Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам при патологии органа зрения, слуха, опорно-двигательной системы, психических нарушениях




Огромное значение в адаптивной физической культуре имеет объективный и объективный допуск к тренировочным занятиям и соревновательной дея­тельности инвалидов с различной патологией опорно-двигательной системы, органов зрения, слуха, а также снижением интеллекта. Допуск должен осуществляться специалистами врачебно-физкультурного диспансера или других специализированных учреждений, обладающих опытом работы в данной области и квалифицированным персоналом. Решение этого важного вопроса без учета изменений, происходящих в организме человека вследствие травмы, за­болевания или же ампутации конечностей, состояния регуляторных систем, адаптационных реакций, морфофункциональных изменений и других специфических особенностей, может стать причиной тяжелых осложнений, срыва компенсации и т.д. В связи с этим одним из основополагающих принципов привлечения инвалидов к физическим тренировкам является строгое соблюдение показаний, ограничений и противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом, проведение комплексных функциональных исследований различных систем организма и оценка ре­зервных возможностей, физической работоспособности, психологической готовности, личностной мотивации и других показателей.

Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа должна начинаться после за­вершения этапа медицинской реабилитации в условиях специализированного стационара Исходными условиями для занятий являются: наличие медицинских показании и отсутствие противопоказании; устойчивая мотивация, интерес и функциональные предпосылки; стабилизация, достигнутая в результате восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий после травмы или заболевания.

Всем инвалидам с поражением опорно-двигательной системы показаны физические упражнения: силового, скоростного, скоростно-силового характера, для развития общей и специальной выносливости, для развития гибкости, для развития координационных способностей и др.

В настоящее время установлены ограничения и абсолютные противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой. В большинстве случаев противопоказания определяются различными заболеваниями внутренних органов и касаются инвалидов всех категорий, независимо от причины наступления инвалидности. К этим противопоказаниям относятся:

—лихорадящие состояния, гнойные и воспалительные процессы, хрони­ческие заболевания в стадии обострения, острые инфекционные заболева­ния;

—сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца с выра­женными нарушениями коронарного кровообращения, стенокардия покоя и напряжения, постинфарктный и атеросклеротический кардиосклероз с хро­нической коронарной недостаточностью; аневризма сердца или аорты; мио­кардиты любой этиологии; декомпенсированные пороки сердца; тяжелые на­рушения ритма сердца и проводимости; сердечно-сосудистая недостаточность; гипотоническая болезнь II и III стадии;

—хронические неспецифические заболевания легких с дыхательной недостаточностью II—III степени, хроническое легочное сердце, декомпенсированное с недостаточностью кровообращения; бронхиальная астма тяжелой формы;

—угроза кровотечения (кавернозный туберкулез, язвенная болезнь желуд­ка и двенадцатиперстной кишки с наклонностью к кровотечению); угроза тромбоэмболии;

—заболевания крови (в том числе анемия);

—последствия перенесенных черепно-мозговых травм со склонностью к повышению внутричерепного давления с угрозой эпилептических припадков с выраженным вестибулярным синдромом, паркинсонизмом и др.;

—сосудистые заболевания (атеросклероз, церебральные васкулиты) с хро­нической недостаточностью мозгового кровообращения;

—последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения с умеренным и выраженным нарушением функции (парезы, параличи, гиперкинезы и др.), нарушения спинального кровообращения (с локализацией в шейном отделе);

—нервно-мышечные заболевания (миопатия, миастения);

—рассеянный склероз с умеренными и выраженными двигательными, ко­ординационными нарушениями без четких и длительных ремиссии;

—злокачественные новообразования;

—циррозы печени с недостаточностью функции печени, желчно-каменная болезнь с частыми приступами печеночной колики и недостаточностью функ­ции печени;

—мочекаменная болезнь с частыми приступами, хронический диффузный нефрит с хронической почечной недостаточностью;

—-хронический гепатит любой этиологии;

—хронический панкреатит в стадии декомпенсации, тяжелая форма;

—близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне, состояние после отслойки сетчатки, глаукома любой степени;

—сахарный диабет тяжелой формы, осложненный ретинопатией, нефропатией, ангиопатией и др.;

—эпилепсия со средней частотой и частыми судорожными припадками;

—остеохондроз позвоночника, осложненный грыжами дисков, спондилолистезом, миелопатией, болевым синдромом, вертебробазилярной недостаточностью;

—психические заболевания (шизофрения, депрессивно-маниакальные со­стояния, острые психозы и прочие);

—детские церебральные параличи с резко выраженным мышечным тону­сом, усеивающимся при физической активности.

Помимо этого имеются определенные ограничения и противопоказания, обусловленные непосредственно самим заболеванием или патологическим процессом, повлекшим инвалидность. Так, среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы особого внимания при решении вопроса о до­пуске к физическим тренировкам требуют лица, перенесшие травмы позвоночника и страдающие парапарезами и параплегиями. К регулярным занятиям могут допускаться инвалиды с поражением спинного мозга на различных уровнях, оперированные или прошедшие курс консервативного лечения. После легких травм или травм средней тяжести занятия могут начинаться через 6 месяцев, с постепенным увеличением нагрузки под обязательным медицинским наблюдением; после тяжелых травм — через 1 год, за исключением шейного отдела.

После перенесенной нейроинфекции занятия следует начинать в стадии ре­миссии не ранее чем через год.

Сосудистый процесс в шейном отделе спинного мозга является противопо­казанием для любых занятий спортом. При локализации процесса в грудном или поясничном отделах занятия могут начинаться через год после перенесен­ного заболевания.

После удаления доброкачественных опухолей спинного мозга занятия спортом следует начинать через 6 месяцев, в занятиях ЛФК можно использо­вать элементы спорта, с постепенным увеличением их объема

При заболеваниях позвоночника, в частности при остеохондрозе шейного отдела, противопоказаны резкие движения в шейном отделе, упражнения, свя­занные с осевыми нагрузками (бег, прыжки, соскоки), любые упражнения, сопровождающиеся болевыми ощущениями в позвоночнике. При остеохондрозе пояснично-крестцового отдела — силовые упражнения, увеличивающие осевую нагрузку, резкие движения и упражнения, усиливающие сотрясения позвоночника, упражнения, способствующие увеличению подвижности в пояснично-крестцовом отделе, любые упражнения, сопровождающиеся болевыми ощущениями.

При сколиозе противопоказаны упражнения с отягощениями (тяжелая атлетика), чрезмерная подвижность позвоночника, художественная и спортивная гимнастика, аэробика, упражнения, связанные с сотрясением позвоноч­ника (прыжки), виды спорта с асимметричной нагрузкой и пр.

При определении возможности допуска инвалидов по зрению к физкультурным занятиям, спортивным тренировкам в первую очередь необходимо учиты­вать их специфические особенности, психологический и офтальмологический статус. Основными факторами, определяющими возможность участия в физкультурной и спортивной деятельности, являются: состояние здоровья, характер глазной патологии, общая физическая подготовленность и уровень психологической подготовленности. Эти критерии являются основой определения показаний ограничении и противопоказаний к физическим нагрузкам.

К заболеваниям органа зрения, не требующим ограничений при занятиях физической культурой (подгруппа А), относятся:

—наследственные тапето-ретинальные дистрофии;

—наследственные атрофии зрительного нерва;

—помутнения роговицы,

—атрофия, субатрофия глазного яблока;

—непрогрессирующий кератоконус;

—гиперметропический тип клинической рефракции;

—последствия воспалительных заболеваний сетчатки. К заболеваниям органа зрения, требующим ограничения физических нагрузок (подгруппа Б), относятся:

—глаукома компенсированная;

—высокая осложненная близорукость;

—атрофия зрительного нерва;

—макулодистрофия (без склонностей к геморрагиям и отслойке сетчат­ки);

—диабетическая, гипертоническая ангиопатия;

—врожденная осложненная катаракта;

—афакия.

К заболеваниям органов зрения, являющимся противопоказаниями к физическим нагрузкам, но не лимитирующим занятия ЛФК (подгруппа В), относятся:

—отслойка сетчатки (лица, перенесшие операции со сроком не менее двух лет);

—вывихи и подвывихи хрусталика;

—состояния после кератопротезирования;

—лица с ИОЛ;

—лица с эктазированными и истонченными бельмами роговицы;

—острый кератоконус;

—последствия рецидивирующих кровоизлияний в стекловидное тело;

—отслойка стекловидного тела на фоне высокой осложненной близоруко­сти;

—гипертоническая диабетическая ретинопатия;

—последствия рецидивирующих кровоизлиянии в сетчатку;

—ретиношизис;

—дистрофия сетчатки с наклонностью к геморрагиям;

—глаукома некомпенсированная;

—атрофия зрительного нерва сосудистого генеза

В физкультурно-оздоровительной работе с инвалидами по зрению используются в основном те же методы и методические приемы, что и с нормально видящими, т.е. информационные методы — слова, демонстрации и практические упражнения. Особенности их применения связаны с депривацией зрения и зависят от наличия предыдущего зрительного опыта, от навыков ориентации, наличия остаточного зрения, знаний и двигательных на­выков.

При нарушении зрения речь берет на себя основную компенсаторную функ­цию. Вместе с тем в силу отсутствия невербального общения возникают труд­ности, связанные с дефицитом понимания, — особенно это проявляется при изучении новых движений. Поэтому обучающиеся должны не только услышать, но и представить, осознать конкретный двигательный образ. Это достигается включением всех сохраненных анализаторов: тактильных, осязательных, слуховых, обонятельных Человек, лишенный зрения, создает представ­ление о предмете, ощупывая его поверхность, воспринимая его форму, фак­туру, физические характеристики.

Для обучения ориентировке используются озвученные мячи, метрономы, колокольчики, свистки и другие сигналы, помогающие ориентироваться в направлении движения, расстоянии, определении местонахождения.

Показ движений для слабовидящих —зрительный, для слепых — осязательный. Слепой ощупывает положение частей тела партнера или педагога, чтобы создать представление о позе, движении. В том случае, когда слепой не понимает объяснения, выполняется контактный показ, при котором педагог и обучаемый в единой «связке», вместе выполняют изучаемое движение. С помощью музыкального сопровождения можно управлять движениями, изменяя темп, ритм, усилие, выразительность, эмоциональность исполнения, там самым, создавая благоприят­ные условия для преодоления неуверенности, скованности движений.

Приоритетное положение отводится тем методам и методическим приемам обучения, которые приносят наибольший успех. Наиболее эффективным ме­тодом коррекции и развития психомоторики является игровой метод. Подвижные игры, включающие самые разнообразные двигательные действия, позво­ляют решать множество педагогических задач: развивать внимание, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, догонять и увертываться, прятаться и находить, проигрывать и побеждать, перевоплощаться и фантазировать. Важно подобрать такие игры, задания, эстафеты, которые доступны, эмоциональны и интересны каждому участнику. С целью развития физических качеств применяются традиционные методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный. Специфической особенностью их применения является индиви­дуальное дозирование нагрузки в соответствии с уровнем физической подго­товленности, состоянием сохраненных функций, оперативным состоянием здоровья,

Противопоказаны:

—силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием (для слабовидящих);

—упражнения, связанные с сотрясением тела, — прыжки на скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой, висы вниз головой;

—выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 уд. /мин.

При определении показаний и противопоказании к физическим нагрузкам инвалидов с нарушением слуха необходимо учитывать их специфические особенности.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушении жизнедеятельности и социальной недостаточности, выделяют следующие степени нарушения слуха;

— легкое нарушение слуха;

— среднетяжелое нарушение слуха;

— тяжелое двустороннее нарушение слуха;

—глубокая двусторонняя потеря слуха;

—глухота;

—глубокое двустороннее нарушение развития слуха (глухонемота).

Критерии отбора инвалидов с нарушением слуха для занятий физической культурой и спортом тесно взаимосвязаны со степенью нарушения слуха, состоянием функции вестибулярного аппарата и факторами, ограничивающими жизнедеятельность (табл. 1).

При легких нарушениях слуха практически не наблюдается нарушении в социальном общении людей. Инвалиды с незначительным снижением слуха или при практически полной его компенсации слуховым аппаратом могут заниматься всеми видами спортивной деятельности за исключением тех, которые связаны с высоким уровнем шума, вызывающим прогрессирование тугоухости. Ограничением в занятиях может служить сам слуховой аппарат, которым может быть нанесена механическая травма

Инвалиды со среднетяжелым нарушением слуха плохо воспринимают разговорную речь, а с тяжелым двусторонним нарушением слуха вообще ее не воспринимают. Этих инвалидов объединяет возможность частичной компенса­ции слуховой функции слуховым аппаратом, что может расширить возможный диапазон участия в физкультурной и спортивной деятельности. К этому вопросу необходимо подходить индивидуально, ориентируясь на степень компенсации слуха с помощью слухового аппарата. Если слуховую функцию таким путем удается улучшить до легкой степени нарушения слуха, то такие инвалиды могут не иметь ограничений в занятиях. Если же при тяжелом двустороннем нарушении слуха с помощью слухового аппарата удается добиться только не­значительного восприятия разговорной речи, то целесообразно избегать тех видов физкультурной и спортивной деятельности, которые требуют хорошего слухоречевого контроля.

Глубокая двусторонняя потеря слуха и глухота характеризуются невозможно­стью компенсации слуховой функции с помощью слухового аппарата. В этом случае критериями ограничения физкультурной и спортивной деятельности будет служить полная невозможность слухоречевого контроля с не­обходимостью использования неречевых способов общения.

В большинстве случаев у данной категории инвалидов сохранена функция вестибулярного аппарата. В связи с этим они не имеют ограничений в тех видах физкультурно-спортивной деятельности, которые требуют высокого уровня координации движений.

Глубокое двустороннее нарушение развития слуха, ведущее к глухонемоте, в наибольшей степени ограничивает диапазон физкультурно-спортивной работы. Невозможность слухоречевого контроля и необходимость использования неречевых способов общения усугубляется плохим функционированием вестибу­лярного аппарата, что ограничивает возможность точной ориентировки человека в пространстве при выполнении физических упражнений, особенно в условиях временного отсутствия опоры и зрительного контроля.

Степень поражения слуховой системы, как правило, тесно коррелирует с ухудшением чувствительности вестибулярного аппарата. С целью более точно­го определения ограничений и противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом инвалидов с глубокими нарушениями слуха, по-видимому, требуется не только определение степени нарушения слуха, но и тестирование функции вестибулярного аппарата

Дополнительным фактором, ограничивающим участие в плавании инвалидов с нарушением слуха, является наличие перфораций барабанной перепонки после радикальной операции на ухе при хроническом гнойном среднем отите, в связи с чем следует избегать попадания воды в ухо. Перед плаванием наружный слуховой проход плотно закрывается ватой, пропитанной вазелиновым маслом.

Гноетечение из уха в случае обострения хронического гнойного среднего отита является противопоказанием к занятию плаванием. 4 Физическая подготовленность инвалидов с нарушением слуха характери­зуется сниженной двигательной активностью, сниженным уровнем развития основных физических качеств и координационных способностей, что обуслов­лено не столько основным дефектом, сколько вторичными соматическими нарушениями, формирующимися в течение всей жизни с момента появления глухоты.

Давность дефекта, его глубина, сохранность речи, сенсорных систем, дви­гательный опыт и физические способности определяют индивидуальные воз­можности к физкультурно-спортивной деятельности.

Основные педагогические задачи для данной категории инвалидов:

—повышение уровня общей физической подготовленности за счет развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств;

—развитие устойчивости вестибулярного аппарата к внешним раздражите­лям, развитие равновесия, умение ориентироваться в пространстве;

—развитие координации движений и зрительного восприятия, координации зрительного и слухового (при остаточном слухе) восприятия;

—развитие ритмического и выразительного выполнения движений;

—развитие глазомера, зрительной памяти;

—формирование эмоций, естественной мимики в игровой деятельности;

—формирование навыков коммуникативности.

Инвалиды молодого возраста с потерей слуха могут заниматься всеми ви­дами легкой атлетики, борьбой, спортивными играми (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и т.д.), тяжелой атлетикой, плаванием, фехтовани­ем, аэробикой и танцами, лыжными гонками, туризмом.

Противопоказания для слабослышащих являются вибрации, сотрясения, натуживание при силовых упражнениях

В процессе выполнения упражнений используется весь арсенал методов обучения движениям и развития физических качеств с индивидуальным дозированием нагрузки и оперативным контролем за функциональным состоянием организма

Инвалиды с умственной отсталостью составляют особую группу. По клинико-физиологическим параметрам умственная отсталость подразделяется на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую степени выраженности. Условные разграничения по степени тяжести расстройства опираются, прежде всего, на градации достигаемого больными уровня социального приспособления. В связи с тем, что любая деятельность детерминируется не только уровнем ин­теллекта, но и такими факторами, как степень мотивированности, наличие эмоциональных реакций, возможность волевого контроля поведения, личностные компенсаторные проявления, выделено четыре типа дефекта психики: простой (структура которого характеризуется в основном умственным недоразвитием); с эмоционально-волевыми нарушениями (психопатоподобный и торпидный); астенический (с выраженными астеническими проявлениями); сложный (интеллектуальное недоразвитие в сочетании с грубой очаговой симптома­тикой или пароксизмальными проявлениями).

При легкой и умеренной степенях умственной отсталости в основном про­являются простой, астенический и психопатоподобный типы дефекта Слож­ный тип дефекта свойствен в основном глубокой и тяжелой степени умствен­ной отсталости. Торпидный тип дефекта не встречается только при легкой степени умственной отсталости.

Наиболее перспективными в плане социальной адаптации являются лица с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и простым типом дефек­та Их отличают устойчивость эмоциональной сферы, уравновешенность нерв­ных процессов, высокие перцептивные возможности, относительная сохран­ность внимания и зрительно-моторной координации, хорошая врабатываемостъ.

У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, нормы адекватного поведения, стойкие установки на целенаправленную деятельность. Первичное формирование навыков у них не сопровождается деком­пенсацией состояния.

Социальный прогноз при ограничении жизнедеятельности в связи с легкой и умеренной степенью умственной отсталости при наличии аффективно-волевых нарушений менее благоприятен. Психопатоподобный вариант указан­ного дефекта характеризуется повышенной возбудимостью и быстрой истощаемостью волевого усилия. Установки на целенаправленную деятельность неустойчивы, подобные больные требуют контроля, руководства со стороны, индивидуального подхода с учетом их склонностей и интересов. Необходимо отметить, что в начале приобретения навыков целенаправленной деятельности у них часто отмечаются ухудшения состояния с усилением психопатоподобных проявлений. Декомпенсация состояния легко возникает под влиянием неблагоприятных средовых факторов.

Астенический тип дефекта при легкой и умеренной степени дебильности ха­рактеризуется повышенной утомляемостью, низкой толерантностью к физиче­скому к нервному напряжению, период освоения навыков целенаправленной деятельности затруднен и сопровождается нестойкими декомпенсациями с возникновением астенодепрессивных состояний, что в первую очередь ограничивает жизнедеятельность определяет сложность социальной адаптации.

Лица с глубокой и тяжелой степенью умственной отсталости и чертами торпидности в эмоционально-волевой сфере в плане социальной абилитации явля­ются наиболее сложными. Психомоторная заторможенность, отсутствие интереса к какой-либо деятельности требуют постоянных активирующих влияний извне, наглядных разъяснении, однако приобретенные с большим трудом навыки отли­чаются нестойкостью.

Умеренная умственная отсталость со сложным дефектом психики при наличии редких абортивных припадков, невыраженности психических эквивалентов при систематическом противосудорожном лечении не является препятствием для стойкой социальной абилитации. Сочетание глубокой степени умственной отсталости с полиморфной пароксизмальной симптоматикой и глубокими очаговыми симптомами поражения центральной нервной системы приводят к стойкому значительному ограничению жизнедеятельности и неблагоприятному абилитационному прогнозу.

Несмотря на различия в кпинико-психофизиологических характеристиках, лица с умственным недоразвитием имеют общие черты. Наиболее характерной из них является сниженная самооценка, Затянувшаяся и повышенная зависимость от опекающих затрудняет формирование и восприятие себя как отдель­ной от других и ответственной за свое поведение личности. |Низкий уровень навыков общения повышает уязвимость негативного отношения сверстников и ранимость самооценки. Пассивность, повышенная подчиняемость и отсутствие инициативы являются скорее артефактом семейного и общественного воспита­ния, а не истинной характеристикой поведения этих лиц. Артефактом может быть и агрессивность, вызванная окружающими и представляющая иногда единст­венно доступный способ преодолеть всеобщее безразличие и обратить на себя внимание. Этому способствует также задержка развития вербальных навыков, снижающая дифференцированность выражения отрицательных эмоций, сужая их до импульсивных вспышек дисфории и в случаях крайней выраженности, до агрессивности и деструктивного поведения.

При легкой и замеренной степени умственной отсталости дезадаптивное пове­дение может быть в большей степени обусловлено не собственно задержкой умст­венного развития, а жизненной ситуацией и опытом.

Направленность воздействия спортивно-оздоровительной работы при умствен­ной отсталости должна апеллировать не столько к повышению интеллектуального развития, сколько к коррекции механизмов дезадаптивной психологической защиты, которые обуславливают обученную беспомощность и низкую самооценку. Освоение ценности физической культуры приводит к развитию мотивационно-потребностной сферы личности, к самоорганизации, здоровому образу жизни, потенцирует творческие способности, преподносит образцы и способы мышления и деятельности, настраивает занимающегося на поиск совместно с педагогом собственного, может быть единственного, пути самореализации. Спортивно-оздоровительная работа ориентируется прежде всего на интересы инвалида и в связи с этим в решении проблем инвалидов с умственной отсталостью может перевести когнитивный дефицит, в частности снижение абстрактного мыш­ления, в «фактор компенсаций», так как со снижением абстрактного мышле­ния навыки конкретного характера, связанные с непосредственными интересами человека, оказываются на первом месте. В этом процессе большую помощь мо­жет оказать правило обязательной положительной оценки даже самой маленькой победы в развитии своей жизнедеятельности и, соответственно, преодоление не­дуга и ограничений, с ним связанных.

Виды, методы и методические приемы спортивно-оздоровительной работы должны быть коморбидны клинико-функциональным характеристикам инвалидов с умственным недоразвитием.

На начальных этапах коррекционной работы с данным контингентом наибо­лее эффективным является индивидуальный метод взаимодействия, так как снижение вербального интеллекта эмоционально-социальные проблемы обусловли­вают беспомощность и зависимость от ближайшего окружения в период включе­ния в непривычную деятельность.

Индивидуальный метод взаимодействия как методический прием особенно важен при эмоционально-волевых нарушениях в структуре дефекта психики и ас­теническом типе дефекта, так как они обусловливают частые ситуационно зависимые декомпенсации состояния в период врабатываемости. Астенический тип дефекта предполагает значительную продолжительность индивидуальных занятий, поскольку при нестойком характере декомпенсации характеризуется значительной частотой и выраженностью.

При сложном типе дефекта индивидуальный метод взаимодействия позволя­ет выявить корреляцию между физической нагрузкой и возможным обострени­ем судорожного синдрома

Усиливающаяся необходимость общения со сверстниками придает особое значение индивидуально-групповому методу занятий: в этом плане целесооб­разно применение метода «однородной группы» когда пациенты подбираются в относительно сходные группы по патологии, степени тяжести нарушений, сопутствующим синдромам

При дальнейшей социализации инвалидов в организации коррекционно-воспитательного процесса целесообразно переходить к коллективному методу работы, который позволяет формировать двигательные и другие взаимоотно­шения между каждым конкретным инвалидом и окружающими его людьми (без чего невозможно дальнейшее достижение эффективной социальной адаптации среди сверстников и окружающих сограждан), а также расширяет возможно­сти в плане воспитания необходимых личностных качеств, использования подражательных реакций, соревновательности и т.д.

Для лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью в общем стиле дви­гательных занятии основным должен быть игровой метод; при значительной психомоторной заторможенности важное значение имеет метод повторно-кольцевого построения занятий. Следует отметить также метод предметно-практического взаимодействия больных в процессе занятии по физическому воспитанию, положительными моментами которого являются конкретность, развитие «орудийной» логики, определенная конечная результативность предметных действий. Перечисленные методы спортивно-оздоровительной работы являются общими для всех ее видов, к которым относятся адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная реабилитация, адаптивная физическая рекреация и спорт.

Клинико-функциональные особенности лиц с умственной отсталостью требуют динамичности, гибкости и преемственности видов спортивно-оздоровительной работы

Учитывая интеллектуальный дефицит, психологическую дезадаптацию и связанные с этим нарушения поведения в спортивно-оздоровительной работе с инвалидами вследствие умственной отсталости, следует постепенно форми­ровать навыки общения, ответственность за свое поведение, повышать толе­рантность к фрустрации и самооценку. Особого внимания требует формирование мотивационно-эмоциональной и мотивационно-волевой сферы, следст­вием чего ожидается повышение уровня инициативности.

Свойственная умственной отсталости импульсивность поведения на фоне от­сутствия мотивации к целенаправленной деятельности предполагает на ранних этапах включения в спортивно-оздоровительную работу сочетания адаптивной двигательной реабилитации с физической рекреацией. Становление эмоциально-волевой сферы позволит сделать основной акцент на двигательной реабилитации, определив ее приоритетным направлением в работе, и подключить методы рекреа­ции как вариант эмоционального подъема, психического и физического удовле­творения и как метод профилактики эмоционально-волевых срывов. Подобный режим работы должен прежде всего относиться к лицам с легкой и умеренной сте­пенью умственной отсталости с психопатоподобным дефектом. Астенический тип дефекта со склонностью к ситуационно обусловленным декомпенсациям с астенодепрессивной симптоматикой также требует подобного режима введения в новый тип деятельности, причем для лиц с подобной симптоматикой необходимо продлевать работу по индивидуальному методу, постепенно подключая индивидуально-групповой, длительное время, не переходя к коллективному методу. Учи­тывая непереносимость значительных психических и физических нагрузок, следует осторожно использовать метод соревновательности. Умеренная умственная отсталость с торпидным типом дефекта требует длительной работы по индивидуальному методу с применением метода повторно-кольцевого построения занятий и мето­да предметно-практического взаимодействия в рамках также взаимодополняю­щих друг друга физической реабилитации и рекреации.

Наиболее перспективными в плане спортивно-оздоровительной работы являются инвалиды вследствие умственной отсталости с легкой и умеренной степе­нью, с простым типом дефекта психики. У этого контингента инвалидов адаптация к новой целенаправленной деятельности обычно проходит без декомпенсации состояния, что обусловливает динамичность методической работы. Сформиро­ванные на фоне физической реабилитации и адаптивной рекреации с применением индивидуально-группового и коллективного методов занятий такие качества, как стремление к здоровому образу жизни, положительная самооценка, инициативность, самоконтроль за поведением, способность к коррекции поведения, толе­рантность к фрустрациям, позволяют им активно заниматься спортивно-оздоровительной деятельностью.

Учитывая, что методы и виды спортивно-оздоровительной работы должны четко коррелировать с клинико-функциональными характеристиками и апеллировать к адаптивно-компенсаторным возможностям инвалидов, следует считать основ­ным клинико-функциональным критерием отбора инвалидов для спортивно-оздоровительной работы совокупность степени умственной отсталости, типа и выраженности дефекта психики и основные проявления психосоциальной дезадаптации. Клинико-функциональные критерии отбора инвалидов и опти­мальные виды и методы адаптивной физической культуры приведены в Табли­це 2.

Резюмируя вышеизложенное, можно считать, что клинико-функциональными критериями отбора для спортивно-оздоровительной рабо­ты инвалидов с умственной отсталостью являются:

—все виды умственного недоразвития, независимо от степени тяжести и типа дефекта психики;

—сниженная самооценка, пассивная подчиняемостъ, отсутствие мотивации и целенаправленной деятельности, снижение мотивационно-эмоциональной сферы, низкий уровень инциатвности, снижение толерантности к фрустрации (на фоне умственной отсталости);

—сложность к дезадаптивному и асоциальному поведению, употребление психоактивных веществ на фоне психосоциальных и эмоциональных проблем (на фоне простого типа дефекта в рамках легкой и умеренной степени умст­венной отсталости);

—повышенная утомляемость, низкая толерантность к физическому и психическому напряжению (на фоне астенического типа дефекта с проявле­ниями психосоциальной дезадаптации);

—психомоторная заторможенность и отсутствие интереса к какой-либо дея­тельности (на фоне торпидного типа дефекта при тяжелой и глубокой степени умственной отсталости).

Помимо этого имеются противопоказания к занятиям физической куль­
турой. Прямым противопоказанием к физкультурно-оздоровительным заняти­ям
является декомпенсированный психопатоподобный синдром с агрессив­ным и деструктивным поведением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 24064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.