Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реакция потребителя на изменение его дохода

Тема 4. Анализ поведения потребителя

1. Реакция потребителя на изменение его дохода

2. Реакция потребителя на изменение цен товаров

3. Эффект замещения и эффект дохода

4. Принятие решений в ситуациях с риском

 

Решение потребителя о приобретении какого-либо набора благ зависит не только от его предпочтений, но и от уровня его дохода (величины бюджета).

Используя карту безразличия и бюджетную линию, проследим за реакцией находящегося в равновесии потребителя на изменение его бюджета и цен благ.

Когда бюджет потребителя изменяется при неизменных ценах на блага, тогда бюджетная линия, параллельно смещаясь, касается других кривых безразличия. Чем выше доход, тем более отдаляется бюджетная линия от начала координат, достигая более отдаленных кривых безразличия (и наоборот). То есть при различных уровнях дохода возникает ряд точек равновесия потребителя, соединив которые, получим линию «доход – потребление» (рис.4.1).

 
 


QA

 
 

 


U3

U2

U1

 
 


QB

Рис.4.1. Линия «доход – потребление»

 

Она показывает, как при фиксированных ценах меняется потребление индивида по мере изменения его дохода, т.е. отражает зависимость реального спроса одновременно на два товара от дохода потребителя (при неизменных предпочтениях и ценах на товары). Наклон этой линии показывает отношение потребителя к увеличению потребления благ. Если индивид имеет карту безразличия со сдвинутыми к одной из осей координат кривыми безразличия, то линия «доход-потребление» будет в итоге наклоняться к этой оси. В этом случае с увеличением благосостояния индивид сократит потребление одного из благ, условно называемое «неполноценным» («некачественным»), и его зависимость «доход – потребление» по отношению к нему будет убывающей. Обычно это товары, отличающиеся более низким качеством, чем их товары-аналоги, и потребители отказываются от них по мере увеличения своего дохода. Потребление же «полноценных» («нормальных») благ с ростом дохода увеличивается.

Итак, полноценные блага – это такие товары, которые человек потребляет в большем количестве при росте своего дохода. Неполноценные блага – это такие товары, потребление которых снижается по мере роста дохода потребителя.

Например, на рис.4.2 «некачественным» благом является товар В, а «нормальным» – товар А.

QA

 

 
 


U3

U2

U1

 
 


QB

Рис.4.2. Линия «доход – потребление» при наличии «неполноценного»

товара

 

Следует отметить, что отнесение товара к какой-либо из этих категорий зависит не столько от его свойств, сколько от восприятия этого товара потребителем (например, некоторые товары с ростом его дохода попадут в разряд неполноценных). Вместе с тем есть группа товаров, которые не относятся ни к полноценным, ни к неполноценным, так как объемы их потребления не зависят от дохода потребителя. Это сравнительно дешевые товары, которые не имеют эффективных субститутов (например, соль и сахар и т.п.).

Зависимость объема потребления блага от дохода потребителя при постоянстве прочих факторов (например, в условиях стабильных цен), представленная в графическом виде, называется кривой Энгеля. По сути, это несколько видоизмененное представление линии «доход-потребление» применительно к одному товару.

Для «нормальных» благ кривые Энгеля всегда будут возрастающими, так как в этом случае рост доходов потребителя вызывает увеличение потребления. При этом, если доля дохода потребителя, затрачиваемого на товар, по мере роста дохода сокращается, такой товар относится к необходимым, а если увеличивается – то к предметам роскоши (рис.4.3).

1 – предмет первой необходимости 2 – предмет роскоши  
Q 1 2

 

М

Рис. 4.3. Кривые Энгеля для «нормальных» товаров

 

Положительная динамика кривой Энгеля для товара первой необходимости имеет затухающий характер (в силу действия закона убывающей предельной полезности), в то время как для товара, относящегося к предметам роскоши, она имеет ускоряющийся характер. Эти зависимости и были сформулированы Эрнстом Энгелем (1821-1896), и они вошли в экономическую теорию как законы Энгеля:

1. При неизменных ценах на блага часть потребительского бюджета, расходуемая на предметы потребления (в основном на продукты питания), имеет тенденцию к снижению по мере возрастания его дохода.

2. Потребление образовательных, юридических, медицинских услуг и услуг, связанных с досугом, имеет тенденцию увеличиваться быстрее, чем растут доходы потребителя.

Эти закономерности, полностью соответствующие известной иерархии потребностей, в полной мере проявляются и в современной действительности.

Иногда нормальные товары подразделяются на три группы – товары первой необходимости, «второй необходимости» и предметы роскоши, динамика потребления которых в зависимости от изменения дохода потребителя отражается кривыми Торнквиста (рис.4.4):

Q 3

 

 

2

1 2 3

 

М

Рис.4.4. Функции Торнквиста для разных товаров (1 – первой необходимости, 2 – «второй необходимости», 3 – предметы роскоши)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оптимум потребителя как модель рационального потребительского выбора | Реакция потребителя на изменение цен товаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.