Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физической культуры. Формирование здоровьесберегающей профессиональной деятельности студентов и специалистов в системе




Формирование здоровьесберегающей профессиональной деятельности студентов и специалистов в системе

В процессе обучения в вузе по курсу «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств; готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья студентов, содействия правильному формированию и всестороннему развитию организма; поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонней физической подготовки студентов, с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих бакалавров, магистров и специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающим совершенствованием производства, возрастанием объема и интенсивности труда, предъявляющие повышенные требования к качеству подготовки специалистов. Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств.

По данным ученых установлено, что общая физическая подготовка создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности. Установлено, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длиться от одного года до 5-7 лет. Поэтому учебные заведения, обучающие профессиональной деятельности (вузы, техникумы, ПТУ и др.), для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специальные физические, психофизиологические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности (Р.Т Раевский,1985). Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития физических и психических качеств, к которым предъявляются повышенные требования в процессе обучения и освоении профессией. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой специальное направление физического воспитания, которое наилучшим образом обеспечивает формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Цель и задачи ППФП обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми профессией.

Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется с учетом требований производства, вида деятельности и может занимать от 10-15 до 70 % времени учебного занятия, реализовываться как на учебных занятиях, так и во вне учебное время. Итак, цель ППФП - достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности. На основании цели выделяются следующие задачи ППФП:

· развитие ведущих для данной профессии физических качеств;

· формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;

· повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

· воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

· повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.;

· содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.

Наряду с общими задачами можно выделить и специальные которые определяются спецификой производства. Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.

С позиции социально-экономической значимости внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов технических вузов, рабочих и инженеров промышленных предприятий создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению производственного травматизма. Труд систематически занимающихся профессионально-прикладной физической подготовкой более квалифицирован, производителен. Эти специалисты сравнительно меньше утомляются во время работы и гораздо успешнее справляются с ней.

Применение ППФП в технических вузах позволяет значительно поднять прикладную действенность физического воспитания и в конечном итоге повысить качество подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки. Средствами ППФП являются традиционные средства физического воспитания, подобранные и организованные в полном соответствии с ее конкретными задачами. В зависимости от направленности и форм использования средства ППФП можно разделить на следующие группы:

· прикладные физические упражнения;

· прикладные виды спорта;

· оздоровительное влияние природной среды;

· гигиенические факторы.

Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Особенности ППФП студентов технических вузов, выражаются преимущественно в ее направленности и подборе применяемых средств. Прикладные умения и навыки необходимы во многих профессиях. Одни обеспечивают безопасность при выполнении определенных видов работ, другие способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определенными видами спорта, а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессе физического воспитания в вузе и освоивший важнейшие прикладные элементы из видов спорта.

При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить о том, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой (ОФП). Еще раз подчеркнем, что ОФП является необходимой основой, фундаментом ППФП студентов любой специальности. Причем, соотношение ОФП и ППФП может изменяться в существенных пределах при освоении различных профессий. Иногда хорошая ОФП (для представителей гуманитарных профессий) решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии. В этом случае дополнительно нужны в основном прикладные знания об активном и сознательном подборе средств физической культуры и спорта и навыки их самостоятельного использования в режиме труда и отдыха. В других же случаях, например в геологии, строительстве трубопроводов ОФП не может обеспечить необходимый уровень психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь требуется специальная ППФП.

По общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все составляющие трудового акта тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте, на подготовку к трудовой деятельности. Поэтому на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать трудовые процессы и элементы трудовой деятельности, т.е. путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводится на основе изучения целого ряда факторов:

· формы (виды) труда специалистов данного профиля;

· условия и характер их труда;

· режим труда и отдыха;

· особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда. Однако эти формы редко проявляются в «чистом» виде. Обычно считается, что труд специалистов высшей квалификации является в основном умственным, творческим, управленческим трудом, а физическим трудом заняты подчиненные, исполнители. Но, практически, это бывает редко. Уместно говорить о смешанной форме труда, поскольку разделение труда на физический и умственный в настоящее время имеет достаточно условный характер даже для специалистов высшей квалификации.

Условия труда, под этим понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, наличие профессиональных вредностей и др., которые во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. И следовательно, влияют на конкретное содержание ППФП специалистов.

Характер труда определяет содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств физической культуры и спорта важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ, зависящих служебных функций. Естественно, в таких случаях наблюдаются совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно, нужны соответствующие рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера труда специалистов на производстве нужны и для предупреждения профессиональных заболеваний.

Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременно сочетание повышение эффективности производительности труда (выработки) и сохранения работоспособности и здоровья человека. При этом действенными мерами улучшения такого режима являются не только рациональное время начала и окончания работы, но и строго регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, правильная организация отдыха в том числе и средствами физической культуры.

При подготовке специалистов надо учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь. Чаще всего это выражается в практически различных возможностях использования средств физической культуры в качестве активного отдыха в свободное время у представителей той или иной профессии. Ведь только методически правильное их применение может оказать благоприятное влияние на восстановление и повышение профессиональной работоспособности человека.

Динамика работоспособности в процессе труда является интегральным фактором, определяющим конкретное содержание ППФП. Дело в том, что моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении профессиональной работы. Это достигается путем построения кривой работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Она может служить отправной точкой для разработки соответствующих рекомендаций по направленному применению средств физической культуры и спорта в целях повышения работоспособности.

Дополнительными факторами определения конкретного содержания ППФП являются индивидуальные (в том числе половые и возрастные) особенности будущих специалистов, а также географические и климатические черты региона, в которых будут работать выпускники учебного заведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.