Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

РАЗРУШЕНИЕ


3.

2.

1.

Существует множество определений понятия «культура». В самом общем виде можно сказать, что культура – это система социально- приобретенных и передаваемых от поколения к поколению ценностей,

с помощью которых люди организуют свою жизнедеятельность. Как говороил Калинин: “Понятие культуры очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли”

О широте этого понятия интересно рассказывается в учебнике С. С. Фролова. «Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители прими-тивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. ... В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества". Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.



При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть пере-дан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой».

В рамках единой культуры общества есть культуры определенных групп, отличающияся от доминирующей культуры системой норм и ценностей. Их называют субкультурами. Например, говорят о молодежной субкультуре, сельской субкультуре и т. д.. Но среди них есть такие субкультуры, ценности которых не просто отличаются, а противоречат ценностям доминирующей культуры Их называют контркультуры. Например, в контркультуре наркоманов общепризнанная ценность здоровья отвергается во имя ценности кайфа.

 

Нематериальный уровень культуры включает в себя институты, духовные ценности и социальные нормы. Понятие социального института нам уже знакомо. Поскольку это организованная деятельность, представляющая собой определенный человеческий опыт, то в этом смысле институт можно рассматривать как элемент культуры. Особыми институтами культуры являются институты, удовлетворяющие собственно духовные потребности: религия, искусство и т.д. Духовные ценности – это разделяемые в обществе язык, символы; убеждения относительно целей, к которым нужно стремиться; представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба и т.п. Многие убеждения людей имеют материальную форму. Их называют символами. То есть, символы – это закодированные ценности. Например, обручальные кольца символизируют ценность супружеской верности. Ценности бывают фундаментальные (принимаемые большинством общества, например ценность здоровья) и локальные (принимаемые определенной социальной группой, например ценность рок-музыки не разделяется сторонниками других музыкальных направлений). Именно локальные ценности образуют субкультуры и контркультуры.



В широком спектре ценностей, предлагаемых обществом каждый человек имеет свои предпочтения. Такое явление называется ценностной ориентацией личности. Ценностная ориентация – выбор личностью наиболее важных для себя ценностей.

Социальные нормы – это социальные требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Социальная норма регулирует только такое поведение, которое имеет общественный характер. Эти нормы определяют цели, границы, условия и формы поведения.

Само понятие социальной нормы неоднозначно: ее определяют как общие для статистического большинства людей формы поведения; как устойчивое регулярное образование, утвержденное, признанное и оправданное членами сообщества в этом качестве. Соответственно выделяют различные типы социальных норм: статистические (реальные), отражающие реальное поведение, как оно проявляется в статистическом большинстве случаев; нормативные (должные), т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности; идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

При этом различают институализированные (формальные) и неинституализированные (неформальные) социальные нормы. К первым относят нормы, которые официально одобрены обществом, его институтами и организациями. Они поддерживаются силой закона или различными инструкциями.

Эти нормы имеют особо важное значение для общества и потому их выполнение строго контролируется. К неинституализированным нормам относят такие правила поведения, которые в большей мере опираются на нравы, обычаи, традиции, моральные требования, на силу общественного мнения, а не на силу закона, инструкции.

Различают несколько видов социальной нормы, которые в различных целях принято классифицировать по предмету и объекту регулирования, по видам санкций и по другим признакам.

По предмету регулирования различают следующие виды норм:

- правовые нормы, соблюдение которых обеспечивается государством с помощью ясно обозначенных санкций, эти нормы имеют текстуальное закрепление;

- моральные нормы, соблюдение которых обеспечивается обществом, в качестве санкций используется общественное осуждение, текстуального закрепления такие нормы не имеют и делятся на общепринятую мораль и мораль определенных групп;

- традиционные нормы, соблюдение которых обеспечивается в силу их полезности, они могут иметь четкое описание;

- эстетические нормы, соблюдение которых обеспечивается представлениями о прекрасном и безобразном, в качестве санкций выступают внутренняя неудовлетворенность и порицание;

- политические нормы, соблюдение которых обеспечивается с помощью специальных санкций, закрепленных в документах, эти нормы регулируют политическую жизнь и находят закрепление в других нормах;

- религиозные нормы, которые вбирают в себя по содержанию многие нормы права, морали, традиций, эстетики, а также организационные нормы и потому способны использовать регулятивные свойства каждой из этих систем.

По объекту регулирования нормы классифицируются следующим образом:

нормы, регулирующие отношения по поводу материальных благ (право - о собственности, мораль - о бескорыстии и т. д.);

нормы, регулирующие межличностные отношения (право - об уважении к личности, мораль - об уважении к старшим и т. п.);

нормы, регулирующие отношения между личностью и социальными группами, обществом в целом, государством (право - об обязанностях граждан, мораль - об уважении к мнению большинства и т. п.).

Нормы обладают альтернативностью, то есть способностью меняться во времени и в пространстве

Изменение норм в пространстве особенно заметно при сравнении норм различных этнических групп. Различают следующие виды этнических групп: племя-этническая группа на основе кровного родства; народность - этническая группа, образованная смешением племен на основе территориального единства; нация - этническая группа, образованная смешением народностей и племен на основе общности экономической жизни; этнос (народ) - этническая группа, образованная смешением наций, народностей и племен на единой территории с общей экономической системой и обладающая самосознанием, которое выражается в названии страны; этникос – совокупность людей, принадлежащих одной нации, но проживающих на территориях разных стран.

Люди по- разному относятся к нормам других этнических культур. Различают два вида восприятия чужой культуры: этноцентризм – это взгляд на другую культуру с позиций превосходства своей собственной культуры; и релятивизм – убеждение в том, что культуру можно понять лишь на основе ее собственых ценностей, в ее собственном контексте.

 

Именно благодаря воздействию культуры общество прошло свой путь от примитивных форм к более совершенным. Наличие культуры у человечества позволило ему построить ту систему, которую сегодня мы называем обществом. Хотя, как отмечает С.С.Фролов, «многие так называемые субчеловеческие виды животных имеют свою систему социальной жизни. В определенное время года некоторые виды птиц сбиваются в стаи с весьма упорядоченными внутренними нормами существования. У таких видов насекомых, как муравьи или пчелы, существует четкий порядок совместной жизни с жестко закрепленными "профессиями", подчинением, тщательно разработанными обязанностями и правами. Но социальная жизнь субчеловеческих видов животных основана на инстинкте, а не на социальном обучении. .. Человек утерял те врожденные инстинкты, которые присущи субчеловеческим видам животных. Вместо этого при рождении он наследует систему естественных потребностей, желаний, которые можно рассматривать как движители его последующих действий и всего поведения. Эти потребности заставляют человека искать наилучшие способы их удовлетворения. В процессе удовлетворения потребностей человек создает культуру, помогающую ему добиваться исполнения своих желаний и осуществлять совместную деятельность. Таким образом, человек начинает создавать систему норм, ценностей, пригодную для удовлетворения многочисленных потребностей наилучшими способами. Не имея спасительных инстинктов, он, для того чтобы выжить, должен опираться на культурные образцы...Медленно, в течение многих веков люди делали единичные изобретения и открытия, которые стали культурной основой для лавины открытий и изобретений будущего. Несколько сотен тысячелетий понадобилось человеку для изобретения колеса, которое использовалось затем в тысячах других изобретений и открытий. Этот и многие другие примеры показывают, что в человеческом обществе культура развивалась чрезвычайно медленно в доисторические времена, более быстрыми темпами в средние века и в период новой истории, а затем необыкновенно быстро и с неограниченной областью распространения в наше время. Значительная часть проблем современного человека заключается в том, чтобы приспособиться самому и приспособить социальное устройство общества к быстро меняющейся культуре.

Если попытаться даже поверхностно сравнить культуры, например древних германцев или других народов, населявших в то время территорию Европы, с современными европейскими обществами, то станут очевидными поразительные перемены, происшедшие буквально во всех сферах общественной жизни. Даже оставляя в стороне значительный прогресс материальной культуры и многократное развитие средств распространения культурных образцов, нельзя не увидеть коренных изменений в нормах повседневной жизни, политических нормах, законах и государственном устройстве. В результате полностью преобра-зовались государственные, религиозные, экономические, образовательные и семейные институты, а также структуры взаимоотношений между членами общества.

Так, появление сельскохозяйственных и промышленных технологий, следствием чего было сплочение людей в нацию, привело также, по мнению американского социолога Н. Смелзера, к глубоким изменениям: 1) в политической сфере - от простых племенных или деревенских властных систем к сложным системам избирательного права, политическим партиям, представительной и гражданской бюрократии; 2) в сфере образования изменения ведут к снижению неграмотности и воспитанию экономически продуктивных навыков и умений; 3) в религиозной сфере изменения приводят к отделению религии от образования, началу преобразований традиционных верований; 4) в семейной сфере прекращается распространение родственных и клановых объединений; 5) в сфере стратификации возросшая географическая и социальная мобильность ведет к распаду фиксированных, предписанных жестко иерархических систем.

Таким образом, культурные изменения как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества в определенном направлении». При этом, сам способ воздействия культуры на другие сферы общества можно охарактеризовать как выполнение культурой важнейших для общества функций: обучающей, социализирующей и регулятивной. Обучающая функция состоит в передаче знаний и навыков, необходимых для выживания и дальнейшего развития. Социализирующая функция состоит в передаче духовных ценностей и норм, превращающих человека из биологического существа в личность, способную изменять общество. Регулятивная функция состоит в самом факте наличия норм в обществе, которые регламентируют поведение человека в соответствии с потребностями общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алгоритм деления чисел в дополнительном коде со сдвигом остатка | Механическое разрушение

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.