КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 2. Культура Украины в начале XX столетия
План 1. Особенности развития культуры в XXв. 2. Культура Украины в начале XX столетия. 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг. 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг. 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
Вопрос № 1. Особенности развития культуры в XX в. Факторы, влияющие на развитие украинской культуры XX столетия: – укрепление международного сотрудничества и мировые войны; – компьютеризация и сотни миллионов безграмотных; – пересадка сердца, лазерная терапия и высокая смертность; – утверждение демократии и существование тоталитарных государств; – большие достижения в социально-экономической области и нищета жителей многих регионов. Для культуры XX в. характерны несколько особенностей: – появление радио и телевидения, видеотехники; – значительное увеличение печатной продукции способствуют распространению культурных ценностей; – рост учебных заведений различного типа, принятие во многих странах законов об обязательном образовании; – государственная политика, направленная на ликвидацию безграмотности, возможности самообразования; – во многих странах мира в условиях научно-технической революции быстро растет число интеллигенции, что способствует развитию материальной и духовной культуры; – к середине XX в. ускорился процесс формирования «массовой культуры» (комиксы, многочисленные телесериалы – «мыльные оперы»), которая выполняет развлекательную функцию. – процесс экономической интеграции, увеличение числа контактов между странами и народами, который обеспечивают возможность дальнейшей интернационализации культуры(например, по решению ЮНЕСКО в мире отмечались юбилеи Т.Шевченко, И.Франко); – влияние, которое оказывают на их творчество классики мировой литературы, музыки, живописи; – усиливается влияние религии, растет ее роль во всех сферах общественной жизни (сегодня определилась четкая тенденция исламизации политики и политизации ислама). – достаточно остро стоит проблема межконфессиональных отношений в Украине. Культура Украины развивалась в условиях продолжавшейся русификации. Несмотря на то, что в 1904 г. кабинет министров России признал вредным запрещение украинского языка, до 1917 г. в Украине не было ни одного государственного учебного заведения, где преподавание велось бы на украинском языке. В начале первой мировой войны началось активное наступление на украинство: запрещение языка, массовые аресты и ссылки интеллигенции. Это в первую очередь касалось территории Галичины, занятой Россией в ходе военных действий. После свержения царизма в Украине начался новый этап национально-освободительного движения, создавались условия для ускоренного развития национальной культуры: 1) в марте 1917 г. в Киеве были открыты две украинские гимназии; 2) перевод школ на украинский язык преподавания; 3) в разных регионах Украины было создано более 80 украинских гимназий; 4) начала работать Украинская педагогическая академия; 5) историко-филологический в Полтаве; 6) открыт украинский университет в Каменец-Подольске; 7) в период гетманства основана Украинская Академия наук, которую возглавил В. Вернадский; 8) осенью 1918 г. стала функционировать Украинская государственная академия искусств; 9) пресса и книгопечатание. Только в 1917 г. стали действовать 78 издательств, они организовались и при частных, кооперативных органах, при «Просвитах». Если в 1917 г. было выпущено 747 названий украинских книг, то в 1918 г. – 1084.
-продолжали развиваться народные, демократические традиции XIX в.; -шел активный поиск новых форм; -использование достижений других национальных культур (это конкретно проявилось в двух ориентациях): 1) сохранение национально-культурных традиций (народническая теория); 2) ориентация на западноевропейский процесс в области художественной культуры («европеизация», «космополитизм», «модернизм»); 3) традиционные тенденции в области литературы – романтизм и неореализм (сочетались с развитием футуризма, символизма); 4) выделяют «новую школу» украинской прозы – М.Коцюбинский, В.Стефаник, О.Кобылянская (представители этой школы хотели целиком «модерным» европейским способом изобразить своеобразие жизни украинского народа). В начале века в украинской литературе видное место занимали писатели, творчество которых в годы Советской власти замалчивалось или искажалось. Среди них В. Винниченко – деятель Центральной Рады, прозаик, драматург, произведения которого характеризовались разноплановой проблематикой (сельская и городская жизнь, изображение различных социальных групп). Б. Летант – поэт, прозаик, издатель Т.Шевченко, И.Франко, М.Коцюбинского в переводах на польский и немецкий языки. В. Пачовский: исторические события прошлого, драматическая поэма «Золоті ворота», где подчеркивалась национальная идея. В драме «Солнце руїны» описаны события 1663-1687 гг., даются портреты П.Тетери, Ю.Хмельницкого, II.Дорошенко, И.Самойловича.
Начало ХХ столетия характеризовалось прогрессом в области музыкальной культуры: – формируется национальный стиль, который объединяет динамику фольклорной выразительности и лучших традиций классики (творчество М.Леонтовича, К.Стеценко, Я.Стенового, которые по-новаторски осмыслили творческое наследие И.Лысенко).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |