Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и особенности процесса воспитания в детском спортивном коллективе




Педагогически целесообразная организация внешних связей.

Создание и закрепление положительных традиций.

 

Большое значение в создании коллектива имеют традиции - сложившиеся обычаи, ритуалы, положительный опыт, закрепленные в жизни коллектива. В детских спортивных коллективах закрепились такие традиции, как: торжественный прием в спортивную школу; прощание с выпускниками; подведение итогов соревнования, награждение победителей; проведение субботников.

Важное значение для динамического развития детских спортивных коллективов, их «взросления», имеют постоянные связи с общеобразовательными школами, общественными организациями, родителями. Эти связи могут и должны осуществляться в различных целях: изучение и распространение передового педагогического опыта; взаимный обмен информацией; организация шефской помощи; координация воспитательных воздействий и.т.д.

 

 

В соответствии с законом РФ: «Об образовании» важнейшим принципом Государственной политики в области образования является: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине».

Социально-педагогические функции процесса воспитания в детских спортивных коллективах:

1. Содействие свободному, разностороннему развитию юных спортсменов; осуществление задач умственного, нравственного и физического воспитания;

2. Организация разумной, общественно значимой деятельности (учебной, спортивной, трудовой, общественной);

3. Формирование правильных взаимоотношений в коллективе (дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, уважения);

4. Организация педагогически целесообразного общения со взрослыми (учителями, тренерами,родителями);

5. Воспитание верности спортивному долгу, стремление отдать все силы для достижения высоких результатов;

6. Создание необходимых условий и предпосылок для самовоспитания юных спортсменов.

С учетом этих основных функций воспитания определяется направление воспитательной работы. Процесс воспитания в детских спортивных коллективах имеет, тем не менее, свои особенности:

1.Процесс воспитания в детских спортивных коллективах не является «первичным» и основополагающим процессом. Юные спортсмены обучаясь в различных общеобразовательных школах, подвергаются постоянному воспитательному воздействию в школьных коллективах (на всех уроках и во вне учебное время). Поэтому воспитательная работа в детских спортивных коллективах должна быть очень четко согласована и «увязана» с воспитательным процессом общеобразовательной школы.

2.Учащиеся-спортсмены вливаясь в детские спортивные коллективы, остаются в ученических коллективах общеобразовательной школы (имеющих свои традиции, требования, проблемы) и продолжают выполнять там возложенные на них обязанности и задачи.

Учебно-тренировочный процесс в ДЮСШ/СДЮШОР/по своему содержанию и направленности располагает меньшими возможностями в постановке и решении воспитательных задач, чем уроки общеобразовательной школы.

Особенности режима дня детского спортивного коллектива ограничивают возможность проведения разносторонней вне учебной воспитательной работы.

Наконец, воспитательная работа в детских спортивных коллективах имеет особенности, присущие процессу воспитания вообще: длительность протекания; сложность анализа (осязаемости) результатов; своеобразие организационных форм и методов, учета и оценки уровня воспитанности учащихся; наличия противоречий в воспитательном процессе (между требованиями педагогов и внутренним стремлением ученик к самосовершенствованию, между выдвигаемыми воспитательными задачами и наличием опыта поведения, между целенаправленным воздействием коллектива и стихийным влиянием микросреды).

Это особенности в известной мере усложняют и затрудняют процесс воспитания. Поэтому тренерскому и преподавательскому составу непременно их нужно знать и постоянно учитывать в своей практической деятельности. Известно,что воспитание является важнейшей функцией общества. Посредством воспитания передается и усваивается опыт старших поколений, внедряются моральные нормы и принципы, усваиваются материальные и духовные богатства.

Воспитание является определяющим фактором развития и формирования личности. Как же протекает процесс воспитания в детском спортивном коллективе, каковы его структурные компоненты?

В педагогической теории и практике не редко ставится вопрос она чем должно быть сосредоточено главное внимание педагогов- на формирование сознания у учеников или же организации опыта их поведения? Такая постановка вопроса не совсем правильна. Личность ребенка должна формироваться в комплексе, в единстве и органической связи сознания и поведения, слова и дела. Степень единства слова и дела зависит от глубины, прочности и осознанности знаний, составляющих основу и содержание убеждений. Знания, понятия, убеждения формируются более успешно, если они опираются на нравственный опыт, а опыт поведения, в свою очередь, становится более мотивированным,если он опирается на знания,чувства,эмоции. Поэтому одним из требований к процессу воспитания является одновременное воздействие на сознание, чувства, поведение. Исходя из этого, схематично (условно) содержание процесса воспитания, его структуру можно представить таким образом (см. далее Рис.1)

Рассмотрим, в какой взаимосвязи находятся эти структурные компоненты процесса воспитания.

Вооружение знаниями (и в первую очередь) – очень важная задача воспитательной работы. Школьнику, не имеющему необходимых моральных знаний, трудно ориентироваться в жизненных ситуациях, осмысливать роль и значение нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей, оценивать свои действия и поступки. Приобретенные знания, поднимаясь до уровня научных понятий, составляют основу нравственных знаний и убеждений. Таким образом, вооружение знаниями, усвоение мировоззренческих идей, понятий ускоряет процесс развития и формирования личности. Однако, следует иметь ввиду, что школьники не сразу овладевают системой знаний, и даже определенными понятиями, а постепенно на основе преодоления противоречий между поступающей из различных источников информацией и уровнем развития (наличия понятийной базы). В связи с этим, в каждом ученическом коллективе необходима научно-обоснованная система морально-этического просвещения.

Накопленный фонд знаний играет важную роль в жизни и деятельности школьника, его становлении как личности. Но знания, сами по себе, не обеспечивают нравственного поведения. Личность становится высоконравственной в том случае, когда мировоззренческие знания превращаются в глубокие убеждения, являющиеся фундаментом, теоретической основой общественно значимой деятельности человека. Убеждение- это особое сознание личности, в основе которого лежат научные знания, ставшие внутренним достоянием человека, определяющие и регулирующие всю жизненную линию его поведения и практическую деятельность. Убеждения являются источником, основной убежденности, а убежденность выражается в отношении человека к своим поступкам, проявляется в его делах. Критерием убежденности является любовь к Родине,гражданственность,патриотизм. Нравственные убеждения имеют большое значение для каждого человека (для достижения высоких результатов во всех сферах его деятельности). Не меньшее значение имеют убеждения в деятельности спортсменов. Потенциальные возможности спортсмена, постоянный рост спортивных результатов в значительной мере зависят от уровня его нравственной воспитанности. Наличие нравственных убеждений у спортсменов порождает целеустремленность, уверенность в победе, способствует проявлению таких качеств, как благородство, чувство товарищества, коллективизм. Вполне очевидно, что работу по формированию нравственных убеждений у юных спортсменов нужно начинать с первых дней пребывания в детском спортивном коллективе, когда ребята только приобщаются к азам ФК и С. Но следует иметь ввиду, что убеждения не возникают сами по себе, тем более они не являются врожденными. Убеждения формируются под влиянием социальных условий, вырастают на почве общественных отношений, обусловленным уровнем развития производственных сил. Иначе говоря, формирование нравственных убеждений- сложный, многогранный, но в то же время целостный процесс, в котором в диалектическом единстве и взаимодействии сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность. Важнейшими признаками, определяющими переход знаний,идей,принципов в глубокие внутренние убеждения, является правильная оценка факторов, событий, явлений, высокие требования к себе и другим, реализация нравственных принципов на практике. В жизни человека, в организации его деятельности важную роль играют чувства, как особая форма отношения человека к окружающей действительности, связанная с переживаниями. Наиболее благоприятный период в формировании чувств - это подростковый и юношеский возрасты. Поэтому в детских спортивных коллективах воспитанию чувств (нравственных, эстетических, интеллектуальных и.т.д.) должно уделяться самое пристальное внимание.

Неотъемлемой, составной частью процесса воспитания, его важнейшим структурным компонентом являются привычки (гигиенические, моральные и.т.д.), составляющие основу поведения и являющиеся показателем культуры человека. Основными путями воспитания положительных привычек являются: разъяснения, личный пример педагога, упражнения в хороших привычках, контроль за их соблюдением. Вооружение юных спортсменов необходимыми знаниями, формирование убеждений, чувств и привычек является предпосылкой и основой для организации (воспитания) правильного, педагогически целесообразного поведения.

Вся эта работа должна проводиться в диалектическом единстве и взаимосвязях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.