосочетания могут быть и свободными, то есть каждый компонент их может выполнять в предложении функции отдельных членов предложения. Ср.: У нее было усталое лицо.Лицо у н ее было усталое.

Особую группу составляют сочетания существительных, объединяемых предлогами от и до, с и до в цельную структурно-семантическую единицу: Полет от Москвы до Ленинграда проходил с меньшим комфортом., чем до Москвы (Кочетов); Зреет рожь на жаркой ниве, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы (Фет).

Цельные словосочетания представляют собой составные (и сложные) сказуемые: начать петь, продолжать играть, хотеть учиться; рад поговорить, должен передать, готов поверить; нужно идти, лень идти, грустно слушать и т. д. Например: Верят там, где не могут знать (Луначарский); Кто создал богов?Мы, наша фантазия, наше воображение.

К ним близки словосочетания, в которых главное слово – существительное – обозначает начало, конец, середину явления, названного зависимым существительным: конец августа, середина лета, начало мая, начало войны и т. п. Например: Стоял конец сентября (Паустовский); В продолжение утра и середины дня он весь был погружен в арифметические расчеты (Л. Толстой);

7. Как один член предложения можно разбирать словосочетания, представляющие собой метафоры, перифразы и т. д. Например: С улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (Пушкин); По лицу земли туман стелется (Кольцов).

Домашнее задание:

Домашняя лабораторная работа.

Появление термина «желтая пресса» связано с именем Уильяма Херста.

Желтая пресса – эпатирующее освещение табуированной тематики

Желтая пресса сознательно отказывается от неприкосновенности 3 сфер частной жизни человека: интимных отношений – как знаменитостей, так и простых людей, попавших в центр общественного внимания; личной жизни; теме смерти.

Освещение темы секса – как эротическое, так и порнографическое (фото, тексты). Пример – газета The Sun («девушка 3 стр.»). Квазипросветительские тексты; тексты, посвященные громким преступлениям (та же тематика).

Освещение сферы личной жизни: мягкий и жесткий типы. Мягкий тип – рассказ о событиях в жизни людей (свадьбы, рождение детей, похороны), которые сами люди не стремятся демонстрировать. Жесткий тип – на суд общественности выносятся личные проблемы, касающиеся личных отношений и здоровья.

 

Неэтичные приемы в прессе для добычи аудитории.

 

1. Делать из смерти сенсацию.Освещение темы смерти – смех над нелепыми смертями, смакование подробностей.

 

2. Подача любого материала в сенсационной манере.Задача любого журналиста – найти сенсацию, однако желтая пресса стоит на принципе «нет сенсации – выдумай».

 

Сенсацию придумывают:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Грамматические связи в словосочетаниях | Квазисенсация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.