Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система и её звенья




Содержание и функции финансов.

Тема 4.1. Система финансов в России.

 

Цель изучения темы - дать студентам необходимый объем знаний, навыков и умений в отношении содержания и функций финансов, ее составляющих звеньев, органов управления и финансовой политики.

В результате изучения студент должен:

- знать понятие и функции финансов;

- уметь выделять звенья финансовой системы и их отличия;

- иметь представление о системе органов управления финансами, финансовой политики России.

 

 

Вопросы лекции:

1. Содержание и функции финансов.

2. Финансовая система и её звенья.

3. Система и структура органов управления государственными финансами.

4. Финансовая политика России в современных условиях.

 

 

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов. Эта особенность проявилась в происхождении термина «финансы», от латинского «finis» - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между населением и государством). Позже термин трансформировался в «financia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Авторство термина «финансы» приписывается французскому ученому Ж.Бодену, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Первым автором работы о финансах был Ксенофонт (430-365 гг. до н.э.) «О доходах Афинской республики».

У Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) воззрения в области финансов изложены в работе «Афинское государственное устройство».

Финансы обладают рядом специфических характерных признаков, полное наличие которых определяет их категориальную принадлежность.

1. Как следует из предыдущего изложения, финансы имеют денежную форму. Эта форма характеризует их родовой экономический признак.

2. Финансовые отношения являются в своей основе распределительными.

Это два важнейших признака финансов, но не окончательных, так как подобными обладают цена, кредит, оплата труда.

3. Важным отличительным признаком финансов является то, что они проявляются в движении денежных фондов различного целевого назначения. Последние, по сути дела, являются объектами финансовых отношений.

4. Целевые денежно-финансовые фонды, предназначенные для конкретного расходования, образуются у всех участников общественного производства, в непроизводственной сфере с помощью финансовых методов. Методы, как способы действия в финансовых отношениях, обладают директивными, т.е. необходимым, неизбежным, обязательным характером, что связано с необходимостью регулирования экономики и потребностью заранее предусмотреть объемы и направления использования денежных ресурсов на цели общественного развития. Несомненно, выбор методов определяется путем научного поиска и объективных предпосылок определенного этапа развития общества.

5. Денежные средства используются в экономической жизни, как правило, на основе эквивалентного, то есть равноценного движения стоимости в товарной и денежной формах. Признак эквивалентности присущ действию других экономических категорий - цены, оплаты труда, кредита. Особенностью финансовых фондов, выделяющей их из всех денежных средств, является то, что они образуются на основе одностороннего движения стоимости в денежной форме на всех уровнях управления экономикой. Любая финансовая операция характеризуется такой особенностью (налоги, отчисления от прибыли или дохода, финансирование расходов, субвенции и т.д.), то есть без эквивалентностью. В отраслевых финансах применяется схожий принцип внутрихозяйственного целевого обособления денежных средств в фондах.

На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущей данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категорий свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа.

В связи с тем, что финансы являются сложной, специфической экономической категорией, производной от другой, более общей Категории - денег, и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно-политической и экономической жизни, вопрос о функциях финансов до сих пор является дискуссионным - мнение ученых-теоретиков по этому поводу разделилось.

В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.

Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства-в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.

Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

С помощью распределительной функции распределяется и перераспределяется валовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства (например, при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества).

Различают первичное распределение общественного продукта и последующее, или перераспределение.

При первичном распределении из общего объема совокупного общественного продукта выделяется фонд возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и вновь созданная стоимость - национальный доход, формируются первичные доходы производственной сферы (хозяйствующих субъектов и их работников).

Перераспределение охватывает многообразный процесс членения общественного продукта по субъектам хозяйствования как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, в результате чего удовлетворяются разнообразные потребности участников воспроизводства в денежных средствах для обеспечения конечного потребления продукта в натурально-вещественной форме. При этом доходы одних участников формируются за счет расходов других, и национальный доход приобретает форму фонда накопления и фонда потребления. В первом случае средства используются для расширения производства или прироста производственных фондов с капитала материальной сферы, непроизводственных фондов социальной инфраструктуры, создания резервов и страховых фондов. Фонд потребления составляют конечные доходы всего населения, используемые для его воспроизводства, ресурсы для содержания учреждений социальной сферы, науки, культуры, управления, обороны страны.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Федеральная служба финансовой разведки Центрального банка РФ, Контрольно-ревизионное управление, департамент страхового надзора и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба по финансовому мониторингу; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии предпринимательских структур и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

 

 

Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.

Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

Одним из главных субъектов финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом – Центральный банк.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь – на звенья, подразделения и т. п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

• государственный бюджет;

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит;

• финансы государственных предприятий;

• государственное страхование;

2) децентрализованные финансы:

• финансы коммерческих предприятий и организаций;

• финансы некоммерческих организаций;

• финансы кредитных организаций;

• финансы страховых организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

1) формирования и использования денежных доходов и фондов;

2) контрольную.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т. п.

В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия (наводнение, пожар); непреднамеренные действия других лиц (аварии), а также экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебания валютных курсов и т. п.). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граждане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денежных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано только с наступлением и последствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отношений.

Выделяют личное и имущественное страхование. Объектом личного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхование жизни, от несчастных случаев, детей, дополнительной пенсии и т. п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы страхователя. К традиционным разновидностям имущественного страхования относятся страхование: имущества граждан и предприятий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т. п.

В настоящее время существует также страхование предпринимательских рисков: банковских кредитов и залоговых операций; биржевых операций и сделок; потерь от колебания валютных курсов; от инфляции; рисков по новой технике и технологии; от потери прибыли и т. п.

Финансы домохозяйств – это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств – это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

Денежные доходы домохозяйств включают:

1) оплату труда членов семьи;

2) доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций;

3) государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы:

1) потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

2) налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;

3) денежные накопления и сбережения.

Кредитная подсистема ФКС включает:

1) банковскую сферу:

• эмиссионные банки (Центральный и Национальный банки);

• неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные, инвестиционные, сберегательные и т. п.);

2) парабанковскую сферу:

• специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т. п.);

• почтово-сберегательные учреждения.

В банковской сфере центральное положение занимает Центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII–XIX вв. Именно Центральному банку государство предоставляло исключительное право эмиссии банкнот. Поэтому эмиссионная функция – старейшая и одна из наиболее важных функций Центрального банка. Кроме того, Центральный банк выполняет также функции:

• хранения государственных золотовалютных резервов;

• хранения резервного фонда других кредитных учреждений;

• денежно-кредитного регулирования экономики;

• кредитования коммерческих банков и осуществления кассового обслуживания государственных учреждений;

• проведения расчетов и переводных операций;

• контроля за деятельностью кредитных учреждений.

Неэмиссионные (коммерческие) банкипредставляют собой главные «нервные» центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они также осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Современный коммерческий банк выполняет до 100 видов операций.

Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные банки,деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций. Так, инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости. Длительное время специализированные кредитно-финансовые учреждения играли подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако после Второй мировой войны их роль в условиях рыночной экономики существенно возросла. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой – из-за усиления их взаимосвязи с коммерческими банками.

Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской сферы, включает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сберегательных учреждений – взаимосберегательные кассы, доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и др. Все эти учреждения специализируются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

Основными принципами формирования ФКС являются следующие:

• наличие собственной финансовой базы;

• единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

• функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.