Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9. По договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплатить страховую премию, а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового

По договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплатить страховую премию, а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (ст. 803 ГК РК).

ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ.

ТЕМА 4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ.

Лекция 9.

1. Понятие и сущность страхования.

2. Правовая природа и элементы договора.

3. Содержание договора страхования.

4. Ответственность по договору страхования.

Договор страхования является взаимным, возмездным.

Если опираться на приведенное в законе определение договора страхования (ст. 803 ГК РК), то его следует признать консенсуальным. Однако, согласно ст. 827 ГК РК, договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страхователем страхового платежа или первого страхового взноса, то есть налицо черты реального договора. Поэтому договор, по общему правилу, должен считаться реальным. Однако в нем может быть предусмотрено, что он вступает в силу с момента достижения соглашения по всем существенным условиям. Тогда уплата страховой премии будет производиться во исполнение ранее заключенного сторонами консенсуального договора страхования.

Договор страхования относится к числу рисковых (алеаторных), то есть таких, в которых возникновение, изменение или прекращение тех или иных прав и обязанностей зависит от наступления объективно случайных для самих сторон обстоятельств (событий). Обязанность страховщика произвести страховую выплату реализуется не сразу и далеко не во всех договорах страхования, а лишь при наступлении страховых случаев. Соответственно страховщик в одних случаях получает доход на неэквивалентной основе, а в других должен произвести выплату, размеры которой существенно превышают полученное им вознаграждение. В этом и состоит рисковый характер договора страхования.

Страховые отношения кроме ГК РК регулируются рядом специальных нормативно-правовых актов центральным из них является Закон РК «О страховой деятельности» от 18.12.00 г.

Договор страхования, как и любой иной договор, совершается в результате взаимного согласия сторон, совпадения их воль и волеизъявлений.При этом соглашение должно быть достигнуто по всем существенным условиям договора и выражено в требуемой законодателем форме. Страховые компании при заключении договоров страхования со своими клиентами чаще всего применяют разработанные ими стандартные формы договоров по отдельным видам страхования, придавая договору форму договора присоединения. Существенными условиями договора страхования являются условия, без которых страховой договор невозможен как таковой. К ним относят условия:1) о наименовании, местонахождении и банковских реквизитах страховщика;2) данные о страхователе;3) об объекте страхования;4) о характере события, на случай наступления которого осуществляетсястрахование (страхового случая);5) о размере страховой суммы и порядке и сроках ее уплаты;6) о размере, сроках и порядке уплаты страховой премии;7) о дате заключения и сроке действия договора;8) данные о застрахованном и выгодоприобретателе, если они являются участниками страхового отношения;9) номер, серия договора (страхового полиса);10) о выплате и размере выкупной суммы (для накопительного страхования) (ст. 826 ГК РК). Субъекты страхования (по договору) - страхователь и страховщик. Страховщик - юридическое лицо, осуществляющее страхование, имеющее на это лицензию (ст. 814 ГК). Страхователь - юридическое или физическое лицо, заключающее договор страхования и вносящее страховые взносы (ст. 813 ГК). Застрахованный - это лицо, в отношении которого осуществляется страхование (ст. 815 ГК). Страхователь и застрахованный могут быть как одним лицом, так и разными. Выгодоприобретатель - лицо, которое в соответствии с договором страхования или законодательными актами об обязательном страховании является получателем страховой выплаты (п.1 ст. 816 ГК РК). Выгодроприобретателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Страховой агент - это физическое лицо, которое заключает договорстрахования от имени страховщика (страховой компании) за комиссионное вознаграждение. Перестрахователь и перестраховщик - это страховые компании,заключающие договор перестрахования. Перестраховщик принимает на себя часть страховых рисков перестрахователя вместе с частью страховых взносов (ст. 824 ГК РК). Договор страхования под страхом его недействительности должен быть заключен в письменной форме путем либо составления сторонами договора страхования, либо присоединения страхователя к типовым условиям, разработанным страховщиком в одностороннем порядке и выдачи страховщиком страхователю страхового полиса (ст. 825 ГК РК). Используемые в страховом деле полисы (страховые свидетельства,сертификаты) придают своеобразие форме договора страхования. Страховые полисы, как правило, отличаются оригинальным оформлением, часто это специальные бланки на дорогой бумаге, с различными многоцветными сетками, водяными знаками и иными степенями защиты, что, впрочем, не является гарантией надежности полиса и устойчивого финансового положения страховой компании. О правовом значении страхового полиса существует несколько точек зрения ученых. Наиболее верным является мнение М.Я. Шиминовой, которая считает, что полис «сочетает в себе значение документа, который... придает договору письменную форму, выражает согласие страховщика на предложение страхователя заключить договор и служит доказательством заключения страхового договора» (*Шиминова М.Я. «Основы страхового права в России».- М., 1993 г.). В отдельных видах страхования страховой полис является единственным документом, свидетельствующим о заключении договора страхования (например, договоры страхования багажа и т. п.). В таких случаях полис обычно содержит основные условия страхования; зачастую на оборотной стороне полиса печатаются мелким шрифтом правила страхования (иногда не полный текст, а их краткое изложение). Но строгое соблюдение формы договора страхования при его заключении еще не означает вступления страхового договора в силу. Законодательство содержит важное для сторон договора страхования условие: «Договор страхования, если в нем не оговорено иное, вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого ее взноса, если законодательными актами об обязательном страховании не предусмотрено иное» (п.1 ст. 827 ГК РК). Поскольку договор страхования является возмездным, особое значение законодательство уделяет различным платежам и выплатам. Страховая премия – сумма денег, которую страхователь обязан уплатить страховщику за принятие последним обязательств произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю) в размере, определенном договором страхования (п.1 ст. 818 ГК). Страховая сумма - сумма денежных средств, на которую застрахован объект страхования (имущество, жизнь, здоровье и т.д.) и которая представляет собой предельный объем ответственности страховщика при наступлении страхового случая (п.1 ст. 819 ГК РК). Страховая выплата – сумма денег, выплачиваемая страховщиком страхователю (выгодоприобретателю) в пределах страховой суммы при наступлении страхового случая либо при наступлении срока, предусмотренного в договоре накопительного страхования (п.1 ст. 820 ГК РК). Объектом страхования является то, на что оно направлено. Согласно ст.807 ГК РК, объектами страхования являются любые интересы граждан и юридических лиц, связанные с:1) дожитием граждан до определенного возраста или срока, установленного договором страхования, смертью, наступлением определенного события в жизни гражданина;2) причинением вреда жизни и здоровью граждан в результате несчастных случаев и иных событий и заболеваний;3) владением, пользованием и распоряжением имуществом;4) обязанностью возместить вред, причиненный другим лицам, в том числе в результате нарушения договора (обязательства). Законом предусмотрены формы страхования. Ими являются:1) по степени обязательности – добровольное и обязательное;2) по объекту страхования – личное и имущественное;3) по основаниям осуществления страховой выплаты – накопительное и ненакопительное (п.1 ст. 805 ГК РК). Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах (ст. 806 ГК РК). Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями действующего законодательства. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования. Обязательным является страхование, осуществляемое силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхованияопределяются соответствующими законами РК (к обязательным видам страхования в Республике Казахстан относятся: страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, ответственности перевозчика перед пассажирами, установленное Законом от 1.06.03 г., ответственности владельцев, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лица, установленное Законом от 4.07.04 г., ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, установленное Законом от 7.02.05 г., аудиторов и аудиторских организаций, установленное Законом от 13.06.03 г., частных нотариусов, Установленное Законом от 11.06.03 г., туроператора и турагента, установленное Законом от 31.12.03 г, и др.) В соответствии с Законом «О страховой деятельности» договоры личного страхования могут заключаться в отношении имущественных интересов граждан, не противоречащих действующему законодательству, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью. К видам страховой деятельности в личном страховании относятся, например, страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней и др. Личное страхование исторически связано с появлением страхования жизни на случай смерти лица, заключившего договор страхования. При этом целью заключения договора страхования является защита имущественных интересов не столько самого страхователя, сколько членов его семьи, так как страховая выплата осуществляется после смерти страхователя его наследникам или назначенному для получения суммы лицу (лицам). Лишь позднее в страховой практике появился феномен договора страхования, связанного с возникновением обязанности страховщика выплатить страховую сумму при дожитии страхователя до окончания срока страхования или возраста, установленного договором.Такие договоры страхования было принято называть договорами «страхования капитала», поскольку при окончании срока договора страхования страхователь получал право на получение страховой суммы, накопленной для него в соответствии с условиями страхования страховщиком. Строго говоря, интерес к такому страхованию у страхователя связан с обеспечением гарантированной выплаты в виде страховой суммы, получаемой единовременно (или в виде рассроченных во времени выплат) после достижения определенного возраста и прекращения активной трудовой деятельности. Мировая страховая практика и законодательство зарубежных странподразделяют страхование жизни и иные виды личного страхования, предъявляя различные требования к договорам страхования жизни и договорам страхования иных видов личного страхования, а также различные требования к страховым компаниям, занимающимся проведением страхования жизни, и к компаниям, проводящим иные виды личного страхования. Это связано с тем, что при страховании жизни в силу характера страхового риска (дожития до окончания срока страхования или смерти в течение срока страхования), а также долгосрочности распределения страхового риска и значительности страховых сумм предполагается в отличие от всех иных видов страхования иной порядок оценки страхового риска, установления размера страховой суммы и расчета страховщиком цены страховой услуги — страховой премии, подлежащей уплате страхователем по договору страхования. Особенность страхования жизни состоит еще и в том, что страховщик,располагая страховыми взносами, уплаченными страхователем в течениепродолжительного периода времени, чтобы заинтересовать страхователя в заключении договора, включает в расчет страхового тарифа и гарантированную страхователю доходность, причиной появления которой является прибыль от инвестиций средств страховых резервов. Имущественное страхование — имеющая многовековой опыт, богатая традициями отрасль страхования. Однако законодатель не всегдапоследователен в определении объекта имущественного страхования. Следует отметить дуалистическое понимание объекта имущественного страхования, когда под объектом страхования понимается и имущественный интерес, и само имущество (ст. 809 ГК). Что касается видов имущества, которые могут быть приняты на страхование, то привести его исчерпывающий перечень достаточно сложно, ввиду их многочисленности. Так же как и перечень видов рисков, от которых может быть застраховано имущество (имущественный интерес): пожар, наводнение, землетрясение, аварии, взрывы и т. д. Гражданский кодекс РК подразделяет имущественное страхование на следующие подотрасли: «По договору имущественного страхования могут быть, в частности,застрахованы следующие имущественные интересы: 1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенногоимущества (п.3 ст. 809 ГК); 2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствиепричинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (п. 5 ст.809); Особенностью страхования ответственности является то, что страховщик страхует страхователя от имущественной ответственности перед третьим лицом, которому страхователь нанес ущерб своими действиями или бездействием. Основанием для объявления наступления страхового случая служит решение суда о взыскании суммы ущерба с застрахованного в пользу потерпевшего. Существует множество объектов страхования. Все виды страхования ответственности можно сгруппировать следующим образом: - страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;- страхование гражданской ответственности перевозчика; - страхование профессиональной ответственности работников (на западе - ответственность врачей, медсестер, работников судебно-правовой системы, полицейских). При таком подходе у страхователя должен быть страховой интерес, обусловленный наличием судебной системы, которая строго наказывает за нанесение профессионального ущерба; - страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности; - страхование ответственности за неисполнение обязательств; - страхование иных видов гражданской ответственности (*Шахов В.В Страхование. Учебник для ВУЗов.- М., 1997). Общие черты видов страхования ответственности:1. При заключении договора страхования ответственности известны два лица - страхователь и страховщик, получатель неизвестен.2. Не известна величина ущерба (устанавливается максимальный предел страховой ответственности).3. Страховые тарифы выражаются в натуральных показателях на 1 объект страхования.4. Защищаются не только интересы страхователя, но в немалой степени и потерпевшего. 5. Страхование ответственности в определенной степени снижает ответственность самих страхователей (виновников нарушения). Содержание договора страхования отличается достаточно полным перечнем обязанностей, установленных для страхователя и страховщика законом. Согласно ст.828 ГК РК страховщик обязан: 1) при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в размере, порядке и сроки, установленные в договоре страхования или законодательных актах;1-1) ознакомить страхователя с правилами страхования;2) возместить страхователю (застрахованному) расходы, произведенные им для уменьшения убытков при страховом случае;3) обеспечить тайну страхования. Обязанностями страхователя являются: 1) уплата страховых премий;2) информирование страховщика о наступлении страхового случая;3) уведомление страховщика о состоянии страхового риска;4) принятие мер для уменьшения убытков от страхового случая;5) обеспечение перехода к страховщику права требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая (ст. 831 ГК РК). За неисполнение обязанностей по договору стороны несут гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков.

Законом предусматривается возможность двойного страхования (ст.821 ГК РК), группового страхования (ст.822 ГК РК), сострахования (ст. 823 ГК РК).

Литература:

Нормативно-правовые акты:

 

1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан Гражданский Кодекс Республики Казахстан (особенная часть) от 01.07.99г.

2. «О страховой деятельности» от 18.12.00 г

 

Основная литература:

 

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В., Суханов Е.А., Ярошенко К.Б. Комментарий части второй ГК РФ. М., 1996

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга 2,3. – М., 2002.

3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий (постатейный): В двух книгах. Книга 1./отв. Ред.: М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин.-Алматы, 2006 г.

4. Гражданское право. Том 2. Учебник для вузов (академический курс). /Отв. ред. М.К. Сулейменов; Ю.Г. Басин, Алматы: Издательство КазГЮА, 2001, 700 с.

5. Гражданское право. Том 3. Учебник для вузов (академический курс). /Отв. ред. М.К. Сулейменов; Ю.Г. Басин, Алматы: Издательство КазГЮА, 2004, 522 с.

6. Гражданское право. Учебник. В 2 т. /Отв. Ред. Е.А. Суханов. - М.: Изд-во БЕК. Т.1, 1993.-383 с.

7. Гражданское право. Ч.2/ под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.-М., 2000.

8. Гражданское право. Ч.2: Обязательственное право./Под ред Садикова О.Н.-М., 1997.

9. Гражданское и торговое право зарубежных государств:Учебник. Отв.ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров.-4-е изд., перераб. и доп.В 2-х томах.-М.:Международные отношения, 2006г.

10. Жайлин Г.А. Гражданское право РК: ч. Особенная. Учебник. Т.1.-Алматы, 2001.

11. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций.-Л: ЛГУ, 1965.

12. Комментарий. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). /Ответ. Ред. Сулейменов М.К.. Басин Ю.Г.- Алматы: Жетi Жаргы, 2000.

13. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей /под общ. ред. Брагинского М. И..- М.: 2001 г.

14. Русское гражданское право. Чтение Д.И. Мейера./Под ред. А. И. Вицина, Петроград, 1915.

15. Советское гражданское право. Учебник. Т.2 /Под ред. О.А. Красавчикова, М.: Высшая школа, 1985

16. Советское гражданское право. В 2 т. Учебник. /Отв. Ред. В. П. Грибанов. –М.: Юридическая литература. Т.1, 1979.- 552 с.

 

Дополнительная литература:

1. Страховой бизнес: плюсы и минусы // "Ваше право", №46(97).-2005 г.

2. Турбина К.Е. Теория и практика страхования: Учеб. пособие. – М.: Анкил, 2003. – С. 143

3. Журавлев Ю. М.: Страхование и перестрахование: Теория и практика. – М.: Анкил, 2003. – С. 100

4. Шиминова М. Я.: Страхование: история, действующее законодательство, перспективы. – М.: Наука, 2003. – С. 143

 

Продолжение разбора последовательности конструирования и разбора элементов конструкции (начало – см. в лекции №8).

9.1. Охлаждение. Допущение: охлаждение – самовентиляция (заданно заказчиком).

При компоновочных работах определяются с организацией и размерами каналов охлаждения, типом вентилятора, его размерами и местом расположения.

9.1.1. Каналы охлаждения статора.

Естественным каналом является рабочий воздушный зазор. Другие каналы охлаждения могут быть организованы следующими способами:

- за счет отверстий внутри спинки (ярма), что приводит к увеличению массы и, как правило, не реализуется;

- за счет выполнения в листах статора высоких ребер, идущих под посадку в цилиндрический корпус, что увеличивает поверхность охлаждения, но при этом ухудшается КИМ (коэффициент использования металла) в листах статора и несколько увеличивается масса;

- за счет внутренних ребер корпуса, по которым садится цилиндрический статор, что технологично только при получении ребер корпуса в литье;

- за счет зазора при вывешивании статора по способу радиально – лучевого центрирования (см. 8.3.5), но этот способ достаточно сложный.

В 8.4 для рассматриваемой машины принят статор, имеющий ребра, обеспечивающие его сварку. Но эти ребра имеют малую высоту, а увеличение их высоты, как уже указывалось, нерационально. В тоже время ничто не препятствует применению в данной машине корпуса из литейного алюминиевого сплава. Отсюда – в нашем случае наиболее целесообразно «нарастить» высоту ребер статора за счет ребер корпуса и получить каналы должного сечения.

9.1.2. Каналы охлаждения ротора.

Каналы могут быть организованы следующими способами:

- за счет отверстий в ярме, если требуется посадка на вал по цилиндрической поверхности, но отверстия дадут каналы небольшого сечения;

- за счет внутренних ребер в листах ротора, что увеличивает сечение каналов, но потенциально уменьшает точность посадки ротора на вал (обработка по ребрам менее точная, чем по цилиндру);

- за счет ребер вала, что увеличивает жесткость вала и, соответственно, повышает частоту собственных колебаний (критическую частоту вращения), но технологично только при наличии профиля вала в заготовке или при литом вале;

- за счет установки ротора на вал через промежуточную втулку, имеющую каналы для прохода воздуха и выполняющую роль ребер вала, что при достаточно большом диаметре спинки (внутреннем) и при выполнении втулки из дуралюминия даст определенное снижение массы, но приведет к дополнительным деталям в конструкции.

С учетом вышеизложенного и размеров рассматриваемой машины для ротора принимаются каналы, образованные внутренними ребрами в листах ротора и цилиндрическим валом.

9.1.3. Тип вентилятора.

В авиационных электрических машинах наиболее широкое применение находят центробежные вентиляторы, создающие большой напор (компоновки машин плотные и тракты охлаждения имеют большое сопротивление – см. Рис. №4, 5, 8 и 11), но иногда применяют и осевые вентиляторы, дающие меньшее сопротивление на входе в машину при продуве (см. Рис. 12).

Допущение: по результатам прикидочных расчетов для рассматриваемой машины применен центробежный вентилятор с диаметром большим, чем наружный диаметр статора (эффективность у центробежных тем выше, чем больше диаметр, что особенно важно при самовентиляции).

9.1.4. Место расположения вентилятора.

Вентилятор располагается как между опор ротора (см. Рис. №4, 5, 8 и 11), так и консольно (см. Рис. №9, 12 и 15).

9.1.4.1. Расположение между опор – упрощает вопросы балансировки и сборки (не надо переставлять вентилятор), но резко усложняет центробежные вентиляторы, если диффузор выполняется заодно с вентилятором (см. Рис.4 и Рис.5), и несколько затрудняет балансировку и сборку, если диффузор выполнен в виде отдельной детали (см. Рис.8 и Рис.11).

Кроме того, расположение между опор ограничивает диаметр вентилятора диаметром статора, т.к. в противном случае надо будет развивать корпус под габариты вентилятора, и такое расположение для машин с самовентиляцией однозначно приводит к увеличению массы за счет увеличения длины корпуса на ширину вентилятора.

9.1.4.2. Консольное расположение – усложняет сборку и вопросы балансировки (требуется перестановка вентилятора после балансировки и принятие мер к тому, чтобы вентилятор и ротор после балансировки не разукомплектовывались).

Но это расположение практически снимает ограничения по диаметру вентилятора, однозначно уменьшает массу (кожух вентилятора – это не корпус машины, а легкая деталь) и однозначно исключает необходимость изготовления центробежных вентиляторов за одно целое с диффузором.

Исходя из вышеизложенного в рассматриваемой машине принято консольное расположение вентилятора.

9.2. Выбор конструкции колодки.

9.2.1. Колодки по способу закрепления в ней клемм можно разделить на два типа:

9.2.1.1. Колодки, в которых клеммы опрессовываются прессматериалом (наиболее распространенный тип).

Достоинства – простота, низкая стоимость.

Недостатки – температура применения и токовые нагрузки достаточно ограничены; толщина слоя пластмассы вокруг клемм – около ½ диаметра клемм – подробнее см. лекцию №17.

 

 

9.2.1.2.

 
 

Колодки, в которых клеммы (обычно квадратного сечения) вставляются в колодку с зазорами, компенсирующими температурные деформации, а затем фиксируются от перемещения вдоль своей оси (обычно штифтами).

Достоинства: исключено разрушение клемм от температурных деформаций.

Недостатки: конструкция значительно дороже, чем в колодках по 9.2.1.1; клеммы в колодке фиксируются не жестко («люфтуют»).

Дополнительные сведения:

– Область применения – генераторы, устанавливаемые на маршевых авиадвигателях.

– Из-за наличия люфтов клемм в колодке, в обязательном порядке требуется фиксация наконечников проводов бортовой сети в колодке деформируемыми прокладками из резины, устанавливаемыми между наконечниками и ложементами под наконечники в колодке и в крышке колодки и сжимаемыми как при затяжке наконечников на клеммах, так и при прижатии крышки, иначе вибрация клемм приведет к разрушению токоведущих шин, идущих от колодки в машину.

9.2.2. Колодки по способу соединения с шинами статора можно разделить на два типа:

9.2.2.1. Колодки под неразъемное соединение со статором (обычно под сварку), которое выполняется после установки в корпус как статора, так и колодки (см. Рис. 9). Область применения: токи < 50А.

Дополнительные сведения:

Для машин с многовитковыми секциями из круглого провода выводы статора, идущие на соединение с колодкой и выполняемые либо непосредственно из обмоточного провода либо из многожильного монтажного провода, после пропитки и окраски требуют весьма трудоемкой зачистки под сварку в ограниченной для подхода зоне, что приводит к некачественной сварке. Гораздо целесообразнее для исключения брака выводы из обмоточного провода соединить пайкой или сваркой в лобовых частях (до пропитки) с переходниками из медной проволоки прямоугольного профиля необходимого сечения, которые и пойдут на соединение с колодкой.

9.2.2.2. Колодки под разъемные (обычно болтовые) соединения (см. Рис.4).

Применение колодок данного типа ведет к необходимости наличия в шинах, соединяющих статор и колодку, элементов, служащих для компенсации допусков на изготовление и температурных деформаций.

Монтажные провода после пропитки в значительной степени утрачивают свою гибкость и при их незначительной длине для компенсации мало пригодны. Кроме того, при больших токах большой диаметр монтажных проводов затрудняет их применение внутри машины.

Для компенсации используются два способа.

9.2.2.2.1. Компенсация за счет монтажных зазоров в месте стыковки шины и клеммы. При этом способе отверстие а шине под болтовое соединение с клеммой делается не круглое, а продолговатое с размером по длине, компенсирующим допуски.

 

 

Недостатки: уменьшается поверхность соприкосновения токоведущих деталей, что увеличивает нагрев и уменьшает надежность; компенсация температурных деформаций может привести к подвижкам в зоне электрического контакта, ослабить затяжку шины и вызвать повышенный нагрев.

 

 

9.2.2.1.2. Компенсация за счет участка шины, обладающего повышенной податливостью в нужном направлении.

 

На участке Б шина поставлена плоскостью перпендикулярно направлению усилий по стрелке В, что обеспечивает повышенную податливость этого участка в аксиальном направлении. Способ весьма хорош, но требует дополнительное место под шину такой конфигурации («под кочергу»).

Допущение: рабочий ток фазы <50 А. На основании токовой нагрузки и учитывая вышеизложенное в рассматриваемое машине применена колодка под неразъемное соединение, а выводы статора при этом выполнены переходниками из меди прямоугольного профиля.

9.3. Выбор шарикоподшипников (ш/п).

Допущение: параметры шлицевого соединения (Z=20; m=1; Æ делит. окр. = 20´1=20) с валом агрегата (насосной станции) заданы заказчиком.

На валах двигателей (как электрических так и прочих) шлицы всегда выполняются внутренними (см. ОСТ 1 11876-74).

С целью снижения габаритов и соответственно массы, шлицы в валах электродвигателей практически всегда располагаются под ш/п.

С целью повышения долговечности ш/п, если позволяет нагрузка, всегда принимается шарикоподшипник с минимально возможным отверстием под вал. Отсюда – минимальный диаметр ш/п в рассматриваемой машине под вал составит около 30 мм.

Допущение: ресурс, заданный заказчиком – 500 часов. Исходя из опыта (более подробно см. лекции №18 и №19) для данного ресурса достаточно иметь ш/п с разовой закладкой консистентной (т.е. не жидкой) смазки и с двухсторонним резиновым уплотнением.

Ближайший серийно выпускаемый ш/п такой серии и таким отверстием под вал имеет габариты Æ 30´Æ62´20.

Правильность выбора ш/п подтверждается расчетом долговечности, после завершения компоновочных работ, и результатами согласования с ВНИПП применения данного ш/п (подробнее см. лекцию №19).

9.4. Имея ясность по пакету статора и его лобовым частям, колодке, ротору (включая способ выполнения к.з. обмотки), вентилятору, каналам для вентиляции, и размерам ш/п можно приступить к разработке чертежа общего вида, т.е. к компоновке машины.

Последовательность компоновочных работ по рассматриваемой машине следующая:

9.4.1. Определяются с масштабом чертежа. Наилучший масштаб для компоновочных работ по машинам, рассматриваемой мощности, 1:1. Если машина небольшая, то целесообразно компоновку выполнить в масштабе 2:1. Масштаб 2:1, как правило, приводит к недооценке отдельных мест.

9.4.2. Проводят вертикальную ось на месте предполагаемого расположения на чертеже активной части.

9.4.3. Откладывают от вертикальной оси вправо и влево по ½ длины пакета статора и ротора.

9.4.4. Проводят горизонтальную ось с учетом того, что от нее потребуется построение «вверх» включая колодку и построение «вниз», если машина устанавливается на лапах корпуса или на подставке.

Дополнительные сведения:

- генераторы лап и подставок никогда не имеют. Крепление к приводу – фланцевое.

- электромашинные преобразователи практически всегда устанавливаются на подставках.

- в электродвигателях исполнительных механизмов наличие лап на двигателе зависит от интеграции этих агрегатов, массы исполнительного механизма и места установки на ЛА. Возможны варианты электродвигателя только с фланцевым креплением.

- электродвигатели, служащие для привода насосных станций, практически всегда устанавливаются на лапах, а станция «висит» на фланце электродвигателя.

Допущение: заказчик оговорил установку двигателя на лапах и фланцевое крепление насосной станции.

9.4.5. Прочерчивают диаметр расточки пакета статора и воздушный зазор. При необходимости размеры зазора утрируют (частично в статор, частично в ротор).

9.4.6. Прочерчивают статор по посадочному диаметру и иногда на вырове показывают наружный диаметр спинки (не по ребрам).

9.4.7. Прочерчивают кольца по торцам пакета статора с учетом изложенного в 8.4.5.

9.4.8. Прочерчивают ребра корпуса над статором с учетом необходимых каналов охлаждения и литейных уклонов по корпусу (выбор литого корпуса обоснован в 9.1.1).

9.4.9. Прочерчивают лобовые части статора (со стороны головок секций – с учетом возможности установки статора до упора). После установки зазор между лобовой частью и корпусом должен быть 2 мм, не менее, для чего на корпусе упорного бурта иногда выполняется поднутрение.

h1 – упорный бурт, как правило, высотой 2 мм, не менее.

h2 – монтажный зазор, исключающий повреждение лобовой части при монтаже – 0,5 мм, не менее.

h3 – эксплутационный зазор – 2 мм, не менее (поднутрение выполнено механообработкой).

 

Примечание: подробнее о литейных уклонах см. в лекции №17.

 

Дополнительные сведения:

Установка статоров не до упора, а «по размеру» находит применение значительно реже и, как правило, только там, где без этого нельзя обойтись, например, при «вывешивании» статора с большим зазором.

 

Запись в КД:

«Статор поз. 1 ставить в корпус поз. 2 до размера А».

 

9.4.10. Решают вопрос по посадке статора в корпус и по фиксации статора от осевого перемещения и от проворота. Возможны следующие способы:

9.4.10.1. Посадка с гарантированным натягом, исключающем при всех режимах эксплуатации любые перемещения статора в корпусе. Этот способ может привести к недопустимым деформациям как корпуса, так и статора, что особенно характерно при применении корпусов из материалов с коэффициентом линейного расширения много больше, чем у пакета, т.к. монтажный натяг в этом случае должен быть очень большим, чтобы компенсировать температурную деформацию.

9.4.10.2. Посадка с натягом, допускающим расстыковку статора и корпуса и не приводящему к недопустимым деформациям. Этот способ требует наличия конструктивных элементов, исключающих проворот статора (например: шпонки из проволоки, устанавливаемой в паз на корпусе и в маркировочную канавку на статоре) и элементов поджима по торцу (например: установочных винтов с коническим концом – см. Рис.9).

Этот способ возможен, если расстыковка не приводит к аварийной ситуации при одностороннем уменьшении воздушного рабочего зазора между статором и ротором при расстыковке (т.е. при зазорах в диапазоне 0,5…0,8 мм) и при отсутствии значительных внешних воздействий, зависящих от места установки машины, и воздействий со стороны нагрузки.

Этот способ наиболее простой при наличии на статоре «ушек» крепления.

9.4.10.3. Посадка с натягом, допускающим расстыковку, когда увеличение натяга недопустимо (например, когда деформация корпуса искажает форму гнезда под ш/п) и когда уменьшение воздушного зазора при работе недопустимо (например, когда зазор 0,3мм).

В этом случае применяют способ установки статора, аналогичный по назначению рассмотренному в 8.3.5, только, как правило, вместо штифтов, изображенных на рис. в 8.3.5 устанавливаются специальные винты с хвостовиком цилиндрической формы, выполняющим роль штифта – см. в лекции №19 компоновку №2 асинхронного электродвигателя.

Технология выполнения отверстий под такие винты следующая:

- резьбовые отверстия в корпусе выполняются заранее;

- статор запрессовывается до упора;

- в резьбовые отверстия корпуса вворачивают втулки с центральным отверстием (втулки закалены под»HRC50);

- по втулкам, как по кондуктору засверливают отверстия в пакете под хвостовики винтов;

- выворачивают резьбовые втулки, а на их место устанавливают винты с хвостовиками цилиндрической формы, которые входят в отверстия в статоре.

9.4.10.4. Посадка без натяга по способу, рассмотренному в 8.3.5.

Следует отметить, что даже при наличии установленных в тело пакета элементов, фиксирующих статор от проворота и одновременно препятствующих осевому перемещению статора, последний, как правило, фиксируется и по торцам для избежания возможных расслоений пакета – см. Рис.9.

 
 

При «вывешенных» клееных статорах для возможности такой фиксации пакет дополняют специальными фланцами.

На основании вышеизложенного и с учетом воздушного зазора 0,5 мм (см. 8.4) для рассматриваемой машины принят способ фиксации 9.4.10.2, при этом для упрощения конструкции и на основании прикидочных расчетов принята фиксация статора от проворота за счет установочных винтов с коническим концом.

Резьбовые отверстия под винты выполняются в ребрах корпуса до сборки, а разделка пакета под винты выполняется по месту через резьбовые отверстия корпуса. Отверстия под винты располагают так, чтобы при разделке пакета не разрушить сварные швы.

9.4.11. Определяются с наружным диаметром корпуса.

Допущение: серийность машины – 10…15 штук в месяц при общей программе 150 штук.

По соображениям, изложенным далее в лекциях №16 и №17 для такой программы рентабельна наиболее простая оснастка. Отсюда – принимается литье в землю сплава АЛ9 с толщиной стенки 5…5,5 мм.

Наружный диаметр корпуса получают добавляя толщину стенки к внутреннему диаметру корпуса, образующему каналы над статором (с учетом литейного уклона!) на расстоянии от пакета статора, позволяющем разместить колодку.

9.4.12. Прочерчивают предполагаемый прилив под колодку. Высота прилива над наружным диаметром корпуса должна гарантировать его механообработку без касания наружного диаметра машины (т.е. с учетом допусков на литье, на смещения оси по литью и на механообработку – см. 11.4.8).

9.4.13. Откладывают от лобовой части со стороны переходов не менее 4…6 мм до места изгиба токоведущей шины колодки под сварку с выводом статора (4 мм принято из следующих соображений:» 2 мм могут “съесть” допуски и 2 мм min – “карманный запас” – см. 8.7.3).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Литературный жанр. Основные эпические, лирические и драматические жанры | Время (продолжительность) 50 минут
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.