КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Главным фактором при выборе посадок является вид нагружения наружного и внутреннего колец подшипника
Выбор посадок подшипников качения
Правильный выбор посадок колец подшипника с присоединяемыми поверхностями деталей изделия обеспечивает высокую работоспособность подшипников. Основными факторами, определяющими выбор посадок, являются: § вид нагружения колец подшипника; § величина нагрузки (интенсивность нагружения); § частота вращения; § условия монтажа. Схема «вращается вал» (внутреннее кольцо вращается вместе с валом) имеет место у подшипников валов коробок передач, задних колес заднеприводных автомобилей, у роторов электродвигателей. Схема «вращается корпус» (при работе вращается наружное кольцо) лежит в основе работы подшипников передних колес заднеприводных автомобилей, в роликах конвейеров и т. п. Различают три вида нагружения колец подшипников (рис 1.7.2): § местное (М) § циркулярное (Ц) § колебательное (К) Местное нагружение кольца (М) — вид нагружения, при котором действующая на подшипник результирующая радиальная нагрузка Fк постоянно воспринимается одним и тем же ограниченным участком дорожки качения этого кольца и передается соответствующему участку посадочной поверхности вала и корпуса. Такое нагружение имеет место, когда кольцо не вращается относительно действующей нагрузки (рис. 1.7.2 а) или кольцо и нагрузка участвуют в совместном вращении (рис 1.7.2 д, е). Циркуляционное нагружение кольца (Ц) — вид нагружения, при котором действующая на подшипник результирующая радиальная нагрузка воспринимается и передается телами качения в процессе вращения дорожки качения последовательно по всей её длине и соответственно всей посадочной поверхности вала или корпуса. Такое нагружение происходит, когда кольцо вращается относительно постоянной по направлению радиальной нагрузки Fr с частотой вращения n (рис. 1.7.2 б) или когда нагрузка вращается относительно неподвижного кольца (рис. 1.7.2 д, е) Колебательное нагружение кольца (К) — вид нагружения, при котором неподвижное кольцо подшипника подвергается одновременному воздействию радиальных нагрузок: постоянной по направлению Fr и вращающейся Fc (Fr > Fc) (рис. 1.7.2 в, г) Равнодействующая сила Fr+с совершает периодическое колебательное движение, симметричное относительно направления Fr, причем она периодически воспринимается последовательно через тела качения зоной нагружения кольца и передается соответствующим ограниченным участкам посадочной поверхности. Если Fr < Fc, то нагружение колец может быть местным или циркуляционным в зависимости от схемы приложения вращающихся сил. Кольца, которые остаются неподвижными, будут испытывать циркуляционное нагружение, а кольца, вращающиеся вместе с нагрузкой Fc — местное нагружение (рис. 1.7.2 д, е). После определения вида нагружения колец подшипников, принимается решение о характере посадок присоединяемых поверхностей колец подшипников с присоединительными поверхностями изделия. Кольца, испытывающие местное нагружение без снижения качества подшипников могут иметь посадки с небольшим средневероятным зазором. Кольца, испытывающие циркуляционное нагружение, должны иметь посадки с гарантированным натягом, исключающим возможность относительных смещений или проскальзывания, так как при появлении зазора в сопряжении будет происходить процесс раскатки колец с разрушительными последствиями. Допустимые зазоры и натяги для сопряжений и колец, испытывающих местное или циркуляционное нагружение, зависят от нагрузки на подшипник и частоты вращения. Основой выбора посадок является расчет. Существует несколько методик расчета посадок с зазором, с натягом и посадок переходных. Вместе с тем находят применение и табличные методы. Выбор посадок для колец подшипника с валом и отверстием корпуса при соответствующих видах нагружения может осуществляться и в зависимости от режимов работы. По отношению динамической эквивалентной нагрузки P к динамической грузоподъемности C, которые определяются по ГОСТ 18855-82 «Подшипники качения. Расчет динамической грузоподъемности, эквивалентной динамической нагрузки и долговечности», различают: § легкий режим ; § нормальный режим ; § тяжелый режим и режим «особые условия» (ударные и вибрационные нагрузки) . Рис. 1.7.2 — Виды нагружения подшипников качения а — местное нагружение наружного кольца; б — циркуляционное нагружение наружного кольца; в — колебательное нагружение наружного кольца, циркуляционное нагружение внутреннего кольца; г — колебательное нагружение внутреннего кольца, циркуляционное нагружение наружного кольца; д — местное нагружение внутреннего кольца, циркуляционное нагружение наружного кольца; е — циркуляционное нагружение внутреннего кольца, местное нагружение наружного кольца; Fr — радиальная нагрузка; Fc — вращающаяся радиальная нагрузка; n — частота вращения подшипника
ГОСТ 3325-85 приводит рекомендуемые посадки шариковых и роликовых подшипников в зависимости от вида нагружения, режима работы, класса точности, диаметра и типа подшипников. Наиболее часто применяемые посадки для подшипников качения представлены в табл. 1.7.1. Точность геометрических параметров посадочных поверхностей вала и корпуса под подшипники качения зависит от класса точности подшипника. С повышением класса точности подшипника ужесточаются точностные требования к геометрическим параметрам посадочных поверхностей вала и корпуса под подшипник качения. Присоединительные размеры изделия, образующие посадки с присоединительными размерами подшипников для номинальных диаметров до 500 мм изготавливают: § с точностью в пределах 3−8-го квалитетов; § с шероховатостью поверхности по параметру Ra от 0,08 до 2,5 мкм; § с допустимыми отклонениями геометрической формы посадочных поверхностей валов и корпусов в пределах 0,25…0,5 допуска на диаметр посадочных мест под подшипники; § нормируя отклонения от круглости и профиля продольного сечения, отклонения торцевых биений опорных торцов заплечиков валов и корпусов, соосности или радиальных биений посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса по ГОСТ 24643-81. Посадочные поверхности должны иметь галтели или заходные фаски для обеспечения плавности посадки, уменьшения среза и снятия шероховатости при монтаже. Условные обозначения посадок подшипников указываются на сборочных чертежах. Примеры обозначения посадок подшипников качения и точностных требований к посадочным поверхностям вала и отверстия корпуса на их рабочих чертежах показаны на рис 1.7.3. Посадка крышки в отверстие определяется выбранной посадкой отверстия корпуса с наружным кольцом. Например, для подшипника качения 6-308 при вращающемся корпусе была выбрана посадка N7/16 для наружного кольца с корпусом. Так как при расточке отверстия корпуса под наружное кольцо (рис 1.7.4) обеспечивается установленное поле допуска N7, то для наружной центрирующей поверхности крышки вынужденно назначается внесистемная посадка N7/d10, обеспечивающая свободную установку крышки в отверстие корпуса.
Таблица 1.7.1 — Посадки подшипников качения в зависимости от вида нагружения, режима работы и класса точности
Рис 1.7.4 — Обозначение посадок в подшипниковых соединениях и при установке крышки
Рис 1.7.3 — Обозначение посадок подшипников качения на сборочных чертежах (а) и точностные требования к посадочным поверхностям вала и отверстия корпуса на рабочих чертежах
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |