Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция информационных технологий. Информационные технологии прошли короткий, но бурный эволюционный путь

Информационные технологии прошли короткий, но бурный эволюционный путь. Им предшествовал тысячелетний исторический опыт человечества по преобразованию материальных объектов и энергии в информационные образы (табл. 1.1). К истокам ин­формационных технологий можно отнести пещерную и наскальную живопись, счет, появ­ление искусства, письменности. Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага.

Первая информационная технология заключалась в передаче знаний устно по на­следству. Появились хранители знаний жрецы, духовенство. Профессиональные навыки передавались личным примером. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс. Уровень технологии обработки данных был ручной, производство - ремесленным, уникальным, мелкосерийным. Темпы роста производства и номенклатуры изделий невелики.

Появление первого печатного станка и книгопечатания (1445 г.) произвело первую информационную революцию, которая длилась примерно 500 лет. Знания стали тиражи­роваться. Они уже могли влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио. Производство стало промышленным, средне и крупно се­рийным. Темпы роста производства и номенклатуры изделий выросли.

Если до конца XIX в. примерно 95% трудового населения работало в сфере матери­ального производства и только 5% - в сфере обработки информации, то к середине ХХ столе­тия примерно 30% трудового населения развитых стран занималось обработкой информации.

1946 г. - начало эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Впервые в ис­тории человечества был создан способ записи для долговременного хранения формализо­ванных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Процесс записи ранее формализованных профессио­нальных знаний в готовой для непосредственного воздействия на машины и механизмы форме получил название программирования. С момента появления первой ЭВМ инфор­мационные технологии прошли ряд этапов.

Таблица 1.1

Период Способ реализации ИТ Тип технических средств Тип приложений
До 1445 г. Преобразование материальных объектов в информационные образы Ручной  
До 1946 г. Тиражирование знаний Печатные устройства, фото, телеграф, телефон  
До 1960 г. Программирование ЭВМ I и II поколений Ассемблер, Алгол, Кобол и др., управляющие про- граммы реального времени и пакетного режима
До 1980 г. Операционные системы, системы программирования, пакеты прикладных программ (ППП) ЭВМ III поколения, мини ЭВМ, глобальные сети ОС IBM 360 и др., текстовые редакторы, СУБД САПР, типовые пакеты прикладных программ, гипертекст
До 1990 г. Формализация знаний Персональные компьютеры, локальные сети Табличные и графические процессоры, электронная почта, интегрированные пакеты, экспертные системы, распределенная обработка данных, типовые предметные приложения
До 1995 г. Визуализация приложений Интернет, интранет Мультимедиа, электронный офис, электронный документооборот, информационные хранилища, управление групповой работой

 

1 этап продолжался до начала 60-х гг. Эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколений (ламповые и полупроводниковые). Основным критерием создания информаци­онных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель - максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, по­явление блок-схем, программирование в символьных адресах, разработка библиотек стан­дартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков и Ассемблера. В конце 50-х п. А.А. Ляпуновым был разработан операторный метод. Он послужил основой для разработки алгоритмических языков (Алгол, Кобол, Фортран) и управляющих программ. Достижением в технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов, и появление первых управляющих программ реального времени и пакетного режима.

В 1960 году во Франции был введен термин информатика как гибрид слов информация и автоматизация. Он означал автоматизированный процесс получения, обработки, хранения и передачи информации с помощью ЭВМ и средств связи.

В экономической сфере автоматизировалось решение отдельных задач, которые были формализованы к этому моменту. Они программировались на машинных языках, автокодах, алгоритмических языках. ­

II этап длился до начала 80-х гг. Появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель – разработка инструментальных средств программиста. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Появились языки программирования высокого уровня (PL, Pascal и др.) и инструментальные средства. К последним относятся типовые ППП для автоматизации решения отдельных экономических задач и подсистем (в дальнейшем их стали называть предметными приложениями) и пакеты общего назначения.

Из пакетов общего назначения можно выделить системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, текстовые и графические редакторы. Гипертекст. Появились новые технологии программирования: структурное и модульное. Появились глобальные сети ЭВМ.

Предметные приложения разрабатывались для автоматизации управления экономическими объектами в виде типовых проектных решений, фактографических информационных систем, автоматизированных систем управления (АСУ), автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП), автоматизированных систем обработки дан­ных (АС ОД) и других автоматизированных систем обработки экономической информации(СОЭИ).

За наукой, изучающей общие свойства информации, а также методы, процессы, технические и программные средства ее автоматизированной обработки, закрепился тер­мин информатика. Появились наукоемкие изделия, в себестоимости которых научные исследования составляли от 3,5 до 5%, а в производстве ЭВМ - 10-20%. И хотя производ­ство стало крупносерийным, изделия стандартизировались, темпы роста производства увеличивались, номенклатура выпускаемых изделий росла медленно.

ПI этап продолжался до начала 90-х гг. В конце 70-х п. был сконструирован пер­сональный компьютер (ПК). Персональный компьютер - это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудно фор­мализуемых процессов человеческой деятельности. Отсюда критерий - создание инфор­мационных технологий для формализации знаний, цель - проникновение информацион­ных технологий во все сферы человеческой деятельности. Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабо­чие места (АРМ), табличные и графические процессоры, экспертные системы, базы зна­ний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распре­деленная обработка данных. Если раньше для обработки каждого вида информации(текст, таблица, графика, база данных и т.д.) существовала отдельная технология, то сей­час они объединяются в интегрированные пакеты прикладных программ.

Появление персонального компьютера произвело вторую информационную рево­люцию. Стали возможными персональные вычисления. Персональные вычисления – это режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным ком­пьютером на своем рабочем месте. На ЭВМ стал работать непрограммист. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение при­родных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70% себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации - 60-80% трудового населения развитых стран. Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент. Игровой компонент персо­нального компьютера - это стимулятор общества, педагогический прием, жанр искусства.

Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производитель­ности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий. Знание становится силой.

В экономической сфере разрабатываются технологии автоматизированной обра­ботки экономической информации (Т АОЭИ), типовые предметные приложения, продол­жается разработка информационных систем, автоматизированных систем управления с использованием сетевых технологий, систем управления базами данных, распределенной обработки данных.

IV этап - до 95 г.

В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель - информатизация общества.

Появление гипертекстовой технологии качественно изменило подходы к разработке

существующих и новых программных средств. Она стала инструментом разработки техно­логии мультимедиа. Появились графические операционные системы Windows, OS-2, объ­ектно-ориентированные визуальные технологии, САSЕ-технологии для проектирования.

Продолжается интеграция приложений. Сетевые, гипертекстовые и мультимедий­ные технологии включаются практически во все приложения как составной элемент обра­ботки и передачи данных.

Телекоммуникация становится средством общения между людьми. Появляется Всемирная Паутина - интернет и локальная корпоративная сеть - интранет.

Появляются электронные офисы, информационные хранилища (склады данных), системы электронного документооборота, автоматизации деловых процессов, системы групповой работы, геоинформационные системы.

В экономической сфере это приводит к появлению корпоративных и транснацио­нальных информационных систем. Реализуются новые методы управления в среде ин­формационных технологий: реинжениринг, интеллектуальные информационные техноло­гии, анализ и поддержка принятия решений.

Создались предпосылки формирования общего рынка знаний посредством дистан­ционного обучения, электронной памяти человечества по культуре, искусству, народона­селению, науке, архивам и Т.д. Информация становится стратегическим ресурсом. Создается виртуальная реальность, позволяющая моделировать сложные процессы и сис­темы. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Происходит информатизация общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 1. Понятие информационной технологии (1 ч.) | V этап - с 1995 г. Глобализация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.