Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и структура органов управления государственными финансами




Для достижения стратегических целей необходимо организовать систему управление финансами, основанную на сложившейся системе отношений. Такой подход должен быть подчинен финансовой политике государства и обусловлен историческими, экономическими и политическими закономерностями.

В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников производственного инвестирования научно-технического прогресса.

Экономический строй или система хозяйствования определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно от государства и его органов. В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. То есть происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. реализация финансовой политики.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.

В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений.

Субъектами выступают те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Выделяют 3 группы объектов:

1. Финансы предприятий (учреждений, организации);

2. Страховые отношения;

3. Государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1. Финансовые службы предприятий;

2. Страховые органы;

3. Финансовые органы и налоговые инспекции.

Управление финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

а) разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

б)составление проекта и исполнение федерального бюджета;

в) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны;

г) эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

д)концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

е) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

ж) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

з) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Основу Министерства финансов России составляют следующие департаменты:

· бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;

· отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса и др.;

· департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

· департамент налоговых реформ;

· департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка.

Важнейшее подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

На Главное управление федерального Казначейства и его Территориальные органы возложена обязанность по организации, осуществлению и контролю над исполнением федерального бюджета РФ, а также управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы.

На казначейскую систему возложен также учет всех операций по государственным финансовым ресурсам в безналичной форме.

Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, которое сопровождалось разрушением государственной банковской системы СССР и ослаблением банковского учета и эффективного контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.

Важная роль в мобилизации налогов принадлежит Государственной налоговой службе. Она в лице Министерства по налогам и сборам осуществляет контроль за правильным и своевременным перечислением юридическими и физическими лицами налогов в бюджетную систему.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление в федеральный и местные бюджеты таможенных платежей по экспортно-импортным операциям. Он обязан:

· проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

· проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

· приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

· проводить взимание недоимок па налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов субъектов федерации органами на местах, Государственной налоговой службой РФ и ее налоговыми инспекциями и др. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, котороё его утверждает. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Управление финансами на предприятиях различных организационно-правовых форм осуществляют планово-финансовые управления, финансовые департаменты, отделы. Основной задачей этих подразделений является планирование и прогнозирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, контроль за движением финансовых и денежных потоков, исполнением финансового плана и платёжного календаря и др.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

1. Планирование и прогнозирование;

2. Оперативное управление;

3. Контроль.

В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляя возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их для наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.