Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деньги и их функции




 

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим, эквивалентом. Существует три функции денег:

а) Мера стоимости. Деньги в этой функции выражают стоимость разно­родных благ. Денежная единица используется в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей различных товаров.,

б) Средство обращения. Деньги являются средством, которое делает обмен более простым. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. Т - Д - Т (товар- деньги - товар) проще и удобнее, чем Т - Т.

в) Средство сбережения (накопления). Выходя из обращений, деньги сохраняют покупательную, способность в будущем.

Исторически первоначально в качестве денег использовался ка­кой-либо товар, имевший внутреннюю стоимость. Деньги подобного, ро­да получили название товарные деньги. Наиболее распространённым примером товарных денег является золото. Такое денежное обращение получило название золотомонетное. Следующий вид денег - символичес­кие (бумажные) деньги. Они не имеют своей внутренней стоимости и выступают как представители реальных товарных денег. Это проявля­ется в возможности обмена бумажных денег на соответствующее коли­чество золота. Это - бумажно-денежное обращение. В XX веке прекра­щён этот обмен и деньги стали выступать как долговые обязательства государства и банков. Деньги стали кредитными деньгами.

В современных условиях деньгами может быть всё, что может приниматься в оплату за товары и услуги. Важное значение при этом име­ет степень ликвидности того или иного актива. Ликвидность - лёг­кость, с которой тот или иной вид активов может быть превращён в принятое в экономике средство обмена. Деньги обладают абсолютной ликвидностью. Поддержанная зубная щётка пример абсолютно неликвидного имущества. При совершении сделок люди могут пользоваться раз­личными Видами активов, хотя при этом некоторые из них более удоб­ны, нежели другие. Соответственно, существуют различные способы оп­ределения того, что включать в понятие деньги.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платёжных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг. В структуре "денежной массы' выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

В странах с рыночной экономикой денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банкноты, находящиеся ка руках у населения. Под безналич­ными деньгами понимаются записи на счетах в банках. Сберегательные и срочные счета также могут потенциально использоваться в платёж­ном обороте. Функционирование текущих счетов обеспечивается через чековое обращение.

Поскольку круг активов, подлежащих обязательному включению в состав денежной массы, точно не определён, применяются различные варианты её расчёта

Денежные агрегаты: МО - наличные деньги; MI - это деньги в уз­ком смысле слова, которые ещё называют "деньги для сделок", и они включают в себя наличные деньги, обращающиеся вне банков, а также деньги на тёкущих счетах. М2 – это деньги в широком смысле слова, которые включают в себя Ml плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специализированных финансо­вых институтах. ‘

На 1 апреля 2012 года в России; М0- 5 704,3 млрд. руб., а М2- 24 041,3 млрд.рублей. Доля МО в М2 составила 23,7%. Эта доля за последние годы существенно снизилась (в 1998 году 36%). Но до показателей развитых стран России еще далеко (доля М0 в М2 от 5 до 11%).

 

Связь между суммой и общим объёмом сделок отражена в сле­дующем уравнении, получившим название уравнения количественной тео­рии денег (Формула Фишера)

М *V = Р *У, где М- количество денег в обращении; V ~ ско­рость обращения денег; Р - уровень цен (индекс цен); У - объём вы­пуска (в реальном выражении).

Из этого уравнения следует, что при изменении одной из переменных одна или более из оставшихся также должны измениться, для сохране­ния равенства. Например, если количество денег увеличивается, а ско­рость их обращения остаётся, неизменной, то должны измениться либо цены, либо объём сделок.

2. Инфляция, её формы и виды.

 

 

Инфляция - это повышение общего уровня, цен, которое означает обесценивание денежной единицы. По своему происхождению, инфляция- это явление связанное с денежным обращением, с движением денег. Инфляция выступает либо в открытой форме (рост цен), либо в скрытой, подавленной форме (дефицит товаров).

Причины инфляции многообразны.' Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Этот дисбаланс по­рождают:

а) несбалансированность государственных расходов и доходов, выра­жающихся в дефиците бюджета ("печатный станок");

б) изменение структуры рынка (монополизация);

в) инфляционные ожидания населения;.

г) рост "открытости" Экономики увеличивает опасность "импорта" инфляции. Различают два типа инфляции:-

1) инфляция спроса (инфляция покупателей). Этот тип инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный' спрос приводит к рос­ту цен. Производство не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объёма товаров и услуг, имеющиеся ресурсы уже загружены. Безработица низкая.

2) Инфляция издержек. Механизм. инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: из­держки начинают расти в результате повышения заработной платы (дав­ление профсоюзов, требования рабочих), или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.д.). Совокупный спрос на рынке не стал избыточным, но предложение товаров и услуг уменьшается в силу рос­та издержек производства.

В реальной действительности разделить два типа весьма сложно. Но важно иметь в виду, какой тип является генератором инфляционного роста цен. В России сначала доминировала в 1992 г. инфляция спро­са, затем она стала переходить в инфляцию издержек. Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Наиболее часто ис­пользуют индекс потребительских цен (ИПЦ). Для расчёта этого ин­декса берётся определённый набор товаров и услуг (потребительская корзина) и измеряется в текущих и базисных ценах.

 

Темп инфляции измеряют в %, ИПЦ * 100

В связи с различными темпами различают три вида инфляция:

1) умеренная (ползучая) - рост цен до 10% в год;

2) галопирующая - рост цен до 200% в год;

3) гиперинфляция. Ежемесячный (в течении 3-4 месяцев рост цен свы­ше 50%, а годовой будет выражаться четырёхзначной цифрой. Инфляция становится неуправляемой.

Кто проигрывает и кто выигрывает от инфляции? Инфляция нака­зывает прежде всего людей, которые получают относительно фиксированные доходы. Это прежде всего пенсионеры, землевладельцы, полу­чающие фиксированную ренту, служащие государственного сектора (бюд­жетники),доходы которых определяются фиксированной тарифной сет­кой, а также семьи, живущие на фиксированные доходы по социальному обеспечению. От инфляции страдают наёмные работники нерентабельных отраслей. С ростом цен несут потери-владельцы сбережений. Инфляция перераспределяет доходы между теми, кто даёт деньги в долг, и теми, кто берёт их в долг. Люди, живущие на нефиксированные доходы, мо­гут выиграть от инфляции. Это прежде всего работники рентабельных предприятий, управляющие, другие получатели прибыли. Выигрывает в определённой мере и государство. Оно может получать своеобразный инфляционный налог (сеньёраж).

В современных условиях умеренная инфляция выступает своеобраз­ным механизмом изменения цен, перераспределения доходов, взимания инфляционного налога. Однако всегда существует опасность перерас­тания умеренной инфляции в гиперинфляцию, так как поведение насе­ления и фирм приобретает инфляционный характер.

Для антиинфляционного регулирования используются следующие ме­ры:

I) политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, сок­ращения расходов государства, сдерживание денежной эмиссии.

2) политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Наиболее часто ис­пользуют индекс потребительских цен (ИПЦ). Для расчёта этого ин­декса берётся определённый набор товаров и услуг (потребительская корзина) и измеряется в текущих и базисных ценах.  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.