Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запиши нужные числа в кружках

 

55 37

 

 

+ 10

 

21 63 59 64

 

 

5. Вычисли, используя схемы:

 

45 + 12 = 45 – 12 = 59 – 16 =

 

 

10 2 10 2 10 6

 

21 + 24 = 37 – 26 = 35 + 14 =

 

 

20 4 20 6 10 4

 

6. вычисли, используя схемы:

 

63 + 14 = 56 – 13 =

 
 

 


   

 

87 – 12 = 35 + 12 =

 

   

 

7. Найди значение выражений любым удобным тебе способом:

 

55 + 12 =   55 – 12 =   53 + 35 =
31 + 24 =   47 – 26 =   54 – 33 =
45 + 14 =   69 – 16 =    

 

8. Какое значение может принимать в данных равенствах буква?

 

А – 54 = 22   23 + L = 47
А -?   L -?
В + & = 68   40 – К + С = 58
& = 12   40 – К = 26
В -?   С -?

 

 

10)ПРИЕМ 40 – 16- ВЫЧИТАНИЕ

ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА ИЗ ЦЕЛЫХ ДЕСЯТКОВ

С ЗАЕМОМ ДЕСЯТКОВ

 

Схема приема: 40 - 16 = 24

       
   

 


30 10 10 6

           
     
 
 


 

0 4

20 10

 

 

 

Прием является технически довольно сложным. Для его выполнения требуется выполнить ступенчатые «расщепления» числа 40, последовательно занимая десятки для вычитания сначала 10, затем 6.

Виды заданий, помогающих ребенку освоить данный прием:

 

1. Добавь нужные числа на крышечках домиков:

 

 

           
     


 

2. Найди ответы примеров и покажи стрелкой:

 

 

а) 40 + 6     30 + 4     60 + 8  
                 
б) 40 – 6     70 – 5     50 - 8  

 

 

3. напиши в кружках нужные числа:

 

 
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

4. Найди сумму, используя схему:

 

40 + 16 = 30 + 24 =

 

 

10 6 20 4

 

60 + 38 = 50 + 42 =

 

 

30 8 40 2

 

5. Выполни вычитание, используя схему:

 

40 – 16 = 70 – 35 =

 

 

10 6 30 5

 

 

50 – 28 = 90 – 47 =

 

 

20 8 40 7

 

6. Найди значение выражений любым удобным тебе способом:

 

50 + 26 = 60 + 19 = 90 – 37 =

 

 

 

 

70 + 14 = 60 – 28 = 40 + 35 =

 

 

 

70 – 26 = 60 – 35 = 40 + 35 =

 

 

 

 

7. Выбери знак, который можно поставить в окошко, и значение ответа из двух чисел в скобках:

 

70  46 = (24, 34) 80  17 = (53, 63)

20  13 = (33, 48) 90  19 = (81, 71)

 

8. Сравни выражения:

 

56 – 3 … 59 - 30

40 + 17 … 40 + 19

70 – 13 … 70 - 15

62 – 5 … 64 – 7

 

11)ПРИЕМ 37 + 48- СЛОЖЕНИЕ

ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ

ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

 

При выполнении данного приема в уме (устно) каждое число раскладывается на разрядные составляющие, а затем разрядные единицы складываются: десятки с десятками, единицы с единицами. Получившиеся суммы снова складываются.

Для успешного выполнения этого приема ребенок должен хорошо знать разрядный состав двузначных чисел, уметь складывать целые десятки и складывать однозначные числа в пределах 20.

 

12)ПРИЕМ 37 + 53- СЛОЖЕНИЕ

ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПОЛУЧЕНИЕМ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ЦЕЛЫХ ДЕСЯТКОВ

 

Выполнение этого приема требует тех же знаний и умений, что и предыдущий прием. Способ выполнения тот же. При устном выполнении данный случай не вызывает затруднений, но при письменном выполнении ребенок может терять разрядную единицу, поскольку при письменном выполнении действия начинают выполнять с разряда единиц и вновь полученную разрядную единицу следует добавить дополнительно к сумме десятков.

 

13)ПРИЕМ, ОБЛЕГЧАЮЩИЙ РЕБЕНКУ

ВЫПОЛНЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ

В ПРЕДЕЛАХ 100

 

 

Значительная часть детей испытывает большие трудности при устных вычислениях в пределах 100. Учить детей сразу приемам письменных вычислений – значит с первых же шагов обрекать их на полную беспомощность при выполнении устных вычислений уже в пределах 100. Научить приемам письменных вычислений иногда проще, чем пытаться развивать собственную вычислительную деятельность ребенка. Однако в практической жизни людям довольно часто приходится выполнять несложные (в пределах 100) вычисления в уме, а также довольно часто требуется умение оценить возможные границы результатов несложных вычислений. Психологами доказано, что формирование и развитие собственной вычислительной деятельности ребенка благотворно действует на развитие внутреннего плана действий, гибкости и рациональности мышления.

Особые трудности с устными вычислениями часто испытывают дети с замедленным типом мышления, дети с ведущим синтетическим способом мыслительной деятельности, а также ведущие кинестетики (дети, которые предпочитают опору на пальцевый счет).

Для детей с преобладанием синтетического типа мыслительной деятельности и для детей с замедленной мыслительной деятельностью были разработаны специальные схематические модели двузначных чисел, отражающие их десятичную структуру. На базе использование этих моделей (как основы для построения адекватной схематической модели приема) для этих детей была разработана иная последовательность знакомства с вычислительными приемами и иные способы их выполнения. Использование этих способов при устных вычислениях лишь в небольшой степени меняет порядок изучения вычислительных приемов приведенный выше.

