Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархические структуры хранения знаний




Трансформация системы переработки информации

Считается, что за время становления эксперт приобретает новые качества. В его мозгу возникают особые структуры хра­нения специально организованной информации. Такие структу­ры принято называть базами знаний.

Как следует из модели человеческой памяти (см. лекцию 7), она условно делится на кратковременную и долговремен­ную. Эти два вида памяти различаются по объему и времени переработки и хранения информации. Анализ проблемы и при­нятие решений осуществляются обычно в кратковременной па­мяти, имеющей ограниченный объем. Зато эта память достаточно быстрая, и сведения, находящиеся в ней, всегда под ру­кой. Объем долговременной памяти очень велик, но доступ к ней требует значительно большего времени.

Существует достаточно проверенная гипотеза [4] о том, что эксперты в результате многолетних упражнений получают воз­можность быстрого доступа к определенной части долговремен­ной памяти, создавая так называемую рабочую память, участ­вующую в решении задач (см. лекцию 7). Таким образом, у эксперта имеется возможность не просто «запасать впрок» большой объем знаний, но и иметь к ним быстрый доступ.

*

Знания, которыми владеет эксперт, организованы специ­альным образом, облегчающим их поиск и эффективное ис­пользование. Полученная за годы обучения информация не хранится «как попало», она организована в рамках определен­ных структур.

Прежде всего, решая в течение многих лет похожие зада­чи, эксперт вырабатывает свой взгляд, т.е. умение описывать задачи набором признаков, позволяющим успешно проводить анализ. Так, у многих шахматистов вырабатывается умение «увидеть» в позициях возможность атаки, возникающую опас­ность и т.д. Они умеют быстро различать типичные конфигу­рации расположения фигур. Врачи вырабатывают свои навыки описывать те или иные состояния больных и распознавать бо­лезни. Как правило, возникает экономный (по составу) и эф­фективный (при использовании) набор признаков, описываю­щих состояния отдельных объектов.

Далее по таким признакам происходит группировка объек­тов, обеспечивающая удобное хранение информации и быстрый доступ к ней. Судя по всему, универсально-структурой являет­ся иерархическая: информация группируется по некоторым общим признакам, те в свою очередь тоже объединяются в группы и т.д. Возникает хранилище знаний, похожее на эн­циклопедию, снабженную индексами для быстрого поиска [5].

Исследование процессов принятия диагностических реше­ний врачами [6] показало, что знания экспертов можно доста­точно точно описать совокупностью иерархических правил, по­строенных на значениях диагностических признаков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.