КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура описания методики решения задач
Структура описания исторического события
Структура описания технического объекта
Логико-композиционная структура текста отражает последовательность расположения смысловых блоков в тексте. Большинство учебных (и научных) текстов имеют трехчленную композицию: введение – основная часть – заключение. (Все это можно, конечно, отнести и к структурным фрагментам текста: главе, параграфу). Трехчленная композиция восходит к древности: "всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому [Платон. Федр // Платон. Соч. в 3 т. – Т.2. – М., 1979. – с. 203]. К упомянутым трем звеньям следует добавить заголовок. Предъявление заголовка формирует у читателя ключ к пониманию текста. Во введении обосновывается необходимость ознакомления читателя с содержанием структурного фрагмента текста, указывается связь данного структурного фрагмента с фрагментами, изложенными ранее. Важно отметить резюмирующую, подытоживающую функцию заключения. Содержание заключения взаимодействует с содержанием введения и заголовком, замыкая тем самым общий информационный блок. Наибольшую сложность представляет чтение основной части текста, являющейся наиболее информационно насыщенной, и, как правило, имеющей сложную логико-смысловую организацию. При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в структуре текста. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур: § индуктивные; § дедуктивные; § рамочные (дедуктивно-индуктивные); § стержневые (индуктивно дедуктивные); § имплицитные.
В текстах индуктивной структуры обобщение расположено в конце текста, изложение идет от частного и конкретного к общему.
Тексты дедуктивной структуры начинаются с обобщения. Дальнейшее изложение представляет собой конкретизацию, объяснение или доказательство ключевого положения.
В текстах рамочной структуры изложение начинается с обобщения, которое затем конкретизируется и детализируется, а затем информация вновь обобщается в конце текста. Начальный и заключительный блоки могут полностью совпадать, но могут наблюдаться и частичные различия.
В текстах стержневой структуры обобщение не занимает ни начального ни конечного положений. Изложение начинается с частных положений, за ним следует обобщение, которое затем снова уточняется и конкретизируется.
В текстах имплицитной структуры обобщающий блок отсутствует, вербально не выражен. Предполагается, что читатель может сделать обобщение самостоятельно (Имплицитный – подразумеваемый, невыраженный. Современный словарь иностранных слов СПб.: «Дуэт», 1994.-752 с.).
Цельность (целостность) предполагает, что текст должен быть композиционно цельным, целесообразным речевым произведением, несущим адресату цельную информацию о предмете. Таким образом, цельность представляет собой базовую характеристику текста как предмета коммуникации. Цельность – это психолингвистическая категория. В акте коммуникации автор выражает посредством текста некоторое содержание, которое должно сформироваться в психике читателя в результате прочтения текста. Цель коммуникации – обеспечить максимальное совпадение сформированного у читателя образа содержания с авторским содержанием.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |