Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности целеобразования

Эти закономерности необходимо учитывать, чтобы понимать и формулировать цели. Обычно сложности формулирования целей возникают в конкретных условиях. Результаты исследования процессов целеобразования философами, психологами, кибернетиками и структуризации целей на практике обобщались и позволили сформулировать некоторые общие закономерности. Их полезно применять в практической деятельности.

1 Понятие целеобразования

Целеобразование (целеполагание) – это направление СА, которое занимается исследованием процесса формулирования и анализа целей в системах разного рода. Этот термин был введен Ю. Черняком применительно к системам, в которых цели не задаются извне, а формируются внутри системы. Процесс целеобразования до конца не изученный и очень сложный. Для эффективного целеобразования, четко сформулировав цель (что следует сделать, чего достичь), необходимо осознать следующее:

- значение цели (для чего необходимо достижение этой цели, что это даст);

- способы достижения цели (как работать, какие методы использовать);

- этапы достижения цели (промежуточные цели и этапы их достижения);

- возможные трудности в достижении цели и пути их предотвращения;

- самоконтроль (формы и методы контроля, насколько выполнение деятель­ности отвечает целям, насколько успешно идет продвижение к цели).

Диалектико-материалистическое понимание цели очень важно при проведе­нии системного анализа. В практике коллективного принятия решения необходи­мо оговаривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы использу­ется понятие цель, что в большей степени должно быть отражено в ее формули­ровке - идеальные устремления, которые помогут коллективу увидеть перспекти­вы, или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему. Для того, чтобы правильно от­разить в формулировке цели вкладываемый в нее смысл, необходимо изучать и учитывать закономерности целеобразования.

Чтобы облегчить процесс целеобразования применяют закономерности целеобразования и разрабатывают методики структуризации целей и функций.

Эти закономерности делятся на 2-а больших класса: 1) закономерности возникновения и формулирования целей; 2) закономерности формирования структур целей.

Рассмотрим их подробней.

 

2 1-й класс – Закономерности возникновения и формулирования целей

2.1 Зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта (процесса). Формулируя цель, нужно стремиться отразить в
формулировке или в способе представления цели ее активную роль в познании и в
то же время сделать ее реалистичной, направить с ее помощью деятельность на
получение определенного полезного результата. При этом формулировка цели и
представление о цели зависят от стадии познания объекта, и в процессе развития
представлений о нем цель может переформулироваться. При формулировании и пересмотре цели коллектив, формулирующий и выполняющий ее, должен опреде­лить, в каком смысле на данном этапе рассмотрения объекта и развития наших представлений о нем употребляется понятие «цель», в какой точке условной шка­лы «идеальное устремление в будущее - конечный результат деятельности» ближе
принимаемая формулировка цели. По мере развития исследований, познания объ­екта эта «шкала» может сдвигаться в одну или другую сторону, а соответственно
должна переформулироваться и цель.

2.2 Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При анали­зе причин возникновения и формулирования целей нужно учитывать, что на цель влияют как внешние по отношению к системе факторы (внешние потребности, мо­тивы, программы), так и внутренние факторы (потребности, мотивы, програм­мы самой системы и ее элементов, исполнителей цели); при этом последние явля­ются такими же объективно влияющими на процесс целеобразования факторами, как и внешние.

Цели могут возникать на основе взаимодействия (в большинстве случаев про­тиворечий) как между внешними и внутренними факторами, так и между внутрен­ними факторами, существовавшими ранее и вновь возникающими в находящейся в постоянном самодвижении целостности.

2.3 Возможность сведения задачи формулирования обобщающей (общей, глобальной) цели к задаче структуризации цели. Анализ процессов формулирова­ния обобщающей, глобальной цели в сложных системах показывает, что эта цель
возникает в сознании руководителя или коллектива не как единичное понятие, а
как некоторая, достаточно «размытая» область. Исследования психологов показы­вают, что цель на любом уровне управления вначале возникает в виде некоторого
«образа» цели или «размытой» области цели. Особенно ярко это проявляется на
уровне обобщающей цели. При этом достичь одинакового понимания этой обоб­щающей цели всеми исполнителями, по-видимому, принципиально невозможно

без ее детализации в виде упорядоченного (в структуре) или неупорядоченного набора одновременно возникающих взаимосвязанных подцелей, которые делают ее понятной и более конкретной для разных исполнителей. Сказанное позволяет сделать вывод, что задача формулирования обобщающей цели в сложных систе­мах не только может, но и должна быть сведена к задаче структуризации или де­композиции цели. Структура, коллективно формируемая, помогает достичь одина­кового понимания общей цели всеми исполнителями.

3 2 –ой класс - Закономерности формирования структур целей

3.1 Зависимость способа представления структуры целей от стадии познания объекта или процесса. Цели могут представляться в виде декомпозиции обобщающей цели во времени - сетевых структур и в виде декомпозиции в про­странстве - матричных и иерархических структур как древовидных (типа «дере­ва»), так и со «слабыми» связями. На начальных этапах моделирования системы
удобнее применять декомпозицию в пространстве. При этом матричное представ­ление позволяет выявить существенные для системы подцели на пересечении двух
или нескольких признаков структуризации. Возникновение «слабых» иерархий
можно объяснить тем, что цели вышележащих уровней иерархии сформулированы
слишком «близко» к «идеальным устремлениям в будущее», а представление ис­полнителей о целях-задачах не может обеспечить эти устремления. Представление
развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хороше­го знания объекта исследования. Иногда сетевая модель может быть сформирован
не сразу, а последующие цели могут выдвигаться по мере достижения предыду­щих. Такое представление может быть использовано и как средство управления,
когда руководитель хорошо представляет себе конечную цель и ее декомпозицию
во времени, но не уверен, что конечную цель сразу поймут исполнители; тогда он
может выдвигать перед ними подцели постепенно, по мере достижения преды­дущей. По-видимому, перспективным представляется развертывание во времени
иерархических структур, т. е. сочетание декомпозиции цели в пространстве и во времени.

