КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зубохонингование и зубошлифование цилиндрических зубчатых колес
Зубохонингование и зубошлифование являются процессами чистовой обработки закаленных цилиндрических зубчатых колес с прямыми и косыми зубьями с внешним и внутренним зацеплением. 1. Отделка базовых поверхностей Если зубья не шлифуются, то точность зубчатого колеса в основном определяется точностью обработки базовых поверхностей. У колес-валов базовые поверхности (шейки, торцы) после термической обработки шлифуют при установке в центрах, которые перед шлифованием зачищают и удаляют забоины. Точные зубчатые колеса-валы правят на прессах с высокой точностью. У колес-дисков базовые отверстия и опорный торец обрабатывают за один установ на внутришлифовальных станках в кулачковых и мембранных патронах. Кулачковые патроны используют в единичном и мелкосерийном производстве, они допускают обработку зубчатых колес с большим диапазоном диаметров. В массовом и серийном производстве применяют мембранные патроны (рис. 22, а), (слайд) обеспечивающие более точную и быструю установку заготовки. Базой при установке колеса в патрон служит делительная окружность зубьев и торец ступицы или зубчатого венца. Перед установкой колеса 1 во впадины зубьев закладывают ролики 3 с сепаратором 2. Затем колесо вместе с сепаратором вставляют в патрон до упора в пальцы 6. В это время кулачки 4 под действием мембраны разжаты. Шток 9 пневмоцилиндра нажимает на торец мембраны 8, которая упруго прогибается и разжимает кулачки. При отводе штока назад мембрана возвращается под действием сил упругости в исходное положение. Кулачки сближаются и зажимают обрабатываемое колесо через ролики с одновременным поджимом к пальцам 6. Различные виды базирования цилиндрических колес приведены на рис. 22. Размеры ролика или клинового пальца 10 выбирают такими, чтобы они контактировали в зоне делите-льной окружности (рис. 22, б). При ручной загрузке ролики группируют по три-четыре под каждый кулачок (рис. 22, в), в случае автоматической загрузки ролики вводят во все впадины зубьев. Для ручной и автоматической загрузки широко применяют мембранные патроны с тремя клиновыми пальцами 11 (рис. 22, д), планки 12 ориентируют заготовку при установке в патрон. Колеса с маленьким диаметром устанавливают по делительной окружности и торцу в патроне по трем зубчатым колесам (рис. 22, г). Когда у блочных зубчатых колес отверстия с обоих торцов шлифуют одновременно, применяют мембранные патроны двойного действия с клиновыми пальцами. Установка производится по крайним зубчатым венцам (рис. 22, е). 2. Зубохонингование Зубохонингование является высокопроизводительным методом, который применяется для уменьшения шероховатости поверхности шевингованных зубчатых колес до Ra = 1,25–0,32 мкм, снижения уровня шума на 2–4 дБ, удаления небольших забоин и заусенцев величиной до 0,3 мм и увеличения срока службы закаленных зубчатых колес после шевингования или зубошлифования. Процесс хонингования предназначен для удаления небольшого припуска и исправления небольших погрешностей. Практически припуск под хонингование не оставляют, снимаемый припуск со стороны зуба составляет 0,01–0,03 мм, в этих же пределах происходит исправление погрешностей в зубчатом зацеплении. У зубчатых колес самолетов и космических аппаратов применение после шлифования зубьев хонингования хонами со шлифованным профилем позволило увеличить срок службы за счет повышения точности и уменьшения шероховатости поверхности. В автомобильной промышленности хонингование применяют после шевингования в основном для снижения уровня шума путем уменьшения шероховатости поверхности, удаления забоин и других повреждений. Хонингование не повышает температуру поверхности зуба, не вызывает тепловых трещин, прижогов и не снижает твердость поверхностного слоя. В процессе хонингования обрабатываемое колесо обычно находится в плотном зацеплении с абразивным зубчатым хоном, выполненным в виде косозубого колеса при угле скрещивания осей 10–15°. Зубчатое колесо совершает возвратно-поступательное движение параллельно своей оси. Направление вращения хона изменяется при каждом ходе стола. Беззазорное зацепление происходит при небольшом регулируемом давлении путем поджима бабки инструмента к колесу. Во время рабочего цикла хон подвижен, он как бы следует за погрешностями в зубьях колеса и тем самым предотвращает поломку инструмента и уменьшает эти погрешности до определенных пределов. Зубохонингование осуществляется на специальных станках, на которых предусмотрены два метода хонингования с радиальным и окружным нагружением. На рис. 23 (слайд) приведена схема хонингования с радиальным нагружением. В процессе хонингования вершина и профиль зуба колеса 2 постоянно контактируют с впадиной и профилем зуба хона 1 в точках 4. Благодаря контактированию внешнего диаметра колеса со впадиной зуба хона под небольшим давлением зубья колеса постепенно внедряются в тело хона и автоматически восстанавливают его зубья, а на вершине зуба колеса образуется скругление небольшого радиуса, которое обеспечивает плавный вход зубьев в начале зацепления. Чтобы предотвратить поломку зубьев, хон по внеш-нему диаметру 3 периодически правят для поддержания необходимого радиального зазора 5. Для диаметра хона 200–250 мм частота вращения составляет 200–250 об/мин, горизонтальная подача в пределах 180–220 мм/мин, количество двойных ходов стола 2–3, радиальное нагружение инструмента к обрабатываемому колесу осуществляется с силой 15–45 Н. Время обработки колеса составляет 30–60 с. 3. Зубошлифовaние Среди чистовых методов обработки зубьев зубошлифование имеет ряд преимуществ. Этот метод обеспечивает самую высокую точность обработки (3—6-ю степень точности) и малую шероховатость поверхности. Шлифование позволяет устранить неизбежные деформации при закалке и производить профильную и продольную модификацию зубьев для повышения эксплуатационных показателей. Зубошлифование широко используют для обработки зубчатых колес авиационной техники; станков, измерительных колес, шеверов, долбяков, накатников и т. д. В настоящее время применяют два метода шлифования цилиндрических зубчатых колес: копирования и обкатки. Зубошлифование методом копирования (рис. 24, а) (тот же слайд) осуществляется профильным шлифовальным кругом, профиль которого обычно соответствует профилю впадины зуба колеса. Обрабатываемое колесо 2 в процессе шлифования, оставаясь неподвиж-ным, совершает возвратно-поступательное движение, а вращающийся шлифовальный круг 1 перемещается вдоль зуба колеса, получает периодическую подачу на глубину шлифования и окончательно шлифует одну или обе стороны зубьев колеса одновременно. Эвольвентная или модифицированная форма профиля зуба на шлифовальном круге обеспечивается путем правки специальным приспособлением. Точность станка в первую очередь определяется точностью системы деления. Диаметр делительного диска должен быть значительно больше и точнее, чем диаметр и допуски на изготовление обрабатываемого колеса. Профиль шлифовального круга зависит от точности правочного алмазного устройства. При обработке косозубых колес трудности возникают при профилировании шлифовального круга и получении точного направления зуба, поэтому этот метод более эффективен при шлифовании прямозубых колес. На станках для профильного шлифования можно обрабатывать цилиндриче-ские колеса с прямыми и косыми зубьями, внешнего и внутреннего зацепления. Этот высоко-производительный и точный метод обработки широко применяют для шлифования силовых зубчатых передач самолетов, реактивной техники, а также точных измерительных колес. Шлифование методом непрерывного обкатывания абразивным червяком (рис. 24, б) аналогично зубофрезерованию, где вместо червячной фрезы применяются одно- или двухзаходный абразивный червяк с реечным профилем зуба. В процессе шлифования абразивный червяк 2, находясь в зацеплении с зубьями обрабатываемого колеса 1, в результате движения обкатки осуществляет формирование эвольвентного профиля зуба. Основным преимуществом этого метода является высокая производительность, которая достигается благодаря непрерывному процессу резания, применению многозаходных червяков и одновременной обработки обоих профилей зуба при движении детали вверх и вниз. Наибольшая производительность достигается при обработке зубчатых колес с модулем до 4—5 мм. Другая особенность метода – высокая точность обработки по шагу зуба, погрешности профиля и направления зуба исправляются в меньшей степени. Этот метод шлифования используется для обработки зубчатых колес самолетов, станков и автомобилей. В автомобилях шлифованию подвергают зубчатые колеса коробок передач, ведущих мостов и газораспределения в дизелях. Шлифование методом обкатывания с делением двусторонним коническим кругом (рис. 24, в). Профиль зубьев обрабатываемого колеса 2 обкатывается по прямобочному профилю шлифовального круга 1, воспроизводя зацепление обрабатываемого колеса с производящей рейкой 3. Движение обкатки, состоящее из возвратно-вращательного движения колеса вокруг своей оси и продольного его перемещения от центра, осуществляется сменными колесами гитары деления и гитары обкатки. В зависимости от требуемой точности и производительности стороны зуба шлифуют одновременно или поочередно. Преимуществом метода является высокая производительность и точность обработки, короткое время переналадки станка, широкая универсальность. Наиболее рационально его применение для изготовления зубчатых колес с модулем свыше 4–5 мм. Шлифование методом обкатки с делением двумя тарельчатыми кругами (рис. 24, г, д, е). Шлифовальные круги 1 устанавливают под углом, равным 0° (рис. 24, г), или под углом зацепления – метод К. Преимущество метода шлифования К (рис. 24, г) – более короткий путь обкатки, простота в достижении продольной и профильной модификации зуба. Каждый круг обрабатывает одну боковую сторону зуба колеса. Обрабатываемое колесо 2 кроме возвратно-поступательного движения получает обкаточное движение через обкатной сектор 3 и стальные ленты 4, диаметр сектора равен диаметру основной окружности обрабатываемого колеса минус толщина ленты. Благодаря простой и короткой кинематической цепи движения обкатки через сектор и стальные ленты достигается высокая точность обработки. Тарельчатый круг в процессе шлифования касается обрабатываемой боковой поверхности зуба лишь небольшим участком периферии. Благодаря небольшой и быстро перемещающейся контактной площадке по поверхности зуба выделяется незначительное количество тепла, что позволяет производить шлифование без охлаждения. Повышенный износ круга автоматически компенсируется. Этот метод шлифования широко применяется для изготовления и заточки шеверов и зубчатых накатников, он более экономичен, чем заточка шеверов на станках с одним шлифовальным кругом большого диаметра. Время заточки дискового шевера диаметром 250 мм составляет от 0,5 до 1,5 ч. Достигаемая точность погрешности профиля окружного шага и направления зуба находятся в пределах 3 мкм, шероховатость поверхности Ra»5 мкм. К недостаткам процессов шлифования следует отнести шлифовочные прижоги, трещины и т. д., которые зависят от многих причин: характеристики шлифовального круга, СОЖ, режимов резания и т. д. Ухудшение поверхности в форме пятнистости, снижения твердости и образования трещин чаще всего выявляются при снятии большого припуска на высоких скоростях. Наиболее эффективным средством выявления прижогов или отпуска у ответственных зубчатых передач является травление.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |