Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат девиантологии

Лекция 8

1.Генезис, объект и предмет социологии девиантного поведения

2. Основные девиантологические термины

3.Социальный контроль: понятие, методы, основные типы

В последние годы в России наблюдается процесс интенсивных социальных изменений. Наряду с трансформацией и виртуализацией социальных институтов, общество, приобретая новые структуры и формы, продуцирует и различные варианты девиантного (отклоняющегося) поведения. Этот процесс тесно связан с дисфункциональным состоянием институтов социализации и социального контроля. Структурный аспект девиантности дополняется другими факторами детерминации этого сложного социального явления, что требует интегративного девиантологического осмысления проблемы.

Отсюда закономерно возрастает потребность в социологических знаниях относительно специфики, закономерностей и природы девиантности, которые аккумулируются в предметных рамках социологии девиантного поведения.

Долгое время различные аспекты отклоняющегося поведения входили в предмет ряда социальных и правовых наук: философии, антропологии, психологии, психиатрии, теории государства и права, криминологии. Трудами многих поколений исследователей был накоплен и обобщен большой теоретический и эмпирический материал по проблематике отклоняющегося поведения.

Особенно активным был интерес к изучению девиаций среди обществоведов XIX-XX столетий. В этот период в Западной Европе и США было создано немало оригинальных антропо-биологических, психологических и социологических теорий (Ч.Ломброзо, А.Кетле, У.Шелдон, З.Фрейд, Э.Эриксон, Э.Фромм, Э.Дюркгейм, Р.Мертон, А.Коэн, Э.Сатерленд, Г.Беккер и многие другие), проведено много эмпирических исследований и психологических экспериментов, обобщения и данные которых способствовали институализации и развитию целого ряда научных дисциплин, изучающих отклоняющееся поведение человека. Среди них: суицидология, наркология, юридическая психология, социология молодежи, социология идентичности, социология социальных проблем, социология права, социология девиантного поведения и криминология.

В предметной сфере каждой из этих научных областей были разработаны специфический понятийный аппарат, теории, исследованы отдельные аспекты проблемы отклоняющегося поведения личности и групп, имеющие чрезвычайно большое значение для познания сущности и механизмов девиации в целом.

Фундаментальный вклад в этиологическое (причинное) и понимающее (интеракционистское) объяснение преступности, иных форм девиантности и, следовательно, развитие социологии отклоняющегося поведения в целом был сделан зарубежной криминологической наукой, основу которого составили труды известных исследователей Э.Ферри, Ф. фон Листа, Э.Сатерленда и многих других. Социологический подход получает поддержку и развитие в трудах ведущих российских правоведов В.Лунеева и Я.Гилинского. На становление отечественной девиантологии важное идейно-теоретическое и методологическое влияние оказали не только представители западноевропейской, североамериканской, но и русской криминологии и социологии (И.Фойницкий, П.Сорокин М.Гернет и др.), трудами которых созданы предпосылки для формирования социологии девиантного поведения.

В работах классиков последовательно проводилась, наряду с физическими и личностными факторами преступности, идея первенства социальной обусловленности преступного поведения («дурное экономическое устройство общества, дурное воспитание»). М.Гернет в числе первых сделал вывод о том, что важнейшей причиной преступности является социальное неравенство, «весь социально-экономический строй».

Несмотря на неблагоприятные политические условия, созданные тоталитаризмом, и его последствия, в нашей стране в последующие годы сложилась плеяда выдающихся криминологов: А.Герцензон, В.Кудрявцев, И.Карпец, А.Яковлев, Г.Миньковский, В.Лунеев, В.Овчинский и многие другие. Исследования этих авторов также имеют важное теоретико-методологическое и эмпирическое значение для развития отечественной социологии девиантного поведения и достаточно широко представлены в монографиях и учебниках по криминологии.

В недрах советского правоведения и обществоведения с начала 70-х годов стала постепенно складываться отечественная школа социологии девиантного поведения и социологии права. Социологические исследования социальных отклонений проводят в этот период В.Афанасьев, И.Маточкин, Я.Гилинский, И.Голосенко, С.Голод, Г.Заиграев, Б.Левин, Н.Копыта, В.Лапаева, А.Габиани. Наряду с преступностью в предметную сферу этих исследований все чаще включались те социальные отклонения, которые приобрели особенно острое общественное звучание, например бюрократизм и коррупция, алкоголизм и наркотизм, но не имели «жесткой» противоправной ориентации. Российские правоведы, занятые исследованием отклоняющегося поведения, стали широко применять такие социологические методы, как опросы, наблюдения и эксперименты. Некоторые из них стали считать себя социологами.

Социально опасные отклонения в поведении личности и группы стали все чаще анализироваться в 90-е годы не только с собственно криминологических, психологических, но и сугубо социологических, культурологических позиций, далеко выходящих за предметные рамки юриспруденции. Более того, социальная практика все настойчивее требовала проведения комплексных исследований феноменов девиации. Подобные изыскания не могли обойтись без общего, интегративного подхода к данной проблеме, который, как известно, дает социологическая наука.

Вопросы поведенческих отклонений широко обсуждаются отечественными социологами в тесной связи с экономическими и политическими реформами в России, изменениями социальной структуры, проблемами социализации подростков и молодежи. Однако при этом многие проблемы остаются мало исследованными и дискуссионными.

Объяснение и понимание феномена девиантности и связанных с ним социальных процессов происходит в социологии в рамках теории среднего уровня - социологии девиантного поведения. В отечественной общественной науке подобные теории традиционно именуются как специальные или частные.

Объект социологии девиантного поведения составляет девиантная социальная реальность. Круг отклонений, входящих в объект исоциологического изучения значительно шире, чем область исследований криминологии, к которой принадлежат феномены преступности и иные формы противоправного поведения. Отличительными примерами непротивоправных девиаций являются: принадлежность к «дурной компании», злоупотребление наркотиками и спиртным, футбольный фанатизм, участие в неформальных молодежных объединениях (панки, рокеры, байкеры).

Предмет социологии девиантного поведения составляют закономерности развития и функционирования девиантных проявлений, процессов дезорганизации и социального контроля. Специфика предмета социологии девиантного поведения состоит в том, что он включает в себя девиацию и дезорганизацию - явления и процессы, зависящие от исторически изменчивых социальных норм.

В рамках социологической системы взглядов объяснение и понимание девиаций основано на значительно большем теоретико-методологическом арсенале, чем это делается в традиционной криминологии.

2. Основные девиантологические термины

Терминология социологии девиантного поведения так сложилась, что включает в себя как собственно социологические понятия, так и термины, заимствованные из других областей знания. Рассмотрим основные термины и вопросы, связанные с их использованием в социологии девиантного поведения.

Понятие и типы социальных норм. Термин «норма» (от лат. norma - образец) широко используется в естественных, технических и гуманитарных науках.

В общественных науках под нормой понимают предписанное правило поведения, которое принято какой-то социальной группой, общностью и контролируется с помощью санкций. Понятие нормы в социологии девиантного поведения является краеугольным, поскольку с его помощью определяются феномены девиации и девиантного поведения.

В социологии девиантного поведения под «социальной нормой понимается исторически сложившийся в конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальные нормы соответствуют ценностям общества. Большинство из них закреплены в обычаях и традициях, возникших в ходе общественного развития. Часть норм выступает продуктом правотворчества законодателей. Социальные нормы есть результат отражения в сознании и поступках людей закономерностей функционирования конкретного общества.

Практически во всех обществах существуют базовые нормы, которые формируются изначально в процессе социальной эволюции и служат фундаментом общественной жизни. К таким нормам относятся, например, запреты на убийство, воровство, обман, предательство. Поскольку эти нормы в целом относительно неизменны у разных народов и во все времена, их можно считать безусловными. Безусловные нормы отражают социокультурное единство современных народов и наций.

Условные нормы - это образцы поведения, которые приняты в конкретном обществе или в определенное время, причем в других социальных системах и эпохах рассматриваются как патологические, аморальные или противоправные. Следовательно, эти нормы характеризуют национально-культурное своеобразие народов.

Например, в ортодоксальных мусульманских странах запрещено употребление спиртного, но разрешено применение некоторых наркотиков. В христианских государствах - все наоборот. Коммуникабельное поведение, современная одежда, а также открытое лицо женщины являются нормой в христианских странах и недопустимы в традиционном мусульманском обществе. Многоженство во многих странах Востока освящено религией. На Западе, особенно в католических государствах, обязательной нормой выступает единобрачие.

Первого курильщика табака (одного из матросов Х.Колумба) едва не сожгли на костре инквизиции. В наше время курение распространено повсеместно.

Социальная норма – изменчивое, конвенциональное явление. Социальные нормы могут либо соответствовать законам общественного развития и быть социально-адекватными, либо нет. В последнем случае социальная норма является социально-неадекватной и находится в противоречии с законами общественного развития, отражает их неверно.

Это приводит к тому, что сама социальная норма становится «анормальной», а отклонения - «нормальными». Следовательно, историческая обусловленность делает социальные нормы не абсолютными, а относительными (релятивными). Например, с переходом к рыночной экономике и с развитием частного бизнеса из Уголовного кодекса России исчезли нормы, запрещающие под страхом уголовного преследования коммерческое посредничество (перепродажа или спекуляция - 153 статья).

На поведение современного человека оказывает влияние огромное число социальных норм. Наиболее очевидными среди них являются юридические, религиозные, этические и эстетические нормы.

Одним из критериев типологизации социальных норм может быть способ контроля и регулирования поведения людей. В этой связи обычно выделяют: дозволяющие нормы, то есть дающие определенные права (право на отдых); обязывающие, то есть предписывающие определенные обязанности (родители обязаны воспитывать детей); запрещающие, то есть устанавливающие запрет (например, на хищение собственности).

Социологи считают, что нормы в том или ином обществе, прежде всего, отличаются по степени строгости. Так, выделяют «нормы-правила» - это «самые важные нормы общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь», нарушение которых административно или уголовно наказуемо, и менее важные, но многочисленные «нормы- ожидания», за нарушение которых «не следует суровое наказание». Нормы-правила включают в себя законы. Нормы-ожидания - правила морали, этики, организационной культуры и т.п.

Наличие норм в обществе проявляется как социальное давление, требующее определенного, социально одобряемого поведения. Социализация личности приводит к усвоению социальных норм, что обеспечивает в той или иной мере единообразие поведения людей.

Конформное и девиантное поведение, дезорганизация. Для человека характерна определенная активность - способность реагировать на воздействия окружающей среды. Активность людей во внешней (двигательной) и внутренней (психической, мыслительной) формах в процессе взаимодействия со средой принято называть деятельностью. Внешне наблюдаемые проявления деятельности индивида, действия и поступки, а также их определенная последовательность определяются как поведение.

Поведение личности считается конформным, если оно соответствует социальным нормам и ожиданиям социального окружения (групп, общества в целом).

Степень конформности, как, впрочем, и девиантности в поведении, зависит от того, в какой мере личность идентифицирует себя с социальной средой. Для обозначения конформного поведения иногда используются термины «конвенциональное», «нормативное» или «нормальное поведение». Долгое время конформному поведению противопоставлялось лишь отклоняющееся поведение. Однако в последнее время рассматривается и нонконформное поведение как независимое, изменчивое, реактивное поведение.

Хорошо известно, что не все люди отличаются поведением, которое согласуется с общепринятыми социальными нормами. В обществе вместе с законопослушными гражданами существуют правонарушители: взяточники, воры, наркоманы, насильники и убийцы. Наряду с обычными людьми всегда есть место гениям и альтруистам. Причем эти вариации не менее статистически значимы, чем социально одобряемое, конформное поведение.

Девиантное поведение. Термины «девиация» (от лат. deviatio - отклонение) и девиантное (отклоняющееся) поведение достаточно строго определяются с помощью понятия социальной нормы. Действительно, если нет социальной нормы, то не имеет смысла говорить об отклонении от нее.

Следовательно, д евиация - это акт отклонения, выходящий за рамки одной или нескольких социальных норм.

Для социологов важно оценить не только единичное действие по отношению к норме, но также и поведение - внешне наблюдаемые проявления деятельности индивида, последовательность его действий и поступков.

Таким образом, девиантное поведение есть отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам.

Социологи-функционалисты (А.Коэн и др.) определяют отклоняющееся поведение в социоструктурном контексте как поведение, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы». Отсюда девиант или отклоняющийся индивид - это тот, кто в своем поведении не соблюдает нормы, установленные в группе или социальной системе.

Невротические, психотические и иные патологии в поведении личности обычно исключаются функционалистами из предмета социологии отклоняющегося поведения.

С позиций символического интеракционизма и понимающей социологии социальные группы сами создают правила и нарушителей, называя их таким образом. Это означает, что девиация выступает в качестве следствия чрезмерного социального контроля, когда на поведение личности общество реагирует негативными санкциями (Э.Шур, Э.Леммерт). Отсюда девиация - не внутренне присущее тому или иному действию качество, а следствие соотнесения действия с правилами применения санкций к нарушителю. И, следовательно, девиантность выступает как «реагирующая конструкция». С позиций символического интеракционизма и конструктивизма феномены девиантного поведения искусственно «сконструированы». Следовательно, понятия «преступность», «коррупция», «проституция» - есть социальные конструкты», которые создают политические структуры и правовые институты.

Таким образом, отклонение от «нормального» поведения является объективным, присущим человеческой природе феноменом. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах социологов-функционалистов. Однако само отклоняющееся поведение, по мнению функционалистов, определяется как ненормативное, дисфункциональное, разрушающее равновесие социальной системы, ведущее после превышения определенного порога к ее дезинтеграции. В этом случае на девиантное поведение распространяется действие системы социального контроля.

Однако нельзя не видеть, что девиантное поведение, пользуясь выводами Р.Мертона, не только дисфункционально, но и адаптивно,функционально, поскольку его различные виды продолжают существовать и развиваться даже в экономически благополучных странах. Неслучайно один из самых высоких уровней преступности наблюдается в США, во много раз превышая все известные мировые показатели.

Интеракционистское толкование девиантности рассматривает это явление как порождение общества, как следствие чрезмерного социального контроля, как социальную конструкцию.

Широкая социологическая трактовка социальной нормы предполагает двойственный характер социальных отклонений от нее. Очевидно, что часть из них способствует конструктивным социальным изменениям. Например, социальное творчество в науке, искусстве, технике выступает как нарушение общепринятых норм и стандартов. Оно всегда бросает вызов времени, служит прогрессу, преодолевает реакционные стереотипы сознания и штампы поведения. Эти отклонения принято называть позитивными.Негативные отклонения в целом дисфункциональны, поскольку дезорганизуют социальную систему, угрожая ее существованию. К ним относятся такие социальные патологии, как преступность, алкоголизм, наркотизм, коррупция, проституция. Чаще всего вызывают интерес и внимание исследователей негативные девиации, так как именно они создают проблемы для общества. Причем наибольшее число исследований посвящено делинквентному (преступному) поведению, понимаемому как отклонение от юридических норм.

Соотношение между позитивными и негативными отклонениями в поведении личности или группы относительно. Например, убийство на войне не только разрешается, но и поощряется, а в мирное время преследуется по закону. Кроме того, относительны и существенно различаются санкции за нарушение тех или иных социальных норм. Так, хорошо известно, что в разных штатах США одно и то же преступление (например, изнасилование) приводит к разным формам и срокам наказания.

Таким образом, девиации не только сами по себе изменчивы во временном и социально-культурном измерении, но и создают механизм изменчивости социума.

Дезорганизация. В социальных системах, как и биологических, одновременно происходят процессы организации, самоорганизации и дезорганизации. Поэтому при изучении девиантного поведения социологи широко пользуются понятием «дезорганизация», обычно связывая его с ослаблением влияния в обществе норм и правил поведения.

Дезорганизация - это социальный процесс, в ходе которого установленный социальный порядок и привычные действия становятся неустойчивыми. Это состояние смятения в обществе, тот случай, когда нарастает неспособность социальных институтов к конструктивной деятельности. Дезорганизация на уровне личности понимается как состояние, при котором индивид не может вести себя социально одобряемым образом. Социальная дезорганизация возникает, как правило, в условиях быстрых социальных изменений, дефицита социальной идентичности, целого ряда социальных причин.

В целом организация и дезорганизация социальной жизни сосуществуют в неразрывной связи, норма и отклонение взаимно дополняют друг друга.

Они проявляются в единстве, и только совместное их рассмотрение способно приоткрыть завесу тайны. Контроль за девиантным поведением имеет смысл лишь при всестороннем и системном изучении проблемы, для чего необходимо знание механизмов девиантной идентичности, формирования девиантных карьер и субкультур.

Девиантная субкультура. Для социологии понятие культуры является фундаментальным. Девиантологи англо-американской традиции обычно рассматривают в качестве культуры всю совокупность правил, убеждений и обычаев, «образ жизни» определенной группы или общности.

В западно-европейской традиции понятие «культура» часто используется в качестве синонима термина «цивилизация». Социология девиантного поведения подходит нередко к анализу современного общества и социальных отклонений с точки зрения существования в рамках общей культуры нормативной культуры и субкультур.

Нормативная культура представляет собой сферу общей культуры, охватывающую весь спектр социальных норм, таких, как право, мораль; включающую религиозные нормы, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различным ассоциациям. Идея целостной, доминирующей нормативной культуры в современной западной социологии девиантного поведения нередко рассматривается как проблематичная. Сомнения возникают постольку, поскольку некоторые социологи склонны подходить к исследованию девиаций с учетом совокупности конкурирующих и даже конфликтующих субкультур из достаточно разрозненных, фрагментированных социальных общностей и групп современного общества Не. вдаваясь в подробности этих дискуссионных вопросов, будем считать, что в современном российском социуме все же существует господствующая нормативная культура, то есть та, нормами которой руководствуется большинство его членов, а также есть место различным субкультурам.

Под субкультурой понимается система норм, ценностей, установок, образцов и стилей поведения определенной социальной группы, отличная от господствующей в данном обществе нормативной культуры.

Субкультуры многообразны. Они существуют в различных возрастных, этнических, социально-профессиональных, конфессиональных и иных группах. Субкультурам присущи свои специфические языки (профессиональный или молодежный сленг, уголовный жаргон), традиции (ритуал приема новых членов, принесение клятвы) и нормы (табу). Интерес социологов в российском обществе вызывают субкультуры горожан, молодежи, сотрудников милиции, эстрадных звезд, политической элиты, преступных сообществ.

Если речь идет о группе девиантов в целом (наркоманов, преступников, проституток, алкоголиков), то исследователь имеет дело с девиантной субкультурой. Для сообщества преступников или осужденных обычно применяется термин делинквентная субкультура. В социологии девиантного поведения молодежные и делинквентные субкультуры обычно рассматриваются как контркультуры, то есть противостоящие господствующей нормативной культуре.

Некоторыми исследователями принято считать, что девиантные субкультуры достаточно быстро формируются под давлением извне. Действительно, на развитие субкультурных ценностей определенно влияют социальные нормы, политика, а также и реакция общества. Как отмечал Г.Беккер, чем в большей степени какая-либо девиантная группа подвергается репрессиям и остракизму, тем более четко она оформляется как девиантная и тем более в рамках ее субкультуры будут усиливаться соответствующие нормы и ценности.

Нормальный статус индивида или группы социально одобряем в рамках нормативной культуры. Это статус законопослушного гражданина, государственного служащего, предпринимателя, профессора. Девиантный статус социально не приемлем относительно ценностей господствующей нормативной культуры, но может быть одобряем в рамках конкурирующей девиантной субкультуры. Данным типом статуса обладают коррупционер, наркоман, алкоголик. Делинквентный статус является частным случаем девиантного. Такой статусной характеристикой обладают: вор, насильник, рэкетир и другие девианты.

Девиантная карьера. Для несовершеннолетнего правонарушителя, по сравнению с законопослушным подростком, как правило, характерны: менее ответственное отношение к нормальным социальным ролям в семье и школе; большая степень отчужденности от законопослушных граждан, входящих в различные формальные и неформальные общности; ориентация на нормы девиантной субкультуры. Эта особенность присуща всем, кто так или иначе вовлечен в различные формы негативной девиантности.

Многие современные молодые люди последовательно осваивают широкий круг девиантных социальных норм и ролей, девиантной субкультуры в целом не только в среде преступников, правонарушителей и мест заключения, где они традиционно получали одобрение (уголовная этика, жаргон, татуировки, ритуалы, пренебрежение правом и сотрудниками правопорядка), но и в определенных кругах люмпенизированной и маргинальной молодежи.

Девиантное поведение распространяется сегодня в среде молодежи еще и потому, что нередко не встречает не только научно осмысленной реакции со стороны семьи, школы, СМИ, государства, но и в силу дисфункций этих институтов социализации и социального контроля. Способствует девиации и прогрессирующая незанятость молодых людей общественно полезным трудом, заперты каналы позитивной социальной мобильности и активности подростков и молодежи. При этом в определенной среде стало престижным, «крутым» быть девиантом: наркоманом или вором, принадлежать к группировкам, поддерживать с ними связи. На росте масштабов девиантности сказываются кризисные явления в экономической сфере: сокращение рабочих мест и безработица, дискриминация молодых на рынке труда.

Судя по масштабам девиантности, становится очевидным, что значительное число безработных и социально неадаптированных молодых людей отлучается от законопослушного образа жизни, теряет профессиональные навыки, но приобретает умение жить «против правил».

Девиантная карьера. В этой связи при исследовании феномена девиантного поведения, девиантной социализации в современном российском обществе следует использовать термин «карьера».

Под карьерой обычно понимают последовательность видов работы, выполняемых индивидом в процессе его трудовой деятельности. Эта последовательность может быть упорядоченной в соответствии с ростом дохода и престижа, тогда карьера становится структурированной. В противном случае она остается неструктурированной. Структурированные карьеры присущи профессионалам.

В западной социологии, в отличие от отечественной науки, для анализа процессов девиантной социализации широко используется понятие «девиантная карьера». По мнению американского исследователя этой проблемы Леткеманна, девиантная карьера означает не профессию, а негативное поведение личности, для которого характерен «ряд отклонений и преступлений, совершаемых в течение определенного времени, который можно сравнить с карьерой в законной деятельности».

Понятие карьеры ценно с точки зрения развития последовательных моделей различных видов девиантного поведения. Девиантная карьера, как последовательность биографических этапов, ведет к обретению устойчивого девиантного статуса и соответствующей ему идентичности, освоению профессиональной преступной или иной отклоняющейся деятельности.

Этот термин позволяет исследовать и описывать процесс становления девианта с учетом ценностно-ролевого контекста. Девиантная карьера является продуктом девиантной социализации. Отсутствие четкой последовательности легальных «стадий и моделей продвижения наверх», вертикальной социальной мобильности, которая присуща обычной профессиональной деятельности, - характерная предпосылка девиантной карьеры.

В своей работе «Аутсайдеры» Говард Беккер на примере наркоманов одним из первых исследовал стадии становления девиантной карьеры, проходя которые человек превращается в постоянного потребителя марихуаны.

Другой исследователь социальных проблем американского общества Дэвид Матза, анализируя процесс становления наркомана в конце 60-х, уточняет этапы девиантной карьеры, выделяя три основные ступени: влечение, присоединение и осмысление.

Как видим, карьера в мире наркоманов и преступников зависит не только от личности, но и социальной среды, ее ближайшего окружения. Эта зависимость значительно сильнее, чем это происходит в случае продвижения по служебной лестнице, где профессиональному становлению индивида способствуют формальные институты и агенты социализации. Кроме того, карьера девианта развивается во многом латентно, вне контроля со стороны общества и государства. Ее развитию способствует негативный опыт «общения личности с уголовно-правовой системой», криминальными группировками, взрослыми рецидивистами и наркоманами.

Здесь необходимо отметить, что особую привлекательность для несовершеннолетних девиантов создает престиж легкого дохода. Хорошо известно, что молодежь чувствительна к восприятию символов социальной значимости и особенно материального успеха.

Многие из девиантов «незаконным путем достаточно быстро зарабатывают себе деньги, вместо того чтобы в течение долгого времени учиться, продвигаться по служебной лестнице».

Сегодня в силу ценностных деформаций в молодежной среде нередко жизненный успех ассоциируется не с кропотливой и честной профессиональной работой, а со стяжательством, мошенничеством, авантюризмом, не вполне легальным предпринимательством. Именно этот аспект ценностно-ролевой деформации приобрел в последние годы особое значение для девиантизации определенной части молодежи.

К сожалению, для многих молодых людей сегодня не считаются предосудительными традиционно негативные социальные роли. Карьера проститутки, рэкетира, торговца наркотиками, афериста, группировщика многим школьным неудачникам и социальным аутсайдерам, не имеющим перспективы получить хорошее образование, престижную и высокооплачиваемую работу, кажется вполне приемлемой, а иногда - единственно возможной.

Особое значение приобретает девиантная социализация несовершеннолетних в рамках криминальных группировок. Членство в них дает несовершеннолетним не только определенную материальную обеспеченность, но и чувство защищенности, принадлежности. Ведь хорошо известно, что уголовные авторитеты доверяют группировщикам подержанный транспорт, стимулируют занятие рекетом, проституцией, наркоторговлей.

Исследования грабителей, проведенные американскими девиантологами Гринвудом и Лавином в 1977 году, привело их к открытию двух основных типов девиантных карьер: «интенсивной» и «прерывистой». Исследователи установили, что интенсивная карьера девианта особенно социально опасна, так как она складывается у несовершеннолетних, вовлеченных в преступные роли в раннем возрасте, и продолжается длительное время. Такие девианты тщательно планируют и часто совершают преступления, совершенствуя воровские навыки. Девианты с прерывистой карьерой совершают преступления нерегулярно и менее профессионально.

В среде молодых людей очень часто поначалу формируются прерывистые девиантные карьеры и лишь затем интенсивные. Их специфика во многом обусловлена низким уровнем развития морали несовершеннолетних, что проявляется во вседозволенности. Неслучайно ряд отечественных исследований показывает, что отношение к противоправным поступкам у части молодежи носит характер «скользящей морали». В частности, Я.Гилинский делает вывод, что «у многих молодых людей кражи, рэкет, спекуляция, незаконные валютные операции, проституция не считаются преступлениями».

Эффект «скользящей морали» усиливается в настоящее время, поскольку происходит дальнейшее ослабление социальных норм, гарантий, защищавших традиционные ценности: трудолюбие, образованность, честность, порядочность, воспитанность. Слишком негибко и репрессивно работает система социального контроля.

3.Социальный контроль: понятие, методы и основные типы. Общество и государство всегда стремятся контролировать соблюдение принятых в нем ценностей и норм поведения, поддерживать определенный социальный порядок, так как социализация никогда не бывает идеальной, а форм негативной девиантности не становится меньше.

Надо ли подчеркивать, что для нашей страны проблема эффективной социальной реакции является архиважной. Тем более что она занимает лидирующие позиции в мире по уровню тяжких насильственных преступлений, самоубийств, коррупции, алкоголизации населения, а также стала в последнее время для международной наркомафии перевалочной базой и одновременно выгодным рынком сбыта.

Эта проблема актуальна для любого общества и государства и потому волновала практически всех теоретиков социологии. Вопросам социального контроля уделяли внимание О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Р.Парк, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и многие другие исследователи.

Р.Парк выделял три формы социального контроля: элементарные санкции, общественное мнение, социальные институты. П.Сорокин считал, что основные методы социального контроля - это «кара» (наказание) и «награда» (поощрение). Впрочем, проблема социального контроля и по сей день остается дискуссионной.

Термин «социальный контроль» имеет отношение к совокупности ценностей и норм общества и государства, а также санкций, применяемых для их осуществления и механизмов саморегуляции. В понимании Я.Гилинского «социальный контроль - механизм самоорганизации (саморегуляции) и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения или нейтрализации или минимизации нормонарушающего (девиантного) поведения».

В более узком значении социальный контроль видится как совокупность средств и методов воздействия общества на негативные формы девиантного поведения с целью их минимизации. Американский социолог Талкотт Парсонс проанализировал и обосновал три основных метода для осуществления социального контроля (изоляция, обособление и реабилитация).

Изоляция применяется с целью отлучения девианта от добропорядочных и законопослушных людей без возможности достаточно быстрого освобождения. Например, длительное тюремное заключение.

Обособление служит ограничению социальных контактов девианта с целью его частичной изоляции от общества. Это позволяет человеку после переоценки ценностей вернуться к нормальной жизни. Например, заключение правонарушителя под стражу в изолятор временного содержания.

Реабилитация позволяет девианту подготовиться к исполнению принятых и одобряемых в обществе социальных ролей. Примерами реабилитации выступают программы «анонимные алкоголики» и «анонимные наркоманы», меры психиатрической помощи.

Механизм социального контроля включает в себя позитивные и негативные санкции, то есть способы реагирования социальных институтов, групп и окружающих на поведение человека. Позитивные санкции представляют собой различные способы поощрения, негативные - наказания.

Социальный контроль может состоять в применении неформальных нормативных требований, санкций, «неофициального» социального давления. Например, в форме предписаний норм-ожиданий, одобрения, поддержки или недовольных взглядов, угроз, а также убеждения. В этом случае он становится неформальным. Обычно такой контроль применяется в неформальных или первичных группах (семья, дружеская компания, собрание сверстников и т.п.).

Формальный контроль осуществляют социальные институты и организации, а также нормы-правила, предназначенные для защиты определенного социального порядка.

К институтам формального социального контроля относятся: право, все правоохранительные органы, система юстиции и исполнения наказаний, психиатрические лечебницы, школы, досуговые, религиозные учреждения. Кроме того, можно выделить такие традиционные формы, как репрессивный, а также предупредительный контроль.

Американский социолог Иван Най - разработчик теории социального контроля - предложил различать четыре их основных типа: внутренний контроль (с помощью воспитания и приобщения к социальным нормам), непосредственный контроль (контроль через принуждение), косвенный контроль (через идентификацию с референтной группой), контроль через законное удовлетворение потребностей (на основании широкого доступа к разнообразным способам достижения личных целей).

Все эти виды социального контроля широко используются в процессе социализации личности и превенции социальных отклонений. Наиболее распространенные варианты: внутренний, непосредственный и косвенный контроль - чаще всего осуществляются в процессе социализации такими институтам, как семья, СМИ и школа.

Тенденции социального контроля. С оциальный контроль над девиантным поведением и, прежде всего, над преступностью в современных обществах осуществляется чаще всего посредством наказания (репрессий) и профилактики (превенции). Применение последней обосновано Ш.Монтескье и развито Ч.Беккариа.

За многовековую историю социальная и юридическая практика перепробовала различные варианты репрессий, включая самые изощренные виды смертной казни (четвертование, повешение, расстрел, «электрический стул») и различные сроки лишения свободы. Однако ни преступность, ни иные формы девиантного поведения (наркотизм, проституция и др.) так и не исчезли. Более того, в большинстве цивилизованных стран после второй мировой войны наблюдается постоянное повышение уровня зарегистрированной преступности, несмотря на принятие всех в том числе репрессивных. Не снижается и рецидивная преступность. Кроме того, длительные сроки лишения свободы приводят к необратимым изменениям психики человека, а сами тюрьмы выступают школами криминальной профессионализации. Полицейские аппараты с большим или меньшим успехом ведут борьбу лишь с «уличной преступностью», тогда как огромный пласт «беловоротничковой», «респектабельной» преступности остается вне досягаемости формального социального контроля.

На исходе XX века в большинстве стран Запада и России стал очевиден «кризис наказания», что свидетельствует о неэффективности уголовно-репрессивных мер противодействия отклонениям.

Специфика социального контроля западных стран проявляется в том, что последовательно осуществляется либерализация уголовной политики.

Во многих государствах отменена или не исполняется смертная казнь. В частности, среди европейских стран она остается лишь в законодательстве Албании и некоторых государств СНГ. Значительно реже европейские суды стали прибегать к решениям о лишении свободы. В Швеции, например, доля таких приговоров оставляла в 1987 году 20%, Англии - 21%.

Разрабатываются альтернативные меры наказания и восстановление прав потерпевших. В качестве одной из таких мер рекомендуется осуществить переход от юстиции «возмездной» (retributive justice) к юстиции «восстанавливающей» (restorative justice).

Идея несомненного приоритета превенции, по сравнению с наказанием, получает сегодня все более мощную поддержку в государственных институтах западных стран.

Анализ теории и практики социального контроля в странах Запада позволяет лучше понять и оценить специфику отечественной ситуации в этой области.

Тенденция либерализации социального контроля в РФ начинает складываться лишь в период горбачевской «перестройки», что выражается в снижении доли лиц, приговоренных к различным срокам лишения свободы.

Ориентация лишь на меры формального социального контроля, репрессивный аппарат без должного использования неформальных институтов, методов, механизмов и форм «мягкого» социального контроля вряд ли может привести к изменению негативных тенденций криминализации, наркотизации и алкоголизации населения России. В значительной мере может быть полезен социальный контроль посредством СМИ, семьи и иных институтов социализации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пути совершенствования налогового контроля | Развитие греческого языка и диалектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.