Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути совершенствования налогового контроля




Нефтегазодобывающий комплекс играет немаловажную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней, кроме того, определённый отпечаток накладывает и интернационализация бизнеса. Мировая практика налогового контроля подтверждает необходимость нестандартных подходов при осуществлении контрольных функций по отношению к крупным хозяйствующим субъектам

Стремление нефтяных компаний России максимально централизовать материальные и финансовые потоки с целью минимизировать не только издержки производства, но и уплату налогов в рамках действующего законодательства в последнее время приобрело чёткую направленность.

Исследование проблем, связанных с низкими показателями выигрыша контролирующими органами споров в судах и эффективности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, доказывает, что действенность налогового контроля напрямую зависит от тщательного предпроверочного анализа и предварительных тематических выездных налоговых проверок.

Тем не менее, основой налогового контроля выступает учёт налогоплательщиков, без чего никакой контроль не возможен. В настоящее время крупнейшие налогоплательщики состоят на налоговом учёте на основании ст. 83 НК РФ по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Под учётом налогоплательщиков в целях осуществления налогового контроля, подразумевается ведение единого государственного реестра налогоплательщиков на основании учётных данных налогоплательщика, включающих в себя копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, уставных и учредительных документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации. При этом в НК РФ сказано, что ФНС России вправе определять особенность постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков.

Администрирование крупнейших налогоплательщиков - нефтяных компаний не изменяет потоки налоговых платежей в бюджеты разного уровня, а изменяет направление информационных потоков о начисленных и поступивших суммах налогов и сборов, о состоянии расчётов крупнейших налогоплательщиков с бюджетами разных уровней, что позволяет эффективнее анализировать поступившую информацию, как по консолидированному налогоплательщику, так и в дальнейшем по отрасли в целом, и планирование более эффективных мероприятий налогового контроля.

С изданием Приказа ФНС РФ по образованию отраслевых инспекций сделан первый шаг к созданию организационной структуры, обеспечивающей налоговый контроль производственных процессов от нефтяной скважины до АЗС, а крупнейший налогоплательщик при этом имеет отношения по всей цепочке в основном с одним налоговым органом.

Не менее актуальна проблема, стоящая перед межрегиональной инспекцией ФНС - это определение места предоставления декларации. НК РФ и специальные законы по отдельным налогам предусматривают подачу деклараций от места постановки на налоговый учёт до места добычи полезного ископаемого.

Структурные особенности и обусловленные ими функциональные особенности нефтегазодобывающего комплекса определяют необходимость развития аналогичной, «динамически-сетевой» организации механизма противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений в сфере функционирования этого комплекса силами правоохранительных органов. В числе важнейших мер по данному направлению может стать принятие Федерального закона, направленного на изменение Налогового кодекса в части трансфертного ценообразования.

В феврале 2010 г. Государственная дума Министерство финансов РФ,, предлагает не применять штрафные санкции за трансфертное ценообразование в 2011-2012гг., ссылаясь на то, что с точки зрения российской действительности автоматически взаимозависимыми лицами считают очень многие компании с государственным участием, несмотря на то, что фактически между ними никакой взаимной зависимости нет, например Газпром и Роснефть.

При организации проверочных и оперативно-розыскных мероприятий в отношении структур, подконтрольных нефтегазодобывающему комплексу, необходимо учитывать, что сотрудникам налоговых органов и органов внутренних дел противостоит значительный финансовый, политический, кадровый, материально-технический и информационный потенциал управляющих компаний, включая противодействие хорошо организованных и оснащенных служб безопасности, укомплектованных лицами с опытом оперативно-розыскной деятельности. Благодаря высокой доходности, нефтяные предприятия (в особенности, экспортно-ориентированных предприятий) обеспечивают себе стабильность кадрового состава и хорошую защищенность внутренней, в т.ч. финансовой информации.

В разработке схем минимизации налоговых отчислений с использованием легальных возможностей, предоставляемых действующим законодательством, а также так называемых "узких" мест в нормативно-правовой базе участвуют высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции, экономики и финансов.

Разработка предприятий, расположенных на территории отдельных округов и входящих в нефтегазодобывающий комплекс, силами отдельных территориальных органов затруднена в силу характерной особенности управления этого комплекса - как, правило, органы управления и собственно производственные структуры расположены на территории различных регионов (например, компании, управляющие финансами, расположены главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных центрах). При этом отследить движение финансовых и товарных потоков бывает сложно из-за наличия целой цепочки посредников, расположенных вне зоны оперативного обслуживания округа. Довольно часто данные о фактически отгруженной продукции находятся на предприятии, а данные о платежах сосредоточены в управляющих компаниях.

Все эти обстоятельства препятствуют осуществлению действенного контроля за деятельностью многоотраслевых холдингов.

С учетом вышеизложенного в числе задач первоочередной важности видится разработка и реализация комплекса организационных, правоохранительных и методических мер по усилению оперативного контроля со стороны органов внутренних дел за деятельностью и процессом развития нефтегазодобывающего комплекса. В числе этих мер целесообразно предусмотреть:

- сбор и обобщение информации по наиболее крупным предприятиям, контролируемым нефтегазодобывающим комплексом;

- разработку и внедрение системы мониторинга финансово-хозяйственных связей и деятельности наиболее значимых российских предприятий и их структурных подразделений с использованием ресурсов других государственных органов;

- дальнейшее изучение опыта зарубежных правоохранительных и контролирующих структур по выявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, связанных с деятельностью крупнейших компаний и возможностей его применения в российских условиях.

Огромное значение для пресечения противоправной деятельности вертикально-интегрированных структур в сфере внешнеэкономической деятельности имеет также разработка механизма предупреждения использования оффшорных зон для уклонения от уплаты налоговых платежей и оттока капитала из Российской Федерации. При этом главное внимание необходимо уделить устранению существующих законодательных, финансовых и экономических условий для осуществления внешнеторговых операций по практикуемым в настоящее время схемам уклонения от уплаты налогов.

Однако органами внутренних дел накоплен определенный опыт выявления, пресечения и доказывания преступлений и правонарушений, связанных с лжеэкспортом и неправомерным возмещением НДС из бюджета, преднамеренным банкротством, оформлением сделок через "подставные" фирмы и т.д. В отношении предприятий, образующих нефтегазодобывающий комплекс, возбуждаются уголовные дела и возмещаются крупные суммы установленных ущербов.

Работа государственных контролирующих органов, в том числе МВД России, в направлении повышения результативности борьбы с экономическими и в их составе - с налоговыми преступлениями является одной из приоритетных задач государства, так как напрямую связана с обеспечением экономической безопасности страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.