Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усиление финансового контроля в России за использованием государственных инвестиций

Создание в России новых институтов - таких как Банк развития, Инвести­ционный и Венчурный фонды, свободные экономические зоны и государственные корпорации - должно обеспечить:

• восполнение отложенного инвестиционного спроса;

• преодоление негативной демографической динамики;

• обеспечение российским компаниям выхода на новые и более ди­намичные сегменты мирового рынка;

• преодоление негативных последствий социального нера­венства;

• сбалансированное развитие территорий и регионов России.

Усиление в этом контексте полномочий и ответственности Мин-

регионразвития России также не вызывает сомнений. Тем более что крупнейшие инвестиционные проекты и федеральные целевые про­граммы, как правило, реализуются на принципах софинансирования из региональных бюджетов. Ликвидация сложившихся дисбалансов в подходах к отраслевым и региональным стратегиям - прин­ципиальный момент и необходимое условие решения структурных проблем в социально-экономическом развитии страны.

Активизация механизмов частно-государственного партнерства и создание институтов развития фактически предусматривают вывод за рамки бюджетной системы весьма значительных объемов госу­дарственных средств. Юридически отношения между основными объектами экономических процессов переходят из пространства публичного права в пространство договорных отношений власти и бизнеса.

А это уже совсем иные масштабы и сроки ответственности перед законом и обществом. Органы исполнительной власти и контроль­ные органы попадают в затруднительное положение, поскольку вы­веденные таким образом за пределы бюджетной системы государст­венные активы оказываются фактически в «серой» зоне.

При этом важно понимать, кто будет реально формировать и ис­пользовать технологии управления капитализацией создаваемых при участии государства активов и насколько эти технологии окажутся подконтрольными и подотчетными государству и обществу.

Новые риски связаны также с распределением возможных дохо­дов, порождаемых крупными инвестициями, когда бизнес искусст­венно национализирует затраты и приватизирует доходы, что уже имело место при реализации ряда проектов и программ с государст­венным участием.

Все это требует новых подходов к управлению и контролю за го­сударственными деньгами, имуществом и правами собственности вновь создаваемых государственных корпораций. Согласно дейст­вующему законодательству Счетная палата наделена полномочиями осуществлять внешний финансовый контроль за хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы, если они по­лучают федеральные бюджетные средства, используют федераль­ную собственность и пользуются налоговыми льготами. Таким обра­зом, закон четко и недвусмысленно говорит о том, каким образом должен осуществляться внешний государственный контроль за дея­тельностью создаваемых институтов развития и государственных корпораций.

Реализация масштабных, ресурсоемких и долговременных про­ектов с участием государства не может и не должна начинаться без экспертизы со стороны органов внешнего государственного контро­ля. Реализация плохо проработанных проектов - это фактически растрата огромных финансовых и материальных государственных ресурсов, не приносящая пользы обществу.

Для осуществления контроля за качеством разработки государ­ственных проектов Счетной палатой в настоящее время внедряется новый вид государственного контроля - стратегический аудит. На­значение этого вида государственного аудита - оценить качество проработки стратегий и проектов, их реализуемость и результатив­ность. Применение стратегического аудита наряду с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит проверяющим охватить весь цикл использования бюджетных средств: от разработки проекта до получения конечного результата.

Более того, мы полагаем, что сегодня пришло время для созда­ния в стране единой системы сквозного контроля за реализацией стратегически значимых проектов социально-экономического разви­тия страны на всех уровнях бюджетной системы. Такая работа будет предусматривать организацию контроля» всех этапов разработки и реализации государственных проектов - начиная от контроля за ка­чеством их разработки и заканчивая контролем за законностью и эффективностью использования бюджетных средств. Особое внима­ние мы будем уделять приоритетным национальным проектам, а также таким наиболее значимым инвестиционным проектам, как «Сочи-2014» и «Владивосток-2012».

Тем более что на данном этапе строительство объектов зимней Олимпиады сталкивается с определенными трудностями. Так, на 1 сентября 2007 г. на финансирование Федеральной целевой про­граммы «Развитие города Сочи как горно-климатического курорта (2006-2014 годы)» было направлено лишь 1,88 млрд руб., или 11,8% годовых бюджетных назначений и 9,3% показателя уточненной бюджетной росписи на 2007 г., что на 50,6 процентного пункта ниже среднего уровня финансирования расходов федерального бюджета.

Привлечение органов внешнего государственного контроля к оценке результативности реализации стратегических задач развития страны в полной мере соответствует международному опыту. По­добный подход активно практикуется в таких странах, как Канада, Австралия, Великобритания. Для этого используется специально разработанная система ключевых национальных индикаторов. Именно этой теме была посвящена состоявшаяся в начале ноября 2007 г. в Мехико XIX конференция Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). На этой кон­ференции Россия в качестве одного из двух представителей Европы была принята в Управляющий совет этой организации (вторым представителем стала Великобритания).

Определенные шаги в деле разработки системы ключевых на­циональных индикаторов сделаны и в нашей стране. Уже утвержде­ны 43 основных и 39 вспомогательных критериев оценки работы губернаторов, а президент России В.В. Путин дал указание разрабо­тать аналогичные Критерии как для различных ведомств, так и для правительства в целом.

Крайне важным представляется формирование согласованной системы показателей, критериев и индикаторов, отражающих проектный подход и оценки по конечному результату. Ни традицион­ных макроэкономических параметров, ни данных Росстата России недостаточно для эффективной оценки хода и результатов развития страны в новых условиях. Необходима новая система показателей для оценки экономического потенциала государства, его национальных активов и проектов развития.

Не менее важная задача - формирование единой нормативно- информационной базы, содержащей сведения о национальных, фе­деральных, отраслевых и муниципальных стратегиях, програм­мах, проектах и планах социально-экономического развития. Необ­ходимо законодательно обеспечить согласованность отражения в этой базе данных государственной статистики, системы нацио­нальных счетов и бюджетной классификации, официальных отчетных данных и докладов.

В то же время в полном соответствии с идеологией частно- государственного партнерства должны меняться формы и методы работы самих органов государственного контроля. Проверки не должны носить избыточный характер, отвлекать проверяемых от решения функциональных задач. На состоявшемся 17 октября под председательством первого заместителя председателя правительства РФ Д.А. Медведева совещании контрольных органов было выдвину­то предложение о переходе к новой модели организации контроль­ного процесса, которая могла бы максимально сократить дублирова­ние в работе государственных контролеров.

За образец можно взять пример ряда зарубежных стран, когда все контрольные органы действуют на основании сводного плана, утверждаемого главой государства. Если разные контрольные орга­ны хотят проверить одну и ту же организацию, то они могут сделать это в рамках совместного контрольного мероприятия. Предприятие, которое успешно проходит организованный таким образом кон­троль, получает на два года своеобразные «контрольные каникулы». Для организации такой работы целесообразно создать координаци­онный контрольный совет при президенте РФ, в который войдут ру­ководители основных силовых и контрольных ведомств страны.

Обеспечение квалифицированного контроля за работой государ­ственных корпораций и институтов развития требует специалистов качественно иного уровня, которые обладают достаточными зна­ниями и навыками в сфере проектного управления. Все это обуслов­ливает необходимость реализации специальных программ по повы­шению квалификации сотрудников органов финансового контроля и профессиональной подготовке молодых кадров.

Благодаря совместным усилиям Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российской академии наук и Счетной палаты в сентябре 2007 г. начала свою работу Высшая школа государственного аудита (в качестве факультета МГУ). Большим потенциалом в этом отношении обладают и другие веду­щие образовательные учреждения страны, прежде всего Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации - ведущий центр страны по переподготовке и повышению квалифика­ции государственных служащих.

Таким образом, переориентация бюджетной политики на реше­ние стратегически значимых задач социально-экономического раз­вития страны ставит органы государственного финансового кон­троля перед новым вызовом. По сути, необходимо изменить не столько методологию, сколько саму философию контрольной работы. Государственные контролеры должны теперь уделять особое внимание не количественным, а качественным показате­лям, избегать «мелкотемья», делать упор на системных проблемах, которые препятствуют достижению необходимого социально- экономического результата.

Для того чтобы осуществить переход к новым формам контроля, необходимо решить ряд проблем методологического и научного ха­рактера, которые заслуживают самого пристального внимания науч­ного сообщества России. Только тесная кооперация науки и практи­ческой деятельности позволит решить задачи по повышению эффек­тивности реализации приоритетных проектов и программ нацио­нального развития, повысить их общественно значимую отдачу.

 


[1] Государственная инвестиционная корпорация ликвидированна Указом Прези­дента РФ в 2003 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диаграмма взаимодействия | Проблема обучения детей с 6 лет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.