Наиболее распространенным и исследованным способом представления структур целей является древовидная иерархическая структура, поэтому следую­щие две закономерности характеризуют особенности формирования структур это­го типа.

3.2 Проявление в структуре целей закономерности целостности. В иерар­хической структуре целей (как и в любой иерархической структуре) закономер­ность целостности проявляется на каждом уровне иерархии. Применительно к
структуре целей это означает, что достижение целей вышележащего уровня не
может быть полностью обеспечено достижением подцелей, хотя и зависит от них,
и что потребности, мотивы, программы, влияющие на формулирование целей (как
внешние, так и внутренние), нужно исследовать на каждом уровне иерархии.

Эффект целеобразования сохраняется на каждом уровне иерархии, но большая неопределенность как бы распадается на более мелкие.

3.3 Закономерности формирования иерархических структур целей. Учи­тывая, что наиболее распространенным способом представления целей является иерархическая структура «древовидного» типа («дерево целей»), рассмотрим ос­новные закономерности их формирования.

Во-первых, приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерар­хических структур целей, можно свести к двум классам:

- формирование структур «сверху» - методы декомпозиции, целевой или це­ленаправленный подход;

- формирование структур целей «снизу» - морфологический, лингвистиче­ский, тезаурусный, терминальный подходы или метод «языка системы». На прак­тике обычно эти подходы сочетают.

Во-вторых, в иерархической структуре цели нижележащего уровня всегда можно рассматривать как средства для достижения целей вышележащего уровня; при этом они же являются целями для уровня, нижележащего по отношению к ним (свойство «двуликого Януса», наблюдаемое в любых иерархиях). Удобно этим уровням (а иногда и верхнему уровню) присваивать какие-либо отличные друг от друга конкретные названия (направления,задания и др.).

В-третьих, в иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение рассмотренной выше «шкалы» от цели-направления (цели-идеала, мечты) к конкретным целям, которые на нижнем уровне иерархии могут выражаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполнения, в то время как указание кри­териев на верхних уровнях иерархии может быть выражено либо в виде общих требований (например, «повысить эффективность...»), либо вообще не приво­дится в формулировке цели.

В-четвертых, процесс «развертывания» обобщающей цели в иерархической структуре в принципе может быть бесконечным. Однако на практике для удобства пользования структурой нужно стремиться число уровней ограничивать до пяти -семи. Кроме того, на каком-то уровне иерархии возникает необходимость изме­нить язык описания подцелей, и для того, чтобы не создавать сложностей при восприятии структуры, обычно рекомендуется считать одним «деревом целей» ту часть структуры, которая может быть сформулирована в одном языке. Цели выше­лежащих уровней в этом дереве детализируются, переформулируются в более конкретные подцели, но в терминах одного и того же языка (например, полити­ческого или экономического), а затем, если необходимо перейти на другой язык (например, с политического на экономический или с экономического на техниче­ский, инженерный и т. д.), удобнее считать продолжающуюся декомпозицию при­надлежащей другому «дереву целей». Иногда такое отделение «деревьев» друг от друга совпадает с разделением системы на подсистемы или с организационной ие­рархией системы управления. При этом не следует стремиться непременно про­должить предыдущее «дерево», а можно строить новое «дерево», так как структу­ризация - это метод исследования целей, лучшего их понимания, а не самоцель.

В-пятых, к структурам целей относится все сказанное о структурах систем, и в частности одну и ту же цель или подцель можно представить (в силу закономер­ности целостности) разными иерархическими структурами.

В-шестых, для того, чтобы структура целей была удобной для анализа и оцен­ки, к ней рекомендуется предъявлять некоторые общие требования: на каждом уровне иерархии деление должно быть соразмерным («равномерная» структуриза­ция), а выделенные части, по возможности, логически независимыми; основания (признаки) декомпозиции (при структуризации «сверху») или признаки, объ­единяющие подцели (при формировании структур «снизу»), в пределах одно­го уровня иерархии должны быть неизменными. Совмещение этих требований не всегда выполнимо - иногда приходится смешивать признаки декомпозиции, чтобы обеспечить равномерность структуры.

В-седьмых, при формировании иерархической структуры следует учитывать ограничение возможностей оперативной памяти человека. Обычно исследователи (гипотеза Миллера, число Колмогорова) для того, чтобы человек мог сохранить представление о целостности и успевать анализировать и сравнивать выделенные части, рекомендуют представлять ему одновременно не более, чем 7 ± 2 компо­нентов. Практически для «деревьев цели» это означает, что следует стремиться к тому, чтобы на каждом уровне иерархи число ветвей, подчиняющихся одному узлу (вершине), не превышало бы семи — девяти. Эта же рекомендация может относиться и к числу уровней иерархии в «дереве».

В-восьмых, при формулировании целей и подцелей не всегда удается сразу отразить в формулировке критерии их оценки. Не всегда также одной подцели соответствует один критерий. Поэтому, иногда строят отдельное «дерево критериев», соответствующее «дереву целей».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Группа контроля должна сразу пройти обследо­вание, чтобы удостовериться, что в этой группе нет болезни — предмета исследования | Определение точки безубыточности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.