Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика тактической подготовленности спортсмена

Пути технического совершенствования в различных видах спорта

Характеристика технической подготовленности спортсмена

Характеристика тактической подготовленности спортсмена

Пути технического совершенствования в различных видах спорта

Характеристика технической подготовленности спортсмена

Технико-тактическая подготовленность спортсмена

 

 

 

Техника – совокупность двигательных действий, направленных на достижение результата в конкретном виде спорта.

Техническая подготовленность (техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что и как умеет делать спортсмен. В зависимости от этого различают количественную и качественную стороны технической подготовленности спортсмена. К количественным показателям относят объем, разносторонность и рациональность техники, к качественным – эффективность и освоенность.

 

Объем техники (или тренировочный) определяется числом двигательных действий, которые умеет выполнять спортсмен из данного вида спорта. В этом случае техническую подготовленность оценивают по факту выполнения «выполнил – не выполнил». Гимнасты высокого класса умеют выполнять на каждом из снарядах около 120-200 элементов, следовательно, на шести снарядах они смогут выполнить около 750-1000 элементов.

Соревновательный объем техники определяется числом технических действий, которые спортсмен выполняет в условиях соревнований. Он значительно меньше тренировочного, вариативен и зависит от квалификации, соперника, тактики поведения и т.д. Так, в борьбе спортсмены выполняют излюбленный атакующий «коронный» прием (1-2 приема), в циклических видах спорта (например, в беге, спортивной ходьбе и т.п.) соревновательный объем техники представлен одним многократно повторяемым движением (шагом).

В практической деятельности тренер старается приблизить объем техники и тактики учеников к техническому арсеналу данного вида спорта. Только спортсмен высокого класса владеет всем арсеналом, но реализуется он только в спокойной обстановке. В соревновательной (стрессовой) обстановке реализуется только соревновательный объем техники.

 

Разносторонность техники спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, умением выполнять технические действия из различных технических групп (в гимнастике – умение выполнять элементы на различных снарядах, в борьбе – захваты руками и ногами, действия в нападении и защите). Частным случаем разносторонности техники является соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону. Выбор одной из сторон при выполнении асимметричных движений называется латеральным предпочтением.

Различают тренировочную и соревновательную разносторонность. Тренировочная разносторонность выше соревновательной. Это связано с тем, что в ответственных встречах с разными по классу соперниками спортсмен использует ограниченное число технических приемов.

 

Рациональность техники – соответствие техники движений индивидуально-типологическим особенностям спортсмена, условиям соревновательной деятельности и возможность достичь максимально возможного результата.

Например, в плавании вольным стилем все спортсмены используют кроль на груди, хотя не запрещается использовать любой другой стиль.

В истории развития любого вида спорта существуют периоды смены одного стиля выполнения соревновательного упражнения другим, более рациональным. Никто не использует способы брасс на спине в плавании, четырехшажный ход в лыжных гонках, «перешагивание» или «перекидной» в прыжках в высоту, им на смену для квалифицированных спортсменов пришли более быстрые и менее энергоемкие способы. Для спортсменов массовых разрядов или в процессе обучения эти способы могут быть еще использованы.

 

Для определения качественной стороны технической подготовленности спортсмена служат показатели эффективности и освоенности.

Эффективность спортивной техники — это способность достичь максимально возможного результата с минимальными энергозатратами, степень близости к индивидуально оптимальному варианту.

Эффективность спортивной техники оценивают по-разному.

1. Интегральную, когда оценивается эффективность техники упражнения в целом.

2. Дифференциальную, в ходе которой определяют эффективность некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения. Так, оценка техники гребли проводится по соотношению времени проводки и проноса весла.

3. Дифференциально-суммарную оценку. В этом случае после определения эффективности техники каждого элемента упражнения оценки суммируются и выводится общая оценка.

Наибольшее распространение в современном спорте получила дифференциальная оценка.

Выделяют три группы показателей эффективности техники:

1. Абсолютную эффективность оценивают путем сопоставления техники исследуемого движения спортсмена с эталоном (моделью), выбранным на основе биомеханических, физиологических (техника, обеспечивающая расслабления мышц), психологических (применение внезапных действий, неудобных для противника) и эстетических соображений. В простейшей мере абсолютная эффективность техники оценивается по результату, но он не является убедительным показателем эффективности техники, поскольку сам зависит от множества факторов. Например, за эталон может быть выбран один из показателей техники, по которому оценивается техника в целом (высота подъема ОЦТ при прыжках в высоту)

2. Сравнительная эффективность определяется на основе сравнения техники движения спортсмена с техникой аналогичного движения, выполненного спортсменом высокой квалификации.

Процедура сравнения в этом случае направлена на поиск дискриминативных показателей техники, т.е. таких, значения которых у спортсменов разной квалификации неодинаковы и изменяются с ростом спортивного мастерства. Для этого регистрируют биомеханические показатели техники упражнения, а затем проводят сравнительный анализ.

Используют два подхода определения дискриминативных признаков:

а) сравнение показателей техники спортсменов высокой и низкой квалификации;

б) расчет показателей корреляции и уравнений регрессии между спортивным результатом с одной стороны, и показателем техники — с другой.

3. Реализационная эффективность определяется при сопоставлении показанного спортсменом результата в соревновательном упражнении с тем результатом, который спортсмен мог бы показать, если бы обладал эффективной техникой движения. Показателем реализационной эффективности в этом случае является так называемый регрессионный остаток, т.е. разность между действительным и должным результатом.

В этом случае оценивается по тому, насколько хорошо спортсмен использовал в движении свои двигательные и функциональные возможности.

Практически реализационная эффективность оценивается сопоставлением результата непосредственно в соревновательном упражнении и результатом упражнения, которое позволяет оценить уровень развития определенной способности (например, при беге 110 м с/б уровень проявления скоростных способностей оценивается по гладкому бегу на 100 м, разница между 100 м и 110 м с/б должна составлять около 3 с, если больше, то техника бега через барьеры неэффективна).

Также реализационная эффективность может быть оценена по энерготратам при выполнении оцениваемого спортивного движения (потреблению кислорода, пульсовой стоимости).

 

Освоенность техники – степень контроля сознания за выполнением двигательного действия.

В этом аспекте были введены понятия двигательное знание, двигательное умение, двигательный навык и двигательный стереотип.

Для хорошо освоенных движений (двигательного навыка и двигательного стереотипа) типичны:

1. Стабильность технических характеристик и результата в стандартных условиях. Спортсмен, освоивший двигательное действие на уровне двигательного навыка в стандартных, относительно неизменных условиях, выполняет его с малым разбросом характеристик при многократных попытках (воспроизведение результата в стрельбе, гимнастике). При отклонениях в начальных фазах движения происходи их коррекция и в завершающих фазах движение выполняется стабильно.

2. Устойчивость (малая изменчивость) техники и результата в переменных условиях, сохранение эффективности техники в переменных условиях. Переменными условиями может быть изменение состояние спортсмена (утомление, эмоциональное возбуждение), действия противника, внешние условия (инвентаря, опорных покрытий, погодных условий).

3. Сохранение двигательного навыка при перерывах – чем лучше освоено двигательное действие, тем быстрее он восстановится (меньше времени – период вкатывания в скоростном беге на коньках, попыток – в гимнастике). Есть двигательные действия, которые освоены в детстве, сохраняются на всю жизнь (плавать, ездить на велосипеде).

4. Автоматизированность выполнения – возможность выполнить движение не фиксируя специально внимание в процессе выполнения. Это определяется методом дополнительных заданий (возможность помимо двигательного действия выполнять другие мыслительные операции).

 

Различают два основных метода контроля за техническим мастерством спортсменов: визуальный и инструментальный.

Первый является наиболее распространенным методом вообще и одним из основных в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и некоторых других видах спорта.

Визуальный контроль проводится двумя способами:

1) в ходе непосредственных наблюдений за действиями спортсмена;

2) с помощью видеомагнитофонной техники.

Инструментальный метод контроля предназначен для измерения биомеханических характеристик техники. Регистрации подлежат время, скорость и ускорение в целом и отдельных его фаз, усилия при выполнении движения, положение тела или его сегментов.

 

 

Ведущими тенденциями сложнокоординационных видов спорта, связанных с искусством движений (гимнастика, фигурное катание) является рост сложности элементов и соревновательных программ, концентрация усложненных технических элементов в пространстве и во времени, поиск новых оригинальных упражнений, доведение исполнительского мастерства до уровня виртуозности.

Усложнение элементов идет по нескольким направлениям: параметрического усложнения (скорости и амплитуды движения); структурное усложнение – наращивание числа элементов наивысшей технической сложности; комбинированное усложнение - структурно-параметрическое усложнение.

