КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семья — группа из двух или более проживающих совместно человек, связанных между собой кровными узами, браком или отношениями усыновления (удочерения)
СЕМЬЯ И ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО Лекция №8. Внешние факторы поведения потребителей: семья 1. Семья и домашнее хозяйство. Семья как единица потребления. Жизненный цикл семьи. Изменения в структуре семьи и домашнего хозяйства. 2. Жизненный цикл домохозяйства. 3. Роли членов семьи в принятии решения о покупке. 4. Потребительская социализация.
В социологии выделяют несколько типов семьи. В зависимости от структуры родственных связей различают Направляющую и произведенную семью. Направляющая семья — та, в которой рождается человек, произведенная семья — семья, которую человек создает. Кровное родство в современных обществах является менее значимым, чем в традиционных обществах (ГС. Беккер). По критерию представления нескольких поколений семьи разделяют на нуклеарные и расширенные. Нуклеарная семья состоит из отца, матери и ребенка (детей), живущих вместе. Нуклеарная семья имеет несколько вариаций: полная и неполная (образуется в результате развода или смерти другого родителя). Расширенная семья — нуклеарная семья, куда также входят другие родственники (бабушки, дедушки, дяди, тети и прочие родственники). Расширенные семьи характерны для стран Востока, распространены в России, однако не характерны для США. В современном обществе нуклеарные семьи приходят на смену традиционным большим семьям. (Г.С. Беккер) По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства выделяют три типа семей — традиционные, неотрадиционные, эгалитарные. Традиционная (патриархальная) семья — семья, в которой четко разделены и закреплены мужские и женские обязанности (муж — кормилец, жена — хозяйка), роль лидера отводится старшему мужчине. Нетрадиционная — семья, в которой исключительное право на домашний труд закреплено за женщиной, хотя сохраняются традиционные установки на мужское лидерство. Эгалитарная семья — семья равных. Для такой семьи характерно: а) занятие мужем и женой в равной степени и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) ролевая структура в семье не предполагает жесткого распределения ролей по половому признаку. Оба супруга в равной степени могут быть лидерами. Какой бы ни была структура семьи, как группа она представляет собой объект необычайного значения для маркетологов. Даже если пренебречь последствиями того влияния, которое оказывает на наше индивидуальное потребительское поведение изначальная семья, она все равно будет оказывать огромное экономическое влияние как покупательская организация (Д Статт). С течением времени структура семьи и несемейных домохозяйств, их покупательское поведение изменяются. Этот процесс традиционно называют жизненным циклом семьи. В основе концепции — предположение о том, что развитие семьи проходит ряд последовательных стадий, каждая из которых имеет свои характеристики и структуру потребления. Учитывая изменения, происходящие в обществе в связи с ростом несемейных домашних хозяйств, американскими маркетологами была предложена концепция жизненного цикла домохозяйства (ЖЦД). Идея жизненного цикла домохозяйства относится к наиболее распространенным типам домохозяйств в США. Для описания жизненного цикла предложено пять переменных: · возраст взрослых; · семейное положение; · наличие в доме одного или более взрослого; · присутствие или отсутствие в доме детей; · возраст детей, если они имеются. К основным факторам, определяющим поведение всей семьи, относятся: • Стадия жизненного цикла семьи • Наличие и возраст детей • Принадлежность к социальному слою. Рассмотри эти факторы. 1. Стадия жизненного цикла семьи - это этапы, которые проходит семья в своем развитии Существует несколько подходов к выделению стадий жизненного цикла семьи: Ø Традиционный подход, изложенный в работах Ф.Котлера и Д.Энджела, в котором ЖЦС разбит на 9 стадий:
Ø Модифицированный подход, приспособленный к конкретному товару. На основании положений традиционного подхода разрабатываются различные авторские варианты периодизации ЖЦС: На каждой стадии жизненного цикла семья характеризуется определенными потребностями, мотивациями и покупательной способностью.
Понятие «домашнее хозяйство» (домохозяйство) используется для описания всех тех, кто проживает в одном доме. Эти люди могут относиться, а могут и не относиться к одной семье. Домашнее хозяйство составляют все обитатели единицы жилья, ведущие совместное хозяйство, независимо от характера отношений между ними. Домохозяйство в сравнении с семьей становится более значимой единицей анализа благодаря быстрому росту несемейных домашних хозяйств. К последним относятся хозяйства, к которым принадлежат или которые составляют одинокие люди, а также люди, не связанные родственными отношениями или браком. Исследование домохозяйств необходимо в силу того, что они играют большую роль в процессе социализации детей, являются основным институтом, где происходит передача культурных ценностей., решающую роль в этом процессе играет семейное домохозяйство. Домохозяйство можно сравнить с корпорацией, которая сформирована для более эффективного, чем поодиночке, выполнения конкретных функций. Семьи и домашние хозяйства представляют собой два типа потребительских единиц, имеющих критически важное значение для изучения поведения потребителей. Во-первых, семьи и домохозяйства покупают и потребляют огромное количество товаров. Во-вторых, семья оказывает самое большое влияние на отношения и поведение людей. По большому счету именно семья помогает нам стать потребителями (Д. Энджел, Р Бпэкуэпп, П. Миниард). Характеристики домохозяйства необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Домохозяйство является основной единицей потребления многих потребительских товаров, к тому же принятие решения о покупке товара отдельным человеком I многом зависит от влияния других членов домохозяйства.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |