Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гносеологическое значение имитации

Подражательное, имитационное обучение имеет важный аспект — обучение путем аналогии, т.е. самоподражательное обучение. Человек, усвоивший некое понятие, чтобы осознать его, научиться его использо­вать, должен рассмотреть ряд конкретных примеров применения этого понятия.

Путем многократной имитации различных конкретных ситуаций человек учиться видеть в частном общее.

При преподавании математики основное время уделяется именно ре­шению примеров, т.е. практическому показу, как, используя некое поня­тие, можно решать разнообразные конкретные задачи. Обилие примеров, которые должны быть решены, обусловлено тем, что таким образом уча­щиеся обучаются находить в конкретных ситуациях некое определенное свойство, благодаря которому данная ситуация является примером некоего общего понятия.

Интересные примеры служат улучшению запоминания, поскольку они представ­ляют собой эмоционально окрашенную информацию, которая лучше за­поминается (пример аффективно-когнитивных взаимодействий). Но самая главная функция конкретных примеров — это ввести разъясняемое на лекции понятие в круг активно используемых слушателями понятий. Это достигается путем многократной имитации обсуждаемого понятия в ряде внешне несхожих явлений.

Рассмотрение конкретных Примеров, т.е. поиск в актуальной ситуа­ции ключевых особенностей, которые позволят (или не позволят) отнести ее к уже известному классу явлений — один из методов познания. Нобе­левская речь Конрада Лоренца так и называется — «Аналогия как источник знания».

Широко распространено представление о существовании эзотериче­ского знания, которым владели древние и которое было утрачено, т. к. пе­редавалось оно исключительно изустно. Вот что пишет об этом Плутарх в жизнеописании Александра Македонского (VII):

Находясь уже в Азии, Александр узнал, что Аристотель некоторые из этих учений обнародовал в книгах, и написал ему откровенное письмо в защиту философии, текст которого гласит: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах.

Будь здоров». Успокаивая уязвленное честолюбие Александра, Аристо­тель оправдывается, утверждая, что эти учения хотя и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы. В самом деле, сочинение о при­роде было с самого начала предназначено для людей образованных и сов­сем не годится ни для преподавания, ни для самостоятельного изучения.

Оправдания Аристотеля легко объясняются особенностями метода преподавания? Хорошо известно, что философы античности беседовали с учениками, а не просто читали лекции. В частности, об Александре известно, что он часто прерывал Аристотеля вопросами и спорил с ним, а Аристотель разъяснял ученику теоретические положения с помощью многочисленных примеров. Опубликованные же тексты представляют собой даже не конспект, а сухой скелет учения, обрастить который живой плотью конкретного знания, ко­торое может быть применено на практике, исключительно трудно.

Поэтому система образования, от начальной школы до последиплом­ного, построена на решении примеров. Сначала преподаватель объясня­ет некое понятие, потом показывает, как оно проявляется на нескольких конкретных примерах, а затем учащиеся пытаются сами применить полу­ченное знание о новом для них понятии для решения конкретной задачи. В результате, многократно имитируя определенный методический прием, человек обучается видеть в частном общее, опознавать среди бесконечно многообразных проявлений реального мира знакомое ему определенное понятие, правила операций с которым ему уже известны.

Итак, подражание, в том числе и самоподражание, служит обучению в широком смысле этого слова, т.е. умению выделить в конкретной ситуа­ции ее характерные признаки, имеющие ключевое значение, которые поз­воляют соотнести ее с определенным общим понятием, и затем использо­вать те правила, связанные с этим понятием.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аффилиация и социальное обучение | Представители поведенческого типа Б склонны имитировать поведение других представителей своего сообщества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.