Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3. Образование


План

ТЕМА № 4. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА КАЗАЧЕСТВА.

 

1. Предпосылки и условия культурного подъема в Украине в XVI – первой половине XVIII в.

2. Книгопечатание и литература.

3. Образование.

4. Новые области науки.

5. Искусство.

 

Вопрос № 1. Предпосылки и условия культурного подъема в Украине в XVI – первой половине XVIII в.

ХVI – ХVIII вв. – исключительно сложный период в жизни народа Украины. После ликвидации монголо-татарского ига в XIV в. на территории Украины не удалось создать национальное государство. Однако национальная культура сохранилась и даже оказывала влияние на культуру соседних народов. Это объясняется тем, что в отличие от традиции государствообразования Украине удалось сохранить культурные традиции Киевской Руси, развитую материальную и духовную культуру. Здесь в XVI в. было до 20 крупных городов с населением в 10-15 тыс. жителей, в которых процветало ремесленное производство. Во Львове, Киеве и других городах насчитывалось около 300 ремесленных специальностей. В городах существовали школы при церквях и монастырях, аптеки, цирюльни. Развитию товарно-денежных отношений способствовало Магдебургское право. На Волыни и в Галичине все шире практиковалось строительство светских сооружений не из дерева, а из камня и кирпича. В XV в. во Львове был построен водопровод. И. Нечуй-Левицкий в романе «Иван Выговский» отмечал, что в домах не только аристократии, но и мещан для праздничного стола готови­лось 30-40 и более наименований блюд.

Данные примеры свидетельствуют, что несмотря на колоссальные разрушения, нанесенные иноземной агрессией в предыдущие века, земля Украины сохранила высокий культурный потенциал, что явилось одной из предпосылок культурного подъема в XVI в.

Другим фактором, влиявшим на развитие культуры в Украине в рассматриваемый период, была национально-освободительная борьба украинского народа против иностранной агрессии и оккупации. И если отношения с Великим княжеством Литовским носили цивилизованный характер, то с Польшей и Крымским ханством Украине приходилось вести ожесточенную борьбу. В это время в Европе возрос спрос на продукцию сельского хозяйства. Испания, которая в предыдущие века была «житницей Европы», больше не справлялась с этой задачей. Нужны были новые поставщики и на эту роль претендовала Польша. Польские феодалы выжимали из Украины максимум прибыли, но защитить ее от набегов турок и татар оказались не в силах. В этих условиях все культурные процессы переплетались с национально-освободительной борьбой, которая велась на два фронта. Так, борьба против наступления католической церкви на православную была частью борьбы против Речи Посполитой, борьба за выход к Черному морю и создание украинского флота была неотделима от борьбы с Османской империей и Крымским ханством.



Важную роль в развитии украинской культуры в XVI – первой половине XVIII вв. играла позиция социальной элиты. Украинские феодалы, верхушка духовенства в условиях господства Речи Посполитой. отказываются от национальной культуры – языка, традиций, православной веры – и воспринимают польскую культуру. Один из украинских публицистов – Мелетий Смотршткий – в полемическом трактате «Тренос» («Плач») отразил скорбь православной церкви по покинувшим ее династиям Вишневецких, Збаражских, Слуцких и других, прежде преданных вере своих предков, В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа сыграло самобытное, сформировавшееся в ХV – ХVI вв. сословие – казачество. Именно казачество подхватило традицию национальной государственности (выступило защитником православной церкви, украинского языка). Среди православного населения украинских городов возникали братства – религиозно-национальные организации. Такая организация создавалась вокруг приходской церкви и. вначале занималась только ее поддержкой, помощью бедным. Средства при этом складывались из определенных «членских» взносов. Постепенно братства начинают расширять сферу своей деятельности, занимаются политическими, культурными делами. К ним примыкают некоторые знатные роды. Своей просветительской, литературной деятельностью прославилось Львовское братство.

Принципиальное значение для культуры имели события, связанные с религиозной унией. В 1596 г. в Бресте был созван собор для провозглашения унии (союза) православной церкви и католической. Польское правительство видело в этом средство усиления своего влияния в украинском обществе. Православные же епископы Украины пошли на сговор, надеясь укрепить личную власть. В 1596 г. был осуществлен не союз церквей, а создана новая Украинская греко-католическая (униатская) церковь, православная по обрядности, но административно подчиненная Риму. Брестская уния вызвала горячие споры, четко выявила позиции, ускорила консолидацию украинских культурных сил.

Еще одним важным фактором, влиявшим на культурную жизнь в Украине, были идеи Возрождения и Реформации, которые приходят из Западной и Центральной Европы. Иначе и быть не могло, поскольку в городах Украины проживало этнически разнообразное население: поляки, немцы, евреи, армяне, итальянцы, греки и другие, что. способствовало взаимопроникновению различных культур. Идеи гуманизма привносят в Украину, прежде всего в ее центральные и западные регионы, итальянские промышленники, купцы, архитекторы. В XV в., когда под ударами Турции пришли в упадок итальянские колонии в Крыму, часть генуэзских купцов переселилась во Львов и Киев. С другой стороны, дети украинских вельмож учились в университетах Праги, Кракова, Болоньи. Достаточно вспомнить имена украинского поэта XV в. Павла Русина, профессора медицины и астрономии из Дрогобыча Юрия Котермака и других. В украинской культуре распространяются идеи пантеизма в философии, антропоцентризма в искусстве, отказа от схоластики в науке. Но это не было простым заимствованием, ренессансная идеология получила на украинской культурной почве новые формы.

Таким образом, в XVI – первой половине XVIII вв. ряд обстоятельств влияли на развитие украинской культуры. Несмотря на неблагоприятные условия, в частности, национальное угнетение, наблюдается активное и многогранное развитие культуры Украины.

Вопрос № 2. Книгопечатание и литература.

Влияние идеологии Возрождения и Реформации нашло выражение в развитии литературы и книгопечатания. Изобретение И.Гуттенберга, переход от папируса и пергамента к бумаге в XV в. были предпосылками активного развития книжного дела в Европе. Большинство книг в этот период печатались на латинском языке.

В конце XV – начале XVI вв. первые книги на церковнославянском языке напечатали Юрий Дрогобыч (Котермак) в Риме, Франциск Скорина в Кракове и Швайпольт Фиоль в Праге. Непосредственно в Украине первопечатником стал бежавший из Москвы от преследований реакционного духовенства в 60-х годах XVI в. Иван Федоров. В 1573 г. Федоров при помощи меценатов создал во Львове первую типографию, где годом позднее напечатал знаменитый «Апостол» - сборник описаний жизни святых. Через некоторое время Федоров разорился, заложил типографию и переехал в г.Острог, в имение князя В.К.Острожского – одного из сохранивших преданность православию. В 1581 г. здесь была напечатана «Острожская Библия» – первое издание Библии на церковнославянском языке. Ее экземпляры купили королевские библиотеки Швеции и Франции, что свидетельствовало о высоком уровне издания. В Москве Библия переписывалась, так что «Острожская Библия» долго оставалась единственным подобным изданием.

Дело И.Федорова получило развитие по всей Украине. Уже в первой половине XVII в. насчитывалось около 20 типографий, самой крупной из которых была типография в Киево-Печерской Лавре. Типографии создавались на средства меценатов, Войска Запорожского. Активно занимались организацией типографий братства.

Наряду со стационарными типографиями были передвижные. К середине XVIIв. насчитывалось уже около 40 различных типографий. Наибольший удельный вес в печатной продукции имели книги религи­озного характера, но издавались также научные трактаты, справочники, календари, учебники. Некоторые учебники играли важную роль в деле образования. Так, грамматику, автором которой был М.Смотрицкий (1619 г.), М.Ломоносов назвал «вратами учености». Она переиздавалась более 150 лет практически в неизменном виде. Примечателен факт, что в домашних библиотеках богатых львовских мещан насчитывались десятки и сотни книг. В 1776 г. во Львове впервые в Украине стала издаваться газета.

В российской части Украины в XVIII в. царское правительство про­водит реакционную политику по отношению к книгопечатанию. Были запрещены публикации на украинском языке, введены цензурные ограничения. В инструкции типографиям, которая появилась в 20-х годах XVIII в., говорилось, что книгопечатание должно осуществляться так, чтобы «никакой розни и особливого наречия не было». Из-за штрафов, наложенных на Черниговскую типографию, она обанкротилась. После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 г. книгопечатание на украинском языке пришло в упадок.

Развитие книжного дела было толчком для развития литературы. Эта сфера культуры в полной мере отражала переходный характер эпохи, когда происходило формирование национального языка, новых стилей и жанров, поднимались новые темы, которые в предыдущие века считались запретными или ненужными. Наиболее ярко новые тенденции отражала переводная литература. В XVI в. были переведены и опубликованы различные научные трактаты и справочники, например, медицинский справочник «Аристотелевы врата». Распространяются переводы Святого Письма, которые представили такой жанр, как агиография. Одним из наиболее ценных считается «Пересопницкое Евангелие», изданное в 1561 г. Перевод с болгарского языка и подготовка к изданию были сделаны монахами Пересопницкого монастыря на Волыни.

Наряду с переводной литературой появляются оригинальные произведения. В XVI в. отмечается расцвет украинского эпоса – создаются думы, баллады, исторические песни, которые Т.Шевченко ставил выше гомеровских поэм. Например, популярными были циклы дум «Маруся Богуславка», «Самило Кишка» и другие. Эпические произведения посвящены освободительной тематике, в них воспеваются рыцарство и героизм, братство и верность православию.

Всплеск литературного процесса в Украине был связан с Брестской церковной унией. Видное место в такой ситуации в литературном творчестве занял жанр полемической литературы, возникший как реакция на экспансию католической церкви в Украине. Писатели-полемисты Мелетий Смотрицкий в произведении «Тренос», (греч. - «плач» - плач православной церкви из-за отступления ее детей); Захар Копыстенский в «Палинодии» («книга обороны»), Иван Вышенский в «Совете об очищении церкви» выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачали его политику по принципу «чем хуже, тем лучше». Дело в том, что назначаемые Сеймом православные священники зачастую были недостаточно образованны, отличались сомнительными моральными и личностными качествами. Один из таких священников, Кирилл Терлецкий, предстал перед судом за убийство и изнасилование. Имели место вымогательство денег у прихожан, распродажа церковного имущества и земель. В итоге, по замыслу проводивших такую политику, вытеснение православной церкви католической было бы неизбежным.

Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступ­лением католицизма. В своих произведениях они поднимали вопросы реформирования самой православной церкви, ее удешевления, коллективного управления ее делами, высмеивали косность и консерватизм православных иерархов. Кроме того, поднимались и социаль­но-политические проблемы: неравноправия людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особый полемический пафос выделяет произведения Ивана Вышенского. К примеру, в «По­слании к епископам» он разоблачает духовенство как забывших Бога корыстолюбцев. Единственным способом спасения человека от эгоиз­ма и жестокости мира он считал монашество. Сам Вышенский эмигрировал в Грецию и стал монахом-отшельником в одной из святых пещер на горе Афон.

Новым литературным жанром стала поэзия. В ХVI – ХVII вв. поэти­ческие произведения чаще всего создавались странствующими дьяконами и подьячими – учениками духовных школ. В период летних каникул они путешествовали и писали стихотворные произведения по заказу, с целью заработка. Содержание этих стихов могло быть хвалебно-величальным (панегирик) или связанным со смертью и похоронами кого-либо из знатных людей (мадригал). Лишь немногие стихи были авторскими: Касиян Сакович – «Вирши на жалостный погреб гетмана Сагайдачного», Кирилл Ставровецкий – сборник стихов «Перл многоценный», Александр Митура – «Узор добродетелей» и другие. Украинские поэты часто использовали библейские темы, много внимания уделялось проблемам морали, религии, что отвечало вкусам того времени. В то же время в этих произведениях редко присутствуют художественные образы, иносказание, метафора. Все это придает поэзии ХVI – ХVII вв. несколько наивный безыскусный характер. Надо учесть и то, что литературной нормы в украинском языке еще не было, в связи с чем стихотворные произведения того времени трудно воспринимаются современным читателем. Тем не менее украинская поэзия в XVI – первой половине XVIII вв. переживала важный этап своего развития. Авторы использовали так называемую силабическую и несилабичсскую системы построения строк, умели использовать рифму и стихотворный размер. Часто использовались 4-х и 5-тистопный ямб и хорей. В XVIII в. наибольшие достижения поэтического искусства были связаны с именем Григория Сковороды.

В XVII в. популярной становится драматургия. Наиболее распространенными были два вида драмы: религиозная и школьная. Религиозная драма, в свою очередь, подразделялась на три формы: мистерия – таинство искупления грехов людей Иисусом Христом; миракл – события из жизни святых; моралите – драмы, где выступали аллегорические фигуры Души, Любви, Гнева, Зависти и т.д. и велись разговоры поучительною характера.

Школьная драма разрабатывала не только религиозные, но и свет­ские темы. Ее цель состояла прежде всего в помощи ученикам и студентам в их изучении произведений греческих и римских авторов, а также Библии. В учебных заведениях ставились спектакли, в которых принимали участие десятки и даже сотни человек. Поэт Дмитрий Туптало создал рождественскую драму «Комедия на рождество Христово», Симеон Полоцкий – драму «О Навуходоносоре», Григорий Конисский – «Воскресение мертвых».

Своеобразным литературным жанром были летописи. Не являясь историческими исследованиями в полном смысле, летописи соединяют черты науки и искусства. Если первые редакции Киевской летописи, созданной в начале XVI в., тяготели к древнерусской стилистике, то более поздние редакции имеют признаки нового времени. В XVII в. появились летописи, отразившие наиболее яркие и важные события того времени – формирование казачества, Освободительную войну 1648 – 1657 гг. и другие – летопись Самовидца, Григория Грабянки, Самуила Величко, монастырские летописи. Наряду с документами авторы летописей использовали фольклорные источники, собственные воспо­минания. Летописи сыграли важную роль в развитии литературы и науки.

Одной из отличительных черт украинской культуры XVI – XVПI вв. является особый интерес, который проявляло общество к вопросам образования.

Так как культура развивалась в условиях польской экспансии столкновения католической и православной церквей, то каждая из сторон стремилась использовать все средства для усиления своего влияния. Своеобразным результатом такого противостояния стала широкая сеть разнообразных школ.

Долго основным типом учебных заведений были начальные, парафиальные (приходские) школы при православных монастырях и церквях. Уровень и формы обучения в них уже не соответствовали требованиям времени. После же образования Речи Посполитой в 1569 г. в Украине появились иезуитские коллегиумы – по сути высшие школы, которые были хорошо организованы и финансово обеспечены. Их двери были открыты и для украинской молодежи. Единственным условием приема в иезуитский колледж было исповедование католицизма. Эти учебные заведения выполняли функцию окатоличивания и ополячивания украинского населения.

Хотя многие представители украинской элиты ориентировались, как уже говорилось, на чужую культуру и язык, нашлись все же патриотически настроенные богатые феодалы, выступившие инициаторами создания православных школ, которые не уступали бы иезуитским. Вообще традиции меценатства были в этот период весьма выражены. Можно назвать имена князя Андрея Курбского, бежавшего от немилости Ивана Грозного и в городке Миляновичи на Волыни создавшего целый культурный кружок, князя Юрия Слуцкого, который в своем имении собрал многих деятелей культуры Украины и Белоруссии, и другие. Одним из наиболее преданных украинской культуре людей был князь Василий Константин Острожский. В 1578г. в своем имении он открыл первое высшее учебное заведение в Украине – православный коллегиум, куда для работы были приглашены специалисты из ряда европейских стран. В коллегиуме изучались древнеславянский, греческий и латинский языки и цикл дисциплин, называвшийся по традиции «семь свободных наук»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Инициатива князя Острожского нашла многих последователей. Наиболее активными из них становятся братства, и, надо сказать, школьное дело входит в число их главных забот. В 1584 г. было получено разрешение на эту деятельность, а в 1586 г. была открыта первая братская школа во Львове. Только на Правобережье было создано около 30 подобных школ. Включается в создание школ и казачество, особенно в XVII в. Утверждение в ходе Хмельниччины форм национальной государственности, полкового деления, местного самоуправления вели к массовому открытию начальных школ. Своя школа действовала в Запорожской Сечи.

К началу XVIII в. в Украине насчитывались сотни школ, в частности, на Левобережье более 1000. Практически в каждом крупном селе, в городках и городах были школы. Они отличались демократичностью уставов, в них бесплатно учились дети всех сословий, в том числе и сироты.