Использование сил упругой деформации снарядов – мост, перекладина в гимнастике, трамплина в прыжках в воду.

Исполнительская асимметрия – умение выполнять движения в одну и другую стороны.

В циклических видах спорта основное внимание в технической подготовке направлено на устранение «лишних» движений и усилий. Несвоевременность силовых усилий и несовпадение направления действия сил с необходимыми двигательными действиями отрицательно влияют на результат.

Использование оптимальных режимов для конкретных условий, варьирование параметров длина и время шага, скорость передвижения по дистанции, применение рациональных двигательных действий.

В скоростно-силовых видах спорта признаком высокого спортивного мастерства является импульсивность в развитии мышечных напряжений (электромиограмма сжимается во времени и возрастает по амплитуде – развитие большей мышечной силы за короткий промежуток времени – укорачивается время опорных периодов в беге; снижение факторов, лимитирующих результат – падение скорости при постановке стопы на опоре).

В тяжелой атлетике совершенствование технической подготовленности направлено на создание жесткого взаимодействия между звеньями кинематической цепи. Еще одно направление – использование силы упругой деформации грифа, что способствует приросту при совпадении по времени и направлению возвратно-колебательных движений штанги и тяговых усилий спортсмена. Выполнение двигательных задач не должно вызывать дополнительного или чрезмерного напряжения мышц.

Спортивные единоборства. Спортсмены высокого класса редко в соревновательной деятельности более 3-4 приемов («коронных»), компенсируя умением приходить к ним из чрезвычайно широкого круга разнообразных ситуаций. Одним из направлений - уменьшение функциональной асимметрии, характеризующийся умением выполнять двигательные задания в удобную и неудобную сторону, правой и левой ногой/рукой. Также умение противостоять действиям противника, не дать осуществить задуманный им прием. направление в развитии технического мастерства – определять ситуации для силового или скоростного акцента. Быстро переключаться от одного действия на другое.

Игровые виды спорта – техническое совершенствование направлено на развитие умения предугадывать действия противника, правильно его оценивать и реагировать на него, особенно в состоянии утомления, стабильность и устойчивость технических действий

 

 

Тактика (от греч. taktiká – искусство построения войска) – совокупность средств и методов ведения спортивной борьбы. Смысл тактики состоит в том, чтобы использовать средства, которые позволят спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности и с наименьшими энерготратами провести соревнования.

Элементами тактики являются тактический ход (технико-тактическое действие), тактическая комбинация и тактический вариант.

Тактический ход – однократное целенаправленное изменение режима двигательной деятельности.

Комбинации тактических ходов называют тактическими вариантами. В каждом виде спорта определяют тактические ходы и тактические варианты.

Теоретический план действий на соревнования или ряд соревнований называется стратегией.

Тактическое мастерство характеризуется объемом, разносторонностью, рациональностью и эффективностью тактических действий, которые использует спортсмен на соревнованиях и тренировках.

Общим объемом тактики называют общее количество (перечень) тактических ходов и тактических вариантов, которыми владеет спортсмен, группа или команда.

Соревновательным объемом тактики называют тактические ходы и варианты, которые используются в условиях соревнований спортсменом или командой. Соревновательный объем меньше тренировочного объема тактики; причем тем меньше, чем ответственнее соревнования.

Разносторонность тактики показывает, насколько разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды. Одна из многочисленных классификаций тактических ходов делит их на монотонные, острые, дезинформирующие, страховочные и т.д.

Рациональность тактики характеризует тактический ход (вариант) относительно к конкретному спортсмену, соответствие индивидуально оптимальному варианту.

Эффективность тактики характеризует насколько использованный в соревнованиях тактический ход (вариант) содействовал решению поставленной задачи. Так, в циклических видах спорта контролировать эффективность тактики можно по динамике скорости.

Эффективность тактики определяется различными способами. Так, в спортивных играх сопоставляют объем примененных тактических ходов или вариантов с их результативностью. Результативность тактического варианта определяется как процент случаев успешного применения данного варианта.

Оптимизацией тактической подготовленности называется поиск оптимального варианта из числа возможных.

В роли наилучшего варианта могут выступать:

1) экспериментально найденная тактика;

2) тактика спортсмена или команды высокого класса;

3) оптимальная тактика, полученная путем ее моделирования.

В последнее время особенно актуальными стали вопросы моделирования тактики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Листовая штамповка | Диаграмма взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.