Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Для любой фирмы при планировании объема и структуры производства важно знать, от чего и в какой степени зависит спрос на ее продукцию. Например, нужно определить, какое количественное воздействие на величину спроса может оказать изменение цены выпускаемой продукции, изменение доходов потребителей, динамика цен на товары конкурентов.

Микроэкономический анализ предполагает не только выявление факторов на динамику спроса и предложения, но и силу их воздействия. Спрос на различные товары и их предложение отличаются по степени чувствительности к изменению факторов, их определяющих, поэтому важно определить не столько их объемы, сколько их реакции на изменение какого-либо фактора.

Степень влияния факторов на какой-либо показатель выражается в эластичности. Эластичность в общем смысле – это мера реакции динамики одной величины на динамику другой, которая показывает, на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на 1% при прочих равных условиях. Математически это отношение их темпов прироста.

Количественно эластичность оценивается посредством расчета коэффициента. В общем виде все формулы расчета коэффициента эластичности имеют следующий вид:

, (5.1)

где и – соответственно, относительный и абсолютный приросты величины спроса/предложения;

и – соответственно, относительный и абсолютный приросты величины воздействующего фактора.

 

Эластичность спроса – это степень изменчивости спроса (реакции потребителей) в зависимости от сдвигов в каком-либо факторе, воздействующем на спрос. Она характеризуется по каждому фактору в отдельности, так как действие разных факторов может быть не только различным по силе, но и разнонаправленным.

Коэффициент эластичности спроса – это частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение того фактора, воздействие на спрос которого рассчитывается. Например, если вследствие уменьшения цены на товар на 10% спрос на него увеличится на 20%, то коэффициент эластичности равен 2 (20%:10%).



Эластичность спроса на товар по его цене называется ценовой эластичностью спроса, или прямой эластичностью спроса по цене. Этот показатель для «нормальных» товаров является отрицательной величиной вследствие разной направленности изменений величины спроса и цены (а для товаров Гиффена – положительной), и для оценки такой эластичности используется абсолютная величина показателя.

При расчете данного коэффициента принято выделять его дуговую и точечную оценки.

Дуговая эластичность – это средняя эластичность. Необходимость ее расчета вызвана тем, что при переходе на графике спроса от точки (Q1;P1) к точке (Q2;P2), и наоборот, будет получен разный результат расчета эластичности из-за различия базисных значений величины спроса и цены (см. формулу (5.1)). Поэтому базисные значения определяются по правилу средних точек, т.е. для их расчета используется среднее для заданного интервала значение спроса и цены:

и .

Формула коэффициента эластичности в дуговой оценке имеет вид:

, или . (5.2)

При таком расчете учитываются только крайние значения спроса и цены, но не принимается во внимание характер функции спроса между ними. Формула (5.2) применяется, если процентные изменения цены и спроса достаточно велики, и она имеет смысл как некая усредненная оценка эластичности.

Когда функция спроса носит непрерывный характер (бесконечное множество величин спроса при бесконечном множестве цен), дуговая оценка заменяется точечной. Точечная эластичность – это предел дуговой эластичности при бесконечно малом изменении цены (длина дуги между точками (Q1;P1) и (Q2;P2) стремится к 0).

. (5.3)

Важно отметить, что если функция спроса является линейной (), то его ценовая эластичность принимает различные значения в каждой точке графика: при более высоких ценах эластичность выше 1, при более низких – ниже 1 (это доказывается математически). То есть без предварительного расчета невозможно сказать, какова эластичность спроса в данной точке графика. Также ценовая эластичность выше при более пологой форме линии спроса, чем при более крутой ее форме (будет выше, чем ).

По численному (абсолютному) значению коэффициента эластичности различают три разновидности степени изменчивости спроса:

1) если коэффициент больше 1, спрос относительно эластичный;

2) если коэффициент меньше 1, спрос относительно неэластичный;

3) если коэффициент равен 1, эластичность спроса называется единичной.

В первом случае изменение цены приведет к большему количественному изменению спроса, во втором случае – к меньшему, в третьем случае – к аналогичному изменению спроса.

Основным фактором, определяющим эластичность спроса, является важность товара в потреблении: чем более необходим продукт, тем ниже эластичность спроса. Спрос на предметы первой необходимости (жизненно важные товары) является абсолютно неэластичным, так как даже при значительном росте цен на них (как и при падении доходов их потребителей) спрос, а соответственно, и объем продаж, изменяется мало (в этой связи можно утверждать, что неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен). Изменение цены при этом фактически не отражается на величине спроса. Этого нельзя сказать о предметах длительного пользования, спрос на которые абсолютно эластичен (имеет неограниченную эластичность), и повышение цены приводит к полному отказу от приобретения, а понижение цены – к неограниченному увеличению спроса. То есть фактически существует только одна цена, при которой товар будет приобретаться покупателем.

Р 2

 

 
 


 

Q

Рис.5.7. Абсолютно эластичный (1) и абсолютно неэластичный (2) спрос

 

Помимо эластичности спроса по цене применяются показатели эластичности спроса по другим факторам влияния: по доходу потребителя, по цене взаимодополняющего и взаимозаменяемого блага (перекрестная эластичность).

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли товар к «нормальным» (когда рост доходов приводит к росту спроса, т.е. коэффициент больше 0) или «некачественным» (когда рост доходов приводит к снижению спроса, т.е. коэффициент меньше 0). В свою очередь, среди нормальных товаров, как уже говорилось выше, можно выделить три группы:



1) товары первой необходимости, рост спроса на которые отстает от роста доходов (т.е. коэффициент эластичности по доходу находится в пределах 0…1);

2) предметы роскоши, рост спроса на которые опережает рост доходов (т.е. коэффициент больше 1);

3) товары «второй необходимости», спрос на которые изменяется пропорционально изменению доходов (т.е. коэффициент эластичности по доходу равен 1).

Все это многообразие характеристик товаров целесообразно представить в следующей таблице (табл. 5.1).

Важно при этом отметить, что один и тот же товар может оказаться в разных группах при изменении доходов потребителей (то, что для малообеспеченных людей является товаром первой необходимости, то для более обеспеченных – неполноценное благо).

Коэффициент эластичности спроса по доходу необходим при расчете потребительской корзины, определении структуры потребления лиц с различными доходами, в определении степени изменения объема продаж товаров при изменении уровня дохода потребителей.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В. При взаимозаменяемости товаров значение этого коэффициента будет положительным (повышение цены на товар В вызовет увеличение спроса на товар А, и наоборот), при взаимодополняемости товаров – отрицательным (повышение цены на товар В вызовет сокращение спроса на товар А, и наоборот). Если значение коэффициента стремится к 1, это означает высокий уровень взаимозаменяемости (если к –1, такие товары взаимодополняемы). Если товары независимы (нейтральны) по отношению друг к другу, то перекрестная эластичность равна 0 (изменение цены одного товара не отражается на изменении спроса на другой товар).

 

Таблица 5.1

Взаимосвязь между изменениями объема спроса и дохода

(реакция спроса на изменения в доходе)

 

Тип товара Определяющая характеристика Эластичность по доходу Изменение доли в бюджете с ростом дохода Пример товара
Предметы роскоши Объем спроса растет в большей пропорции, чем доход Больше 1 Растет Спортивные товары
Предметы первой необходимости Объем спроса растет в меньшей пропорции, чем доход Меньше 1 Снижается Пища
Прочие нормальные товары Объем спроса растет с ростом дохода Больше 0 Может расти или падать Одежда
Неполноценные товары Объем спроса снижается с ростом дохода Меньше 0 Снижается Дешевая обувь

 

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров только при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет иметь место влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба анализируемых товара. Также при анализе взаимозаменяемости важно учитывать уровень цен товаров: если разница в ценах товаров значительна, то, скорее всего, при изменении цены на дешевый товар потребители не изменят потребления дорогого товара.

Важно отметить также, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара В не равен коэффициенту перекрестной эластичности спроса на товар В по цене товара А.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на эластичность спроса по цене:

1) наличие товаров-заменителей (чем их больше, тем выше эластичность);

2) уровень цен товара (эластичность повышается с ростом цен, что объясняется возрастанием числа дешевых заменителей);

3) разнообразие возможностей использования товара (чем он более универсальный, тем выше эластичность);

4) степень необходимости товара (спрос на незначимые для потребителя товары эластичен, а на необходимые, по его мнению, товары – неэластичен);

5) фактор времени (в краткосрочном периоде спрос менее эластичен, с течением времени спрос все больше реагирует на изменение фактора, т.е. становится более эластичным);

6) величина дохода потребителя (благосостояние потребителя существенно влияет на эластичность его спроса на различные товары).

Знание факторов, влияющих на спрос, и эластичности спроса дает возможность объяснить его динамику, а также поведение покупателей. Чем выше доля товаров, спрос на которые эластичен, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателей на рынке.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения факторов, влияющих на него, характеризует эластичность предложения. По численному значению эластичности предложения, как и в отношении спроса, различают три разновидности степени его изменчивости: эластичное, неэластичное предложение и предложение с единичной эластичностью. Графически абсолютное эластичное и абсолютно неэластичное предложение соответствует таким же случаям для спроса (см. рис.5.7).

Помимо ценовой эластичности предложения применяется показатель эластичности предложения по ценам факторов производства.

Эластичность предложения по одному и тому же фактору может быть различной по разным товарам. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- степень загрузки производственных мощностей по различным видам продукции может быть неодинаковой, следовательно, возможность наращивания поставок (увеличения предложения) окажется больше там, где недогрузка значительнее;

- сроки отдачи капиталовложений в разных отраслях существенно различаются, что зависит от скорости оборота их капитала.

В любом случае увеличение предложения всегда следует за ростом цены. Однако предложение медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос, т.к. расширение мощностей и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Поэтому фактор времени играет существенную роль в определении показателя эластичности предложения.

При оценке эластичности предложения рассматривают три временных периода:

1. Мгновенный период – это время, слишком короткое для осуществления каких-либо изменений в объеме выпуска продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. Предложение неэластично.

2. Краткосрочный период – время, достаточное для изменения в объеме выпуска продукции на существующих производственных мощностях, но не достаточное для ввода новых мощностей. Предложение повышает свою эластичность.

3. Долгосрочный период – время, достаточное для изменения фирмой своих производственных мощностей, а также для притока в отрасль новых фирм в случае расширения спроса или ухода из нее при сокращении спроса. Эластичