КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Притирка и зубошлифование конических зубчатых колес
1. Отделка базовых поверхностей Базовые поверхности у конических колес-валов шлифуют от центровых гнезд после их зачистки и правки вала в центрах прессов с точностью до 0,02–0,04 мм. Чтобы не вызвать изменения пятна контакта при сборке, в большинстве случаев опорный торец у шестерни после термообработки не шлифуют или снимают минимальный припуск 0,05–0,1 мм. При обработке небольших партий, когда применять специальные патроны неэкономи-чно, установку колеса при шлифовании отверстия производят в кулачковом патроне с выверкой с помощью индикатора по отверстию и опорному торцу с максимально возможной точностью. В массовом и крупносерийном производстве при шлифовании отверстия и торцов широко применяют мембранные патроны с установкой от зуба по делительному конусу колеса. Принцип действия таких патронов аналогичен патронам, применяемым при шлифовании базовых поверхностей цилиндрических колес. На рис. 25 (слайд) приведены различные виды базирования конических колес с прямыми и криволинейными зубьями. Прямозубые конические колеса 1 с малым числом зубьев, типа сателлита дифференциала автомобиля, базируют по всем зубьям с использованием конического колеса 2 с внутренними зубьями (рис. 25, а) или установочных пальцев. Конические колеса со ступицей 4, типа шестерен полуоси дифференциала автомобиля, устанавливают на пять–семь пальцев 3, имеющих твердосплавные шариковые наконечники или напыленных карбидом вольфрама с твердостью HRC 65–68 (рис. 25, б). В обоих случаях за один установ заготовки шлифуют отверстие и опорный торец. У конических колес-дисков 5 с криволинейными зубьями после термической обработки обычно шлифуют только отверстие, опорный торец шлифуют тогда, когда шлифуются зубья. Базирование осуществляют по делительному конусу на пять и более конусных пальцев 6 (рис. 25, в). Удобнее шлифование отверстия производить на внутришлифовальных станках с вертикальной осью изделия. 2. Подбор в пары Так как погрешности зубьев у гипоидных и конических колес в партии после термообра-ботки в результате деформации различны, поэтому качество их зацепления по пятну контакта, уровню шума и боковому зазору будет неодинаково. Операция подбора в пары предназначена для выявления двух сопряженных элементов – шестерни и колеса, качество зацепления которых должно соответствовать требованиям чертежа. Подобранные в пару шестерня и колесо остаются сопряженными друг с другом на протяжении всего периода эксплуатации. Подбор зубчатых колес в пары после термической обработки и шлифования базовых поверхностей производят на контрольно-обкатном станке при установке на теоретических базовых расстояниях по краске. Контролируют пятно контакта и плавность хода, а при остановке станка боковой зазор между зубьями. У гипоидных и конических передач, зубья которых после термообработки не подверга-ются притирке и шлифованию, спаривание производят особенно тщательно, заменяя шестерню и колесо до получения требуемого пятна контакта и плавности хода. Боковой зазор регулируют изменением базового расстояния колеса. 3. Притирка конических колес с криволинейными зубьями Притирка закаленных гипоидных и конических зубчатых передач производится для уменьшения шероховатости поверхности зубьев и незначительных исправлений формы и расположения пятна контакта с целью получения плавной и бесшумной работы пары. Операция притирки выполняется на специальных притирочных станках при совместном вращении сопрягаемых шестерни и колеса под легкой тормозной нагрузкой с одновременной подачей абразивной жидкости в зону зацепления. Чтобы обеспечить притирку всей рабочей поверхности зубьев, взаимное положение шестерни и колеса во время процесса притирки автоматически изменяется. В течение автоматического цикла притирки станки выполняют три основных движения (рис. 26, а). (тот же слайд) 1. Вертикальное движение 2 одного из сопряженных элементов шестерни 4 или колеса 1 управляет длиной пятна контакта путем перемещения его по длине зуба к носку или пятке (рис. 26, б). 