В Европе в это время формируются два по сути противоположных подхода к обучению и воспитанию. Если во Франции нашли поддерж­ку идеи Руссо и Песталоцци о свободном развитии духовных сил и способностей человека через интерес, через игру как форму обучения, то в Германии преобладало мнение о необходимости жесткой регламентации и контроля за учебой, постоянного надзора учителей. Данные тенденции находили отражение и в Украине, что проявлялось в ходе конкурентной борьбы православных и иезуитских школ. О напряженности борьбы свидетельствуют примеры закрытия ряда братств и братских школ на западе Украины. Даже Острожский коллегиум прекратил существование после смерти князя Константина. Его внучка Анна-Элоиза на ее базе открыла иезуитский коллегиум. Львов Польша считала своей землей, ив 1661 г. правительство открыло здесь университет, первый в Украине.

Наступление иезуитов привело к перемещению центра культурной жизни с запада Украины на Левобережье. В XVI в. запорожское каза­чество сформировалось как сословие. К 1620 г. Брестская уния по сути потеряла свое значение в центральном регионе Украины. С помощью Войска Запорожского, его гетмана П.Сагайдачного была восстанов­лена православная митрополия.

Средоточием культуры в Киеве стала Печерская Лавра и Киевское братство. В 1632г. митрополитом становится Петр Могила, который провел ряд реформ, способствовавших восстановлению авторитета православной церкви: утверждены новые правила освящения иерар­хов, введена проповедь как форма богослужения, возвращены земли и помещения, которые церковь потеряла в связи с Брестской унией. В то же время Могила не был реформатором в европейском смысле. Наоборот, он стремился усилить влияние церкви на политическую сферу.

Важную роль П.Могила сыграл и в деле развития образования. В 1632 г. на базе братской школы и школы Киево-Печерской Лавры был создан новый коллегиум, который был назван его именем. В основе 12-летнего курса обучения находились «семь свободных наук». Учились дети всех сословий - от аристократов до казаков и крестьян. В учебном процессе использовались такие прогрессивные формы, как дискуссии, театральные представления, поощрения лучших учащихся (студеев), сдача экзаменов комиссии (а не одному профессору), совместные мероприятия студентов и преподавателей. Примечательно, что коллегиум имел общежитие, что было редкостью в то время. В 1736 г. в коллегиуме обучалось, кроме украинцев, русских и белоруссов, 127 студентов из других европейских стран. В 1701 г. по инициативе гетмана Мазепы коллегиуму было присвоено звание академии.

Многие воспитанники коллегиума сослужили службу России, так как в допетровскую эпоху там не было высших учебных заведений европейского уровня. Подготовку образованных людей осуществляли за границей, но отношение к ним в Москве было настороженное. В связи с этим многие старались не возвращаться домой после завершения образования. Из 30 человек, посланных на учебу царем Борисом Годуновым, вернулся только один. Поэтому из Киева в Москву прибывает, например, Семен Полоцкий, ставший учителем царевны Софьи, царевича Федора и других царских детей. Из 23 ректоров Московской академии в XVIII в. 21 получил образование в Киеве, а из 125 ее профессоров – 95.

Как видно, отток образованных людей из Украины уже тогда шел полным ходом, что являлось, безусловно, негативным для украинской культуры явлением. В XVII в. таких людей называли «перелетными птицами».

В 1700 г. коллегиум появился в Чернигове, в 1726 г. – в Харькове, в 1738 г. – в Переяславе.

Таким образом, в XVI – первой половине XVIII вв. в Украине широко распространилось школьное дело и идеи просвещения. Уникальным достижением был высокий процент грамотных людей (до 90%). Положительной чертой была доступность, несословный, демократический характер образования. Дети всех социальных групп могли учиться, так как обучение было бесплатным. Однако образование было достаточно оторвано от жизни. В частности, удельный вес естественных и точных наук был очень мал. К примеру, в Киево-Могилянской академии факультет медицины был открыт только в XIX в. Живой язык народа практически не внедрялся в учебный процесс, который происходил, чаще всего, на латинском языке. Традиция широкого начального образования была пресечена вместе с новым закрепощением украинских крестьян к концу XVIII в. при Екатерине II.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос № 4. Новые области науки

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.