Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Но при этом

Моделирование технического прогресса на прибыль фирмы

Моделирование влияния технического прогресса, демпинга и рекламы на прибыль фирмы

План

6.1. Моделирование влияния технического прогресса на прибыль фирмы

6.2. Моделирование влияния демпинга на прибыль фирмы

6.3. Долгосрочное изменение цены и объемов выпуска на рынке под влиянием технического прогресса

6.4. Экономико-технологическое моделирование влияния рекламы на прибыль фирмы

Долгосрочное равновесие отличается от краткосрочного тем, что в процесс формирования равновесной цены на данный продукт вмешивается фактор технического прогресса. Он всегда вызывает рост предложения и, как следствие, снижение цены. Рассмотрим с помощью экономико-технологической модели влияние технического прогресса на цены рынка.

С некоторых пор распространилось мнение, что в 20 и 21-м веках технический прогресс стал главным фактором роста экономических возможностей общества. Но то, что он стал особенно заметен в последние 100 лет, никак не означает, что он не был таким же решающим фактором развития раньше. Он действовал всегда. Только общий темп развития был ниже, и соответствующая ему смена технологий была не такая резкая, а смена продуктов не такая явная.

Модель формирования равновесной цены позволяет понять, как изменится цена под влиянием технического прогресса.

Когда речь идет о неизменной продукции, технический прогресс меняет всего два параметра производства.

Первый параметр - уменьшение издержек на единицу продукции.

Второй параметр - увеличение объемов выпуска.

Существует совершенно фундаментальное ограничение, не известное экономической науке. Практически невозможно эффективно использовать новую технологию, не увеличив выпуск. Снижение издержек, в процессе технического развития, всегда связано с ростом выпуска. Это закон. И как фундаментальный закон, он влияет на весь ход развития цивилизации. Его обоснование рассматривается в аналогичном курсе, но повышенной сложности.

Ниже на Рис. 6.1 а) и б) показано, как изменятся цена и выпуск на конкретном предприятии под влиянием технического прогресса.

 

Рис. 6.1 а). «Цена и выпуск на предприятии до изменения технологии производства»

Рис. 6.1 б). «Цена и выпуск на предприятии после изменения технологии производства»

 

На основании изложенных соображений можно предсказать, в каких случаях монополист, обладающий возможностью внедрения технического новшества, будет его использовать. Это произойдет в двух случаях, связанных со снижением цен.

Первый случай. Когда использование новшества приведет к такому росту выпуска и снижению себестоимости, при которых прибыль возрастет и быстро окупит затраты. Он показан на Рис. 6.1. б)

Второй случай. Когда снижение цены, при почти неизменной величине прибыли, позволит не пустить на рынок конкурента.

Он характеризуется тем, что монополист сознательно удовлетворяет запросы рынка по сравнительно низким ценам, так что отношение ∆С2/ С2 будет близко к отраслевой норме прибыли.

Рис.6.2 «Цена и выпуск монополиста, обеспечивающие норму прибыли, близкую к отраслевой»

В большинстве же случаев картина сложнее, поскольку на рынке, как правило, присутствуют несколько сопоставимых по финансовым и технологическим возможностям производителей.

Рассмотрим на модели, как влияет технический прогресс на цены и доход участников олигополистического рынка. Весь процесс становления новой равновесной цены удобно разбить на три фазы.

Первая фаза: появление на рынке технологического лидера. См. Рис.6.3 а)

 

Рис.6.3. а). «Появление технологического лидера (№4)»

 

На модели видно, что рост объемов выпуска, связанный с внедрением новой технологии, должен привести к снижению цены товара на рынке. При этом снижение цены резко скажется на доходах всех участников рынка, кроме виновника снижения, так как у него вместе с ростом выпуска обязательно будет еще и снижение затрат. В результате, хотя бы один из серьезных конкурентов разорится и уйдет с рынка.

Начинается вторая фаза. Место банкрота немедленно займет технологический лидер. (См. Рис..6.3 б)).

При этом у него опять вырастет объем выпуска и снизится себестоимость. Цена же, если и изменится, то не существенно. Технологический лидер уже не заинтересован в снижении цены.

Рис.6.3. b). «Захват рынка технологическим лидером»

 

Очень скоро события перейдут в третью фазу. (См. Рис.6.3 c)).

Рис.6.3. с). «Новое равновесие на рынке»

 

Теперь есть смысл сравнить объяснение технического прогресса при использовании классической схемы равновесия и при экономико-технологическом моделировании. При использовании классической схемы равновесия технический прогресс объясняется с помощью смещения кривой предложения вниз. Это означает рост объемов продаж и снижение равновесной цены. Рис. 6.4. Фактически, результат технического прогресса обосновывается проявлением тех же эффектов (уменьшением издержек и ростом выпуска), что и при экономико-технологическом моделировании.

 

Рис. 6.4 «Технический прогресс в интерпретации классической схемы равновесия»

 

1. Нарушается утверждение, что рост предложения всегда, или в большинстве случаев, связан с ростом затрат и увеличением цены.

2. Уровень дохода, характеризуемый произведением объемов продаж на цену (см. прямоугольники доходов 1 и 2 на рис.6.4), может, как вырасти, так и упасть. А уровень прибыли, который единственно и определяет стремление внедрять технологические достижения, вообще остается за пределами схемы.

3. Динамика процесса становления цены, последствия для участников рынка и реальная многовариантность уровня цен остаются вне возможностей модели.

Фактически, сравнение двух подходов демонстрирует несостоятельность одного и высокую эффективность другого.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы | Моделирование влияния демпинга на прибыль фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.