КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности целеобразования
Эти закономерности необходимо учитывать, чтобы понимать и формулировать цели. Обычно сложности формулирования целей возникают в конкретных условиях. Результаты исследования процессов целеобразования философами, психологами, кибернетиками и структуризации целей на практике обобщались и позволили сформулировать некоторые общие закономерности. Их полезно применять в практической деятельности. 1 Понятие целеобразования Целеобразование (целеполагание) – это направление СА, которое занимается исследованием процесса формулирования и анализа целей в системах разного рода. Этот термин был введен Ю. Черняком применительно к системам, в которых цели не задаются извне, а формируются внутри системы. Процесс целеобразования до конца не изученный и очень сложный. Для эффективного целеобразования, четко сформулировав цель (что следует сделать, чего достичь), необходимо осознать следующее: - значение цели (для чего необходимо достижение этой цели, что это даст); - способы достижения цели (как работать, какие методы использовать); - этапы достижения цели (промежуточные цели и этапы их достижения); - возможные трудности в достижении цели и пути их предотвращения; - самоконтроль (формы и методы контроля, насколько выполнение деятельности отвечает целям, насколько успешно идет продвижение к цели). Диалектико-материалистическое понимание цели очень важно при проведении системного анализа. В практике коллективного принятия решения необходимо оговаривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы используется понятие цель, что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогут коллективу увидеть перспективы, или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему. Для того, чтобы правильно отразить в формулировке цели вкладываемый в нее смысл, необходимо изучать и учитывать закономерности целеобразования. Чтобы облегчить процесс целеобразования применяют закономерности целеобразования и разрабатывают методики структуризации целей и функций. Эти закономерности делятся на 2-а больших класса: 1) закономерности возникновения и формулирования целей; 2) закономерности формирования структур целей. Рассмотрим их подробней.
2 1-й класс – Закономерности возникновения и формулирования целей 2.1 Зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта (процесса). Формулируя цель, нужно стремиться отразить в 2.2 Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При анализе причин возникновения и формулирования целей нужно учитывать, что на цель влияют как внешние по отношению к системе факторы (внешние потребности, мотивы, программы), так и внутренние факторы (потребности, мотивы, программы самой системы и ее элементов, исполнителей цели); при этом последние являются такими же объективно влияющими на процесс целеобразования факторами, как и внешние. Цели могут возникать на основе взаимодействия (в большинстве случаев противоречий) как между внешними и внутренними факторами, так и между внутренними факторами, существовавшими ранее и вновь возникающими в находящейся в постоянном самодвижении целостности. 2.3 Возможность сведения задачи формулирования обобщающей (общей, глобальной) цели к задаче структуризации цели. Анализ процессов формулирования обобщающей, глобальной цели в сложных системах показывает, что эта цель без ее детализации в виде упорядоченного (в структуре) или неупорядоченного набора одновременно возникающих взаимосвязанных подцелей, которые делают ее понятной и более конкретной для разных исполнителей. Сказанное позволяет сделать вывод, что задача формулирования обобщающей цели в сложных системах не только может, но и должна быть сведена к задаче структуризации или декомпозиции цели. Структура, коллективно формируемая, помогает достичь одинакового понимания общей цели всеми исполнителями. 3 2 –ой класс - Закономерности формирования структур целей 3.1 Зависимость способа представления структуры целей от стадии познания объекта или процесса. Цели могут представляться в виде декомпозиции обобщающей цели во времени - сетевых структур и в виде декомпозиции в пространстве - матричных и иерархических структур как древовидных (типа «дерева»), так и со «слабыми» связями. На начальных этапах моделирования системы Наиболее распространенным и исследованным способом представления структур целей является древовидная иерархическая структура, поэтому следующие две закономерности характеризуют особенности формирования структур этого типа. 3.2 Проявление в структуре целей закономерности целостности. В иерархической структуре целей (как и в любой иерархической структуре) закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии. Применительно к Эффект целеобразования сохраняется на каждом уровне иерархии, но большая неопределенность как бы распадается на более мелкие. 3.3 Закономерности формирования иерархических структур целей. Учитывая, что наиболее распространенным способом представления целей является иерархическая структура «древовидного» типа («дерево целей»), рассмотрим основные закономерности их формирования. Во-первых, приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархических структур целей, можно свести к двум классам: - формирование структур «сверху» - методы декомпозиции, целевой или целенаправленный подход; - формирование структур целей «снизу» - морфологический, лингвистический, тезаурусный, терминальный подходы или метод «языка системы». На практике обычно эти подходы сочетают. Во-вторых, в иерархической структуре цели нижележащего уровня всегда можно рассматривать как средства для достижения целей вышележащего уровня; при этом они же являются целями для уровня, нижележащего по отношению к ним (свойство «двуликого Януса», наблюдаемое в любых иерархиях). Удобно этим уровням (а иногда и верхнему уровню) присваивать какие-либо отличные друг от друга конкретные названия (направления,задания и др.). В-третьих, в иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение рассмотренной выше «шкалы» от цели-направления (цели-идеала, мечты) к конкретным целям, которые на нижнем уровне иерархии могут выражаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполнения, в то время как указание критериев на верхних уровнях иерархии может быть выражено либо в виде общих требований (например, «повысить эффективность...»), либо вообще не приводится в формулировке цели. В-четвертых, процесс «развертывания» обобщающей цели в иерархической структуре в принципе может быть бесконечным. Однако на практике для удобства пользования структурой нужно стремиться число уровней ограничивать до пяти -семи. Кроме того, на каком-то уровне иерархии возникает необходимость изменить язык описания подцелей, и для того, чтобы не создавать сложностей при восприятии структуры, обычно рекомендуется считать одним «деревом целей» ту часть структуры, которая может быть сформулирована в одном языке. Цели вышележащих уровней в этом дереве детализируются, переформулируются в более конкретные подцели, но в терминах одного и того же языка (например, политического или экономического), а затем, если необходимо перейти на другой язык (например, с политического на экономический или с экономического на технический, инженерный и т. д.), удобнее считать продолжающуюся декомпозицию принадлежащей другому «дереву целей». Иногда такое отделение «деревьев» друг от друга совпадает с разделением системы на подсистемы или с организационной иерархией системы управления. При этом не следует стремиться непременно продолжить предыдущее «дерево», а можно строить новое «дерево», так как структуризация - это метод исследования целей, лучшего их понимания, а не самоцель. В-пятых, к структурам целей относится все сказанное о структурах систем, и в частности одну и ту же цель или подцель можно представить (в силу закономерности целостности) разными иерархическими структурами. В-шестых, для того, чтобы структура целей была удобной для анализа и оценки, к ней рекомендуется предъявлять некоторые общие требования: на каждом уровне иерархии деление должно быть соразмерным («равномерная» структуризация), а выделенные части, по возможности, логически независимыми; основания (признаки) декомпозиции (при структуризации «сверху») или признаки, объединяющие подцели (при формировании структур «снизу»), в пределах одного уровня иерархии должны быть неизменными. Совмещение этих требований не всегда выполнимо - иногда приходится смешивать признаки декомпозиции, чтобы обеспечить равномерность структуры. В-седьмых, при формировании иерархической структуры следует учитывать ограничение возможностей оперативной памяти человека. Обычно исследователи (гипотеза Миллера, число Колмогорова) для того, чтобы человек мог сохранить представление о целостности и успевать анализировать и сравнивать выделенные части, рекомендуют представлять ему одновременно не более, чем 7 ± 2 компонентов. Практически для «деревьев цели» это означает, что следует стремиться к тому, чтобы на каждом уровне иерархи число ветвей, подчиняющихся одному узлу (вершине), не превышало бы семи — девяти. Эта же рекомендация может относиться и к числу уровней иерархии в «дереве». В-восьмых, при формулировании целей и подцелей не всегда удается сразу отразить в формулировке критерии их оценки. Не всегда также одной подцели соответствует один критерий. Поэтому, иногда строят отдельное «дерево критериев», соответствующее «дереву целей».
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |