Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы воспитания




Педагогическая наука рассматривает воспитание, как объективный процесс, отражающий «внутренние связи и отношения, характерные для данного процесса и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях». В связи с этим для организации эффективного процесса воспитания важное значение имеет умелая реализация принципов воспитания.

Принцип воспитания-это исходные положения, определяющие направленность, содержание и пути оптимизации воспитательного процесса.

Основными принципами воспитания учащихся, в том числе спортсменов являются:

1.Целеустремленность. Данный принцип означает, что вся воспитательная работа должна быть подчинена основной цели-«формированию гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

2.Связь воспитания с жизнью. Данный принцип требует постоянного учета при определения содержания воспитательной работы наиболее существенных, ярких событий, происходящих в нашей стране и зарубежном, органической связи воспитательного процесса с жизнью нашей Родины. Основная цель связи воспитания с жизнью – помочь каждому школьнику лучше понять свое место в обществе, сформировать нравственную, психологическую и практическую готовность к жизни и труду. Пути реализации этого принципа: иллюстрация принципа теоретических положений яркими, интересными примерами, фактами из окружающей жизни; анализ жизненных факторов, явлений событий с помощью теорий. Предполагает целенаправленное формирование взаимоотношений воспитанника с общественной средой. Положительные качества личности формируются только в процессе активной деятельности.

3. Воспитание в коллективе и через коллектив. Основным требованием, назначением этого принципа, является, организация разнообразных принципов совместной деятельности, коллективных усилий учащихся в решении общих задач, воспитание чувства ответственности перед коллективом за свои дела. Коллектив положительно влияет на личность при соответствующих условиях. В коллективе формируется отношения между людьми. Приобретается опыт нравственного поведения. Чем богаче практика общения детей и молодежи в различных коллективах, тем более благоприятны условия для разностороннего развития личности. Коллектив позволяет вырабатывать правильные отношения к своим обязанностям. Реализация этого принципа способствует подготовке юных спортсменов к жизни, труду, участию в органах коллективного управления, позволяет вырабатывать правильное отношение к своим обязанностям.

4. Воспитание в труде. Данный принцип означает, что вся воспитательная работа в детских спортивных коллективах должна содействовать психологической и нравственной подготовке учащихся к трудовой деятельности. В процессе общественно-полезной и производительной деятельности усваиваются новые знания, обогащаются чувства, формируются разумные потребности, интересы, ценностные ориентации, которые составляют основу и содержание разностороннего и гармонично развитой личности.

5. Единство требования и воспитательных воздействий. Данный принцип следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, обеспечение единства требований, воспитательных воздействий непосредственно в детских спортивных коллективах со стороны тренерско-преподавательского состава. Координирующим центром обеспечения единства педагогического взаимодействия на учащихся является общеобразовательная школа. Поэтому для реализации этого принципа тренерско-преподавательскому составу ДЮСШ (СДЮШОР) необходимо поддерживать контакты с педагогическими коллективами школ.

6. Сочетание педагогического руководства с развитием творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Педагогический коллектив не может добиться нужных результатов в осуществлении воспитательных задач, если не будет стимулироваться его творческая активность и самостоятельность учащихся. Однако, это не означает снижения направляющей и руководящей роли педагогов-тренеров. Педагогическое руководство процессом воспитания остаются важнейшим условием его оптимизации. Речь идет о разумном сочетании педагогического руководства с постоянным развитием инициативы, самодеятельности, творчества и активности юных спортсменов во всех видах их деятельности (учебной, спортивной, трудовой,общественной). В этом заключается главное содержание рассматриваемого принципа.

7. Систематичность, последовательность и преемственность воспитательной работы. Данный принцип означает, что процесс воспитаниядолжен осуществляться регулярно, планомерно, последовательно, в определенной системе. При этом, учитывая особенности развития школьников, их индивидуальные развитие, пристальное внимание педагогов должно быть сосредоточено на преемственности воспитательной работы с нарастающем усложнением её содержания. Это позволяет последовательно переходить от освоения определенной суммы знаний к осознанному пониманию научных понятий, идей, законов и закономерностей, к формированию убеждений, составляющих теоретическую основу научного мировоззрения. Постепенное усложнение содержания, форм и методов педагогического влияния на учащихся обеспечивает взаимодействие ранее усвоенных и новых знаний, норм и правил поведения, что в конечном итоге поднимает воспитание на более высокий уровень. Особое значение обеспечение систематичности последовательности и преемственности воспитания имеет в детских спортивных коллективах, объединяющих учащихся многих общеобразовательных школ с различным уровнем воспитанности. Успешная реализация данного принципа находится в прямой зависимости от правильного планирования воспитательной работы.

8. Сочетание требовательности к уважению к личности. Основным назначением данного принципа является создание правильных, доброжелательных отношений между педагогами и учащимися на основе глубокого уважения и доверия к ним. Если педагог-тренер относится с большим уважением к учащимся спортсменам, если верит в силы и возможности своих воспитанников, то они отвечают ему тем же, у них развивается чувство собственного достоинства, проявляется уверенность в свои силы, свои спортивные возможности. В тесной взаимосвязи с доверием и уважением должна быть требовательность. Требовательность – это своеобразное проявление уважения к личности. Если в детском коллективе отсутствуют требования, там нет воспитания в полном смысле этого слова. Это дает «колоссальные результаты». На современном этапе развития нашего общества требовательность, ответственность, дисциплина приобретают ещё большее значение. В связи с этим усиливается роль и значение рассматриваемого принципа в спортивных коллективах. Его реализация будет способствовать поступательному развитию школьников, формированию положительных общественно значимых мотивов их учебной, трудовой, спортивной и общественной деятельности.

9. Учет возрастных индивидуальных особенностей воспитанников. Сущность этого принципа состоит в том, что воспитательная работа в детском спортивном коллективе должна проводиться дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Каждый возраст – младший, средний, старший – имеет свои особенности физического и психического развития, свой жизненный опыт и познавательные возможности. Это следует учитывать в процессе воспитания. Знание сущности (содержания) принципов и умения принять их на практике, позволяет тренерам повышать свое педагогическое мастерство, находить наиболее оптимальные формы и методы воспитательной работы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.