2. Горизонтальное движение 6 в направлении оси шестерни способствует удержанию пятна контакта в среднем положении по высоте профиля зуба при его перемещении к носку или пятке. 3. Осевое движение 5 в направлении оси колеса в сочетании с вертикальным и горизон-тальным движениями позволяет поддерживать постоянный боковой зазор между зубьями в течение всего цикла притирки. Абразивная жидкость, применяемая на зубопритирочных станках, состоит из абразива и масла. Наиболее эффективным абразивом для закаленных зубчатых передач является карбид кремния, твердые и хрупкие зерна 3 которого имеют острые режущие кромки (рис. 26, в). Во время притирки абразивные зерна вместе с маслом 2 подаются в зону зацепления и острыми гранями снимают металл с поверхности зубьев шестерни 1 и колеса 4 при взаимном их перемещении 5 и 7 относительно друг друга. Абразивную жидкость принято направлять на колесо, причем благоприятные условия для притирки создаются при положении подающей трубки в промежутке между точками 2 и 3 (рис. 26, г) на расстоянии около 20 мм от зубчатого венца. Если применяются две подающие трубки, то их следует устанавливать в точках 1 и 2. Ориентировочное время притирки конических передач с криволинейными зубьями 2–5 мин, гипоидных передач легковых автомобилей 4–6 мин, гипоидных передач тяжелых грузовиков 8–12 мин. 4. Зубошлифование конических колес Зубошлифоваиие гипоидных и конических колес позволяет получить закаленные зубчатые передачи высокого качества (5-й степени точности ГОСТ 1758–81). Шлифование зубьев является трудоемкой операцией, производительность и качество которой в значительной степени зависит от точности предварительной обработки и величины припуска (обычно 0,1–0,2 мм на сторону). Для повышения стойкости шлифовальных кругов и уменьшения опасности появления прижогов и микротрещин шлифование зубьев производят с обильным охлаждением (минеральное масло или сульфофрезол). Зубошлифование прямозубых конических колес производят методом обкатывания двумя способами. Наиболее распространен способ шлифования зубьев коническими поверхностями двух наклонных шлифовальных кругов, совершающих возвратно-поступательное движение вдоль зуба (рис. 27, а). (слайд) При этом способе площадь контакта абразива с поверхностью зубьев очень мала, охлаждающая жидкость имеет свободный доступ в зону резания. Благоприятные условия резания позволяют избежать прижогов на поверхности зубьев. В качестве материала для шлифовальных кругов чаще всего применяют белый электрокорунд с твердостью М3–СМ1 и зернистостью 16–25. Окружная скорость кругов 30–35 м/с, а скорость их перемещения вдоль зуба 5—7м/мин. Периодичность правки шлифовальных кругов 2–5 раз в течение обработки зубчатого колеса. Другой способ (рис. 27, б) – шлифование прямозубых конических колес одним дисковым шлифовальным кругом, который кроме вращения получает продольное перемещение вдоль зуба колеса. Как правило, каждую сторону зуба колеса шлифуют отдельно, только при постоянной ширине дна впадины производят одновременное шлифование обеих сторон зубьев. Конические колеса с модулем менее 1,5 мм шлифуют из целой заготовки. Этот способ требует применения специальных кругов и обильного подвода СОЖ в зону резания. Окружная скорость шлифовального круга 20–22 м/с. Гипоидные и конические колеса с круговыми зубьями шлифуют методом обкатки, чаще всего чашечно-цилиндрическими шлифовальными кругами, осевое сечение которых подобно зуборезным резцовым головкам. Между обрабатываемым колесом 5 и шлифовальным кругом 6 (рис. 27, в) происходит движение обкатки, которое аналогично обкатыванию зубчатого колеса с воображаемым производящим колесом, зубом которого является шлифовальный круг. При угле начального конуса зубчатого колеса более 50–60° способ шлифования чашечно-цилиндрическими кругами мало производителен. Возрастает площадь контакта круга с изделием, появляются прижоги, из-за которых приходится снижать режимы обработки. В этом случае рекомендуется применять чашечноконические круги 7 (рис. 27, г). Значительно меньшая площадь контакта между кругом 7 и зубьями 8 при шлифовании чашечно-коническими кругами позволяет работать с большими окружными скоростями 25–30 м/с.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |