Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связность




Характеристики текста

Классическими категориями, характеризующими текст, являются:

1) связность;

2) структурность;

3) цельность;

4) функционально-смысловой тип

[Основы научной речи / Н.А. Буре и др.; Под ред В.В. Химика, Л.Б. Волковой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; м.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.]

Связность рассматривается как отражаемое, передаваемое или создаваемое речью объединение объектов (фактов, явлений и т.п.) в одно замкнутое целое, по отношению к тексту - как способность текста удерживать предмет обсуждения, поворачивая его разными сторонами, и плавно переходить от одного предмета рассмотрения к другому. Связность предполагает, что текст должен представлять собой последовательность связанных высказываний, в которых смысловое содержание каждого последующего высказывания по каким-то параметрам соотнесено с предыдущим и имеет с ним логическую связь [Основы научной речи / Н.А. Буре и др.; Под ред В.В. Химика, Л.Б. Волковой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; м.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990].

В англоязычном направлении текстологии понятие связности подразделяют на когезию и когерентность. Когезией называется связь элементов текста, при которой интерпретация одних элементов текста зависит от других. Когерентностью называется связность, привносимая чем-то внешним по отношению к тексту, прежде всего знаниями его адресата. На основании этих знаний адресат может достраивать связи, отсутствующие в тексте в явном виде. Фактически когезия определяет внутреннюю (структурную) связность, а когерентность – внешнюю (прагматическую). [Кронгауз]

Классическим способом обеспечения связности текста является тема-рематическая связность текста. (Каждое предложение содержит тему – ту часть предложения, которая констатирует известную информацию, и рему – ту часть предложения, которая содержит новую информацию, ради сообщения которой данное предложение и включено в текст).

Ремы одних высказываний, в частности, становятся темами следующих за ними:

Мывошли в дом. В домепахло сыростью. Сырость эта, казалось, идет из самой земли.

тема рема тема рема тема рема

[Кронгауз].

 

Различают тематическую связность текста, а также логическую и композиционную организацию текста .

Тематическая связность текста предполагает, что текст всегда посвящен какой-то теме, которую иначе можно назвать его предметом. Тематическая связность текста проявляется в том, что и автор, и адресат постоянно имеют в виду один и тот же предмет, вокруг которого порождается текст [Основы научной речи / Н.А. Буре и др.; Под ред В.В. Химика, Л.Б. Волковой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; м.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990].

 

В целях обеспечения тематической связности учебного текста используют лексические повторы.

Лексический повтор – это прием построения текста, при котором одна из лексем предшествующего предложения повторяется в последующем. При этом слова, имеющие общий лексический компонент, зачастую принадлежат различным частям речи. Это рассматривается как сильный вид связи, приводящий к конденсации смысла.

Пример:

При выплавке чугуна кокс является основным источником тепла и необходим для образования окиси углерода, которая служит восстановителем. При восстановлении получается губчатое железо. Вместе с железом восстанавливаются кремний, марганец, фосфор.

Лексические повторы в художественных текстах крайне нежелательны (вспомните школьные уроки литературы). Такие тексты воспринимаются как художественно невыразительные, стилистически бедные. Однако в учебной (как, впрочем, и в научной) литературе лексические повторы получили широкое распространение. Это связано с требованием устойчивости терминологии, нежелательностью использования синонимов для лучшего обеспечения однозначности передаваемого смысла.

Повысить выразительность текста путем исключения прямых лексических повторов можно употребляя местоимения вместо повторения той же лексемы.

Следует, однако, заметить, что лексические повторы характерны в учебных текстах для ключевых слов, т.е. слов, несущих основной смысл. Для слов, имеющих характер пояснения, соотнесения новых понятий с уже имеющимися у читателей понятиями, сопоставления этих новых понятий с прежним опытом читателей, синонимы, синонимические обороты, создающие информационную избыточность (см ниже), в учебных текстах не только желательны, но и необходимы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.