Традиционно в начальной школе мы уделяем наибольшее внимание разрядной структуре двузначного и многозначных чисел, гораздо меньше внимания уделяется их десятичной структуре, хотя десяток является основанием десятичной системы счисления. Это можно объяснить тем, что познакомить ребенка с разрядным разложением числа мы можем уже в первом классе, используя понятие «разрядные слагаемые», т.е. 39 = 30 + 9, а чтобы познакомить его с десятичным разложением того же числа пришлось бы использовать запись 39 = 10 · 3 + 9.

Поскольку знакомство с действием умножения по сегодняшним вариантам программ по математике для начальных классов предполагается лишь во втором классе, такая запись, естественно, в 1 классе не может быть использована.

Соответственно понятию «разрядный состав двузначного числа», мы рассматриваем два случая так называемого разрядного сложения и вычитания, которые в дальнейшем становятся одним из опорных приемов для обучения сложению и вычитанию с переходом через десяток и других вычислительных приемов в пределах 100. В соответствии с разрядным составом строится и схематическая разрядная модель числа, с которой связываются соответствующие случаи сложения и вычитания:

 

39 30 + 9 39 - 9

 

 

30 9 9 + 30 39 – 30

 

Для детей с трудностями вычислительной деятельности предлагается другая схематическая модель двузначного числа, имеющая в основе его десятичный состав. Использование схематической десятичной модели, доступной восприятию первоклассника, позволило обойти невозможность использования аналитической записи, отражающей десятичную структуру числа.

С другой стороны, данная модель позволяет эффективно использовать мыслительные особенности ребенка с преобладанием синтетического типа мышления (а их среди первоклассников большинство), которые предрасположены к работе с наглядными моделями изучаемых понятий. Используемая модель понятия (двузначного числа) позволяет такому ребенку в конкретной деятельности моделировать сам прием вычисления, в то же время являясь основой для самопроверки (т.е. дает возможность убедиться в правильности ответа). Десятичная модель числа выглядит следующим образом (дети назвали ее «солнышко»):

 

39

10 9

 

10 10

С этой моделью связаны следующие случаи сложения и вычитания:

 

39 – 9   39 – 10   39 – 20   30 + 9
39 - 19   39 - 29   39 - 30   9 + 30
               

 

Как видим, их гораздо больше, чем в случае опоры на разрядную модель. В то же время, все эти случаи не выходят за рамки десятичного состава числа 39, воплощенного в его схематической модели.

Используя эту модель, ребенок не только осваивает вышеозначенные случаи вычисления, представляя себе суть приема на наглядном уровне, но и действуя руками (просто закрывая на модели пальцем или ладонью вычитаемое), сразу же проверяется правильность полученного ответа:

 

39 39 – 19 = 20

 
 


10 9

 

10 10

 

Таким образом, формируется прием собственной вычислительной деятельности ребенка.

Поскольку для чисел второго десятка десятичная модель совпадает с разрядной, использование этого приема моделирования при знакомстве с разрядным сложением и вычитанием в пределах 20, наряду с рассматриваемыми там предметными моделями (кубиками, палочками) будет носить ознакомительный характер:

 

19 10 + 9 19 - 10

 

10 9 9 + 10 19 – 9

Активное использование этих моделей для осознания десятичной структуры двузначного числа при изучении нумерации двузначных чисел позволит создать прочную базу для усвоения вычислительных приемов в пределах 100.

Приведем варианты вычислений, которые позволяет организовать использование десятичной модели двузначного числа:

 

 

27 34

10 7 10 4

 

10 10 10

 

 

20 + 7   27 – 10 – 10   34 – 10   34 – 4
27 – 7   27 – 20   34 – 20   34 – 14
27 – 10   27 – 10 - 7   34 – 30   34 – 24
27 - 27   27 - 17   30 + 4   34 + 2

 

 

5

65

 

10 10

 

10 10 10 10

 

65 - 5   65 - 30   65 + 1   65 - 5
65 - 10   65 - 35   65 - 1   65 + 5
65 - 20   65 - 45   65 + 2    
65 – 50   65 - 55   65 - 2    
65 - 40   65 - 25   65 + 3    
    65 - 15   65 - 3    

 

Детям, которым трудно даются арифметические вычисления, такая модель значительно облегчает работу. Используя эту модель, для этих детей можно разработать индивидуальный путь освоения и других случаев вычислений, например:

 

42 + 3 = 45 45 - 7 = 38

 

10 2 10 5

 

10 10 10 5 10 10 10-7 = 3 8

 

На первый взгляд, такая схема приема производит гораздо более громоздкое впечатление, чем его аналитическая запись:

 

45 + 7 = 45 + (5 + 2) = (45 + 5) + 2 = 50 + 2 = 52

 

Однако в отношении тех детей, о которых идет речь (синтетики с замедленным типом мышления, необходимо требующие наглядной внешней опоры для формирования осознанного типа деятельности), такая модель оказывается более эффективной в связи со своей наглядностью, а чуть большая зарплата труда и времени для построения этой модели (самостоятельного рисования десятичной схемы числа) этих детей не отвращает, наоборот, она служит как бы приемом подготовительно-организующим дальнейшую вычислительную деятельность. Использование таких моделей еще на этапе изучения нумерации в пределах 100 (до начала изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 1010»), позволяет легко освоить первые девять приемов вычислений.

Использовать ли десятичную схему и дальше или перейти к аналитической записи приема вычисления, учитель решит, ориентируясь на преобладающие индивидуально-типологические характеристики учеников своего класса.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разгадай закономерность и заполни пустые окошки | Способы письменных вычислений ( в столбик)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.