Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие





Согласно закону спроса импульс поведению потребителя задает цена предложения. Эта начальная цена сталкивается с ценой спроса – т.е. той ценой, которую потребитель готов уплатить за товар. В результате устанавливается такая цена, в соответствии с которой «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденцию ни к увеличению, ни к сокращению; налицо – равновесие».

Рыночное равновесие означает равенство величины предложения и величины спроса при данной цене, называемой ценой равновесия. Соответствующая ей величина спроса и предложения называется равновесным количеством товара.

Рассмотрим механизм ценообразования на конкурентном рынке, где действуют закон спроса и закон предложения (рис.5.4).

       
 
   
 


Р

S

 

Р2 излишек

 
 


Р*

Р1 D

дефицит

QD Q* QS Q

Рис.5.4. Рыночное равновесие

 

На рис.5.4 равновесие на рынке характеризуется ценой Р* и объемом товара Q*. Если рыночная цена станет ниже равновесной (например, сократится до Р1), рыночная ситуация будет называться дефицит, равный превышению объема спроса над объемом предложения при данной цене, т.е. QD – QS. Если рыночная цена станет выше равновесной (повысится до Р2), рыночная ситуация будет называться перепроизводство, равное превышению объема предложения над объемом спроса при данной цене, т.е. QS – QD. При этом вследствие дефицита цена автоматически будет возрастать, а при перепроизводстве – уменьшатся, пока предложение не уравняется со спросом.

Таким образом, превышение спроса над предложением (дефицит) «толкает» цену вверх, а превышение предложения над спросом (перепроизводство) – вниз.

Равновесие считается стабильным, если после его нарушения (например, при отклонении рыночной цены от ее равновесного состояния) рынок самостоятельно способен вернуться вновь в исходное положение. Если же рынок такой способностью не обладает, то его равновесие считается нестабильным. В модели классического рынка посредством свободной конкуренции перепроизводство и дефицит преодолеваются автоматически, т.е. без регулирующего вмешательства государства.



Очевидно также, что рыночное равновесие имеет и динамичный характер. Постоянные изменения в спросе и предложении и внешние воздействия на рынок заставляют его изменять свои основные параметры – равновесную цену и равновесный объем. Перемещение точки равновесия определяется изменением характера спроса и предложения под влиянием неценовых факторов (рис.5.5).

Вначале на рынке имеет место равновесная цена Р*, которой соответствует равновесный объем Q*. Снижение спроса под воздействием неценовых факторов с D до D1 (цена равновесия снижается) приводит к соответствующему сокращению предложения с S до S1 (цена равновесия возрастает до своего первоначального значения). Соответственно, увеличение спроса с D до D2 под воздействием неценовых факторов (цена равновесия растет) приводит к ответному росту предложения с S до S2 (цена равновесия снижается до своего первоначального значения). Аналогичные рассуждения можно привести и относительно изменений предложения, которые так же влияют на динамику спроса и равновесной цены.

       
 
   
 


Р S1

S

S2

Р*

D2

D1 D

 

Q1 Q* Q2 Q

 

Рис. 5.5. Динамичность рыночного равновесия

 

Таким образом, в любом случае на конкурентном рынке устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию величин спроса и предложения. Такая рыночная цена называется свободной, т.е. она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:

- монополизм продавца (покупателя), искусственно удерживающего цену;

- административное регулирование цен со стороны государства.

Анализ взаимосвязи спроса и предложения с учетом воздействия на них различных факторов позволяет исследовать рыночный механизм, характер и особенности функционирования рыночной экономики.

Равновесие спроса и предложения предполагает, что на рынке происходит эквивалентный (равноценный) обмен между покупателем и продавцом. Однако, согласно теории предельной полезности можно говорить о наличии выгоды (излишка) потребителя. Часто предельная полезность дополнительно приобретаемой единицы товара для потребителя больше, чем рыночная цена. Очевидно, что потребитель в состоянии равновесия приобретет товар в таком количестве, что предельная полезность последней купленной единицы, выраженная в денежной форме, будет равна цене товара. Таким образом, он оказывается в выигрыше. Излишек потребителя по каждой купленной единице товара – это разница между максимальной ценой, которую согласился бы уплатить потребитель, и ценой, установившейся на рынке, т.е. фактически уплачиваемой (или между ценой спроса и рыночной ценой). Суммарный излишек, образующийся при покупке нескольких единиц товара – это сумма излишков по каждой единице товара (или разность между общей полезностью приобретенных единиц товара и затратами потребителя на их приобретение).

Что касается продавца, то излишек продавца соответствует разнице между минимальной ценой, по которой продавец согласился бы продать товар, и ценой, установившейся на рынке (т.е. между «ценой предложения» и «рыночной ценой»).

Излишек потребителя и производителя в обобщенном виде можно проиллюстрировать графически (рис.5.6).

Р

излишек потребителя

излишек производителя

S

D = MU

 

Q

Рис.5.6. Излишки потребителя и производителя

 

Геометрически излишек потребителя – это площадь фигуры, ограниченной линей предельной полезности (индивидуального спроса), осью ординат и линией равновесной цены, а излишек производителя – площадь фигуры, ограниченной линей индивидуального предложения, осью ординат и линией равновесной цены.

Равновесие потребителя будет выражаться в таком объеме товара, при котором (т.е. максимальная сумма денег, которую потребитель готов отдать за товар, сравняется с его ценой). Если объем приобретения товара будет меньше, то предельная полезность будет больше цены, что будет побуждать к увеличению количества приобретенного товара. Если будет обратная ситуация, и цена товара превысит его предельную полезность, это подтолкнет потребителя к сокращению приобретения товара.



Эти же закономерности распространяются на весь рыночный спрос и все рыночное предложение.

Таким образом, можно утверждать, что взаимная выгода от обмена на основе действия законов спроса и предложения принимает форму излишка (ренты) потребителя и продавца.

Понятие потребительского излишка позволяет углубить анализ рыночного равновесия, мер государственного регулирования рынка, эффективности социально-экономических программ.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.