Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль за эффективностью ППФП

Контроль за эффективностью ППФП осуществляется с использованием педагогических, медико-биологических тестов и имеет основные задачи:

· оценить степень владения прикладными навыками и умениями;

· определить степень развития профессиональных важных качеств;

· оценить уровень знаний в области ППФП по избранной профессии.

ППФП специалистов современного промышленного производства подразделяется на два этапа: ППФП во время учебы в вузе и в период производственной деятельности по окончании вуза. Оба этих этапа тесно связаны между собой. При планировании профессионально-прикладной физической подготовки в вузе учитываются ее организационные уровни: ППФП студентов академии, факультета, отдельного студента, будущего специалиста. В период производственной деятельности после окончания вуза эта подготовка делится на ППФП работников отрасли, предприятия, цеха, представителей конкретной профессии, отдельных работников.

К основным факторам, определяющим содержание ППФП студента на избранном факультете, и будущего бакалавра, магистра относятся: формы и виды учебной деятельности на данном факультете; формы и виды труда будущего бакалавра, магистра или специалиста данного профиля; условия учебной и будущей трудовой деятельности; особенности динамики утомления и работоспособности в процессе учебных занятий или профессиональной деятельности.

К дополнительным факторам, оказывающим влияние на содержание ППФП относятся: индивидуальные особенности личности, пол, возраст, состояние здоровья, возможные профессиональные заболевания, географо-климатические условия.

Большое значение для спецификации ППФП работников промышленного производства имеют такие типовые показатели работы, как вид труда, важнейшие производственные операции, орудия труда, формы организации труда. Каждый из этих показателей требует определенных физических и психических качеств, а также соответствующих двигательных навыков. Так, например, работа, связанная с управлением автоматами в технических системах (операторская, диспетчерская деятельность) требует высокого уровня развития различных видов двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости. Инженерная деятельность типа "наблюдение", "контроль" (чтение показателей рабочих приборов, слежение и т.п.) предъявляет высокие требования к объему, распределению, устойчивости внимания, предполагает наличие хорошей реакции слежения. "Монтаж", "сборка", "ремонт" - требуют быстрого действия, общей ловкости и точной координации рабочих движений, а также специальной мышечной выносливости. Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих физических и психических качеств. Например, работа на открытом воздухе при низкой и высокой температуре, резких ее колебаниях требует выносливости и устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечно -сосудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченной зоне, в вынужденной позе (например, сидя) требует статической выносливости мышц спины, туловища; устойчивости к гиподинамии. При большой протяженности рабочей зоны необходимы общая выносливость, навыки рациональной ходьбы, хорошее состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

Важно также знать профессиональные перспективы развития специальности, по которой готовится студент в высшем учебном заведении. На основе объективного анализа и учета совокупности указанных факторов формируются задачи профессионально-прикладной физической подготовки, отбираются необходимые средства, методы и формы их реализации.

Рациональные средства ППФП, их отбор и применение. Для профессионально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза подбираются такие средства, которые в наибольшей степени соответствуют задачам подготовки будущих инженеров. Основным средством ППФП являются физические упражнения. Они заимствуются из арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений актуальных для этой цели различных видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физкультуры могут быть использованы трудовой деятельности.

Физические упражнения, применяемые в ППФП, классифицируются по группам, в зависимости от преимущественной направленности упражнений, их влияния на функционирование отдельных органов и систем. Например, выделяют упражнения, развивающие и совершенствующие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат. Для развития нужных психофизических качеств: силы, быстроты движений, общей и статической выносливости, гибкости, ловкости, внимания, эмоциональной устойчивости. Такие упражнения широко используются в общей физической и спортивной подготовке студентов.

Наряду с физическими упражнениями для решения задач ППФП активно используются природные факторы – солнце, воздух и вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений и вместе с тем может служить относительно самостоятельным средством ППФП.

К гигиеническим факторам, способствующим рациональному решению задач профессионально-прикладной физической подготовки, относятся: санитарно-гигиеническая обстановка мест учебных или трудовых занятий и оборудования (чистота используемого помещения, воздуха, температура, влажность, освещение); режим дня, сна, режим и рацион питания; отказ от вредных привычек; личная гигиена, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности организма (массаж, душ, парная баня, портативная тепловая камера).

При отборе рациональных средств ППФП руководствуются следующими принципами:

· максимальной реализации запланированных задач ППФП;

· адекватности и наибольшего переноса полезных качеств и навыков;

· обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.

Первый принцип предполагает, что выбранное средство в максимальной мере обеспечивает решение запланированных задач ППФП.

Второй - принцип предусматривает целенаправленное использование таких тренировочных воздействий, которые в наибольшей степени улучшают качества и навыков, существенно необходимых данному специалисту в его профессиональной деятельности. Третий принцип предполагает, что применяемые приемы для формирования конкретного качества должны попутно улучшать как профессиональные, так и жизненно важные способности, содействовать решению основных задач физического воспитания студентов, исключать к побочные отрицательные последствия. Эти принципы используются студентами и при планировании своей индивидуальной ППФП. Немаловажная задача в этом случае скорректировать ее с учетом местных условий, своего физического состояния и других индивидуальных факторов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика подбора средств ППФП | Формы организации ППФП в вузе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.