КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Усиление финансового контроля в России за использованием государственных инвестиций
Создание в России новых институтов - таких как Банк развития, Инвестиционный и Венчурный фонды, свободные экономические зоны и государственные корпорации - должно обеспечить: • восполнение отложенного инвестиционного спроса; • преодоление негативной демографической динамики; • обеспечение российским компаниям выхода на новые и более динамичные сегменты мирового рынка; • преодоление негативных последствий социального неравенства; • сбалансированное развитие территорий и регионов России. Усиление в этом контексте полномочий и ответственности Мин- регионразвития России также не вызывает сомнений. Тем более что крупнейшие инвестиционные проекты и федеральные целевые программы, как правило, реализуются на принципах софинансирования из региональных бюджетов. Ликвидация сложившихся дисбалансов в подходах к отраслевым и региональным стратегиям - принципиальный момент и необходимое условие решения структурных проблем в социально-экономическом развитии страны. Активизация механизмов частно-государственного партнерства и создание институтов развития фактически предусматривают вывод за рамки бюджетной системы весьма значительных объемов государственных средств. Юридически отношения между основными объектами экономических процессов переходят из пространства публичного права в пространство договорных отношений власти и бизнеса. А это уже совсем иные масштабы и сроки ответственности перед законом и обществом. Органы исполнительной власти и контрольные органы попадают в затруднительное положение, поскольку выведенные таким образом за пределы бюджетной системы государственные активы оказываются фактически в «серой» зоне. При этом важно понимать, кто будет реально формировать и использовать технологии управления капитализацией создаваемых при участии государства активов и насколько эти технологии окажутся подконтрольными и подотчетными государству и обществу. Новые риски связаны также с распределением возможных доходов, порождаемых крупными инвестициями, когда бизнес искусственно национализирует затраты и приватизирует доходы, что уже имело место при реализации ряда проектов и программ с государственным участием. Все это требует новых подходов к управлению и контролю за государственными деньгами, имуществом и правами собственности вновь создаваемых государственных корпораций. Согласно действующему законодательству Счетная палата наделена полномочиями осуществлять внешний финансовый контроль за хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы, если они получают федеральные бюджетные средства, используют федеральную собственность и пользуются налоговыми льготами. Таким образом, закон четко и недвусмысленно говорит о том, каким образом должен осуществляться внешний государственный контроль за деятельностью создаваемых институтов развития и государственных корпораций. Реализация масштабных, ресурсоемких и долговременных проектов с участием государства не может и не должна начинаться без экспертизы со стороны органов внешнего государственного контроля. Реализация плохо проработанных проектов - это фактически растрата огромных финансовых и материальных государственных ресурсов, не приносящая пользы обществу. Для осуществления контроля за качеством разработки государственных проектов Счетной палатой в настоящее время внедряется новый вид государственного контроля - стратегический аудит. Назначение этого вида государственного аудита - оценить качество проработки стратегий и проектов, их реализуемость и результативность. Применение стратегического аудита наряду с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит проверяющим охватить весь цикл использования бюджетных средств: от разработки проекта до получения конечного результата. Более того, мы полагаем, что сегодня пришло время для создания в стране единой системы сквозного контроля за реализацией стратегически значимых проектов социально-экономического развития страны на всех уровнях бюджетной системы. Такая работа будет предусматривать организацию контроля» всех этапов разработки и реализации государственных проектов - начиная от контроля за качеством их разработки и заканчивая контролем за законностью и эффективностью использования бюджетных средств. Особое внимание мы будем уделять приоритетным национальным проектам, а также таким наиболее значимым инвестиционным проектам, как «Сочи-2014» и «Владивосток-2012». Тем более что на данном этапе строительство объектов зимней Олимпиады сталкивается с определенными трудностями. Так, на 1 сентября 2007 г. на финансирование Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горно-климатического курорта (2006-2014 годы)» было направлено лишь 1,88 млрд руб., или 11,8% годовых бюджетных назначений и 9,3% показателя уточненной бюджетной росписи на 2007 г., что на 50,6 процентного пункта ниже среднего уровня финансирования расходов федерального бюджета. Привлечение органов внешнего государственного контроля к оценке результативности реализации стратегических задач развития страны в полной мере соответствует международному опыту. Подобный подход активно практикуется в таких странах, как Канада, Австралия, Великобритания. Для этого используется специально разработанная система ключевых национальных индикаторов. Именно этой теме была посвящена состоявшаяся в начале ноября 2007 г. в Мехико XIX конференция Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). На этой конференции Россия в качестве одного из двух представителей Европы была принята в Управляющий совет этой организации (вторым представителем стала Великобритания). Определенные шаги в деле разработки системы ключевых национальных индикаторов сделаны и в нашей стране. Уже утверждены 43 основных и 39 вспомогательных критериев оценки работы губернаторов, а президент России В.В. Путин дал указание разработать аналогичные Критерии как для различных ведомств, так и для правительства в целом. Крайне важным представляется формирование согласованной системы показателей, критериев и индикаторов, отражающих проектный подход и оценки по конечному результату. Ни традиционных макроэкономических параметров, ни данных Росстата России недостаточно для эффективной оценки хода и результатов развития страны в новых условиях. Необходима новая система показателей для оценки экономического потенциала государства, его национальных активов и проектов развития. Не менее важная задача - формирование единой нормативно- информационной базы, содержащей сведения о национальных, федеральных, отраслевых и муниципальных стратегиях, программах, проектах и планах социально-экономического развития. Необходимо законодательно обеспечить согласованность отражения в этой базе данных государственной статистики, системы национальных счетов и бюджетной классификации, официальных отчетных данных и докладов. В то же время в полном соответствии с идеологией частно- государственного партнерства должны меняться формы и методы работы самих органов государственного контроля. Проверки не должны носить избыточный характер, отвлекать проверяемых от решения функциональных задач. На состоявшемся 17 октября под председательством первого заместителя председателя правительства РФ Д.А. Медведева совещании контрольных органов было выдвинуто предложение о переходе к новой модели организации контрольного процесса, которая могла бы максимально сократить дублирование в работе государственных контролеров. За образец можно взять пример ряда зарубежных стран, когда все контрольные органы действуют на основании сводного плана, утверждаемого главой государства. Если разные контрольные органы хотят проверить одну и ту же организацию, то они могут сделать это в рамках совместного контрольного мероприятия. Предприятие, которое успешно проходит организованный таким образом контроль, получает на два года своеобразные «контрольные каникулы». Для организации такой работы целесообразно создать координационный контрольный совет при президенте РФ, в который войдут руководители основных силовых и контрольных ведомств страны. Обеспечение квалифицированного контроля за работой государственных корпораций и институтов развития требует специалистов качественно иного уровня, которые обладают достаточными знаниями и навыками в сфере проектного управления. Все это обусловливает необходимость реализации специальных программ по повышению квалификации сотрудников органов финансового контроля и профессиональной подготовке молодых кадров. Благодаря совместным усилиям Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российской академии наук и Счетной палаты в сентябре 2007 г. начала свою работу Высшая школа государственного аудита (в качестве факультета МГУ). Большим потенциалом в этом отношении обладают и другие ведущие образовательные учреждения страны, прежде всего Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации - ведущий центр страны по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих. Таким образом, переориентация бюджетной политики на решение стратегически значимых задач социально-экономического развития страны ставит органы государственного финансового контроля перед новым вызовом. По сути, необходимо изменить не столько методологию, сколько саму философию контрольной работы. Государственные контролеры должны теперь уделять особое внимание не количественным, а качественным показателям, избегать «мелкотемья», делать упор на системных проблемах, которые препятствуют достижению необходимого социально- экономического результата. Для того чтобы осуществить переход к новым формам контроля, необходимо решить ряд проблем методологического и научного характера, которые заслуживают самого пристального внимания научного сообщества России. Только тесная кооперация науки и практической деятельности позволит решить задачи по повышению эффективности реализации приоритетных проектов и программ национального развития, повысить их общественно значимую отдачу.
[1] Государственная инвестиционная корпорация ликвидированна Указом Президента РФ в 2003 г.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |