Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логическая и композиционная организация текста

Если лексические повторы создают тематическое единство текста, то лексико-грамматические средства связи (союзы, союзные слова, вводные слова и словосочетания, наречия) обеспечивают логическую и композиционную организацию текстового материала, выражая широкий спектр отношений (условных, причинно-следственных, уступительных, сравнительных и т.д.). Это достигается использованием так называемых языковых скрепов, функции которых сводятся к указаниям на:

· композицию и структуру (во-первых, во-вторых, прежде всего, наконец и т.д.),

· введение основной важной информации (подчеркнем, необходимо отметить и т.п.);

· способ рассмотрения автором вопросов (в частности, в этом смысле, в целом, с одной стороны, однако, наоборот, напротив и.т.д.),

· конкретизацию, уточнение, добавление, (например, именно, в частности, кроме того, сверх того, более того).

· введение избыточной информации (другими словами, иначе говоря);

· предшествующую или последующую информацию (выше указывалось, что; позднее мы остановимся на этом и т.п.);

· вывод, итог, обобщение, следствие (таким образом, итак, следовательно, значит, вообще, словом и т.д.),

К ним примыкают клишированные выражения связи с предшествующей информацией или указания на последующую (как было сказано, как уже отмечалось, как будет видно и т.д.).

Как средство организации учебного текста представляет интерес рассмотрение грамматического времени. В учебных текстах встречаются свободные переходы между настоящим и прошедшим, что не всегда мотивировано соотнесенностью с объективным временем. Такая смена грамматических времен сигнализирует о переходе к рассмотрению другого информативного блока. Таким образом, основная функция времени в учебном тексте заключается в сегментации и интеграции смыслового содержания. Например:

Европоцентризм – культурофилосовская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа … является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии. Но уже в Древней Греции это понятие было не просто географическим… Разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара… Ясно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску. Подобный взгляд оформился в одну из традиций, которая была унаследована Европой нового времени. Крестовые походы и путешествия, …жестокие колониальные войны – все это реальное проявление европоцентрической точки зрения. Согласно ей Европа, Запад … представляют единственную безоговорочную ценность. В эпоху средневековья, когда …связи Европы с остальным миром …резко ослабевают, …Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на второй план.

 

В этом фрагменте по замыслу автора переход к прошедшему времени сигнализирует о переходе к исторической справке, а возвращение к настоящему времени снова переводит текст в план определения, обобщения, выводов:

Текст Грамматическое время Аспект рассмотрения
Европоцентризм – культурофилосовская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа … является центром мировой культуры и цивилизации. настоящее Обобщение
Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии. Но уже в Древней Греции это понятие было не просто географическим… Разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара…Ясно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску. Подобный взгляд оформился в одну из традиций, которая была унаследована Европой нового времени. прошедшее Историческая справка
Согласно ей Европа, Запад … представляют единственную безоговорочную ценность. В эпоху средневековья, когда …связи Европы с остальным миром …резко ослабевают, …Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на второй план. настоящее Обобщение

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связность | Структура описания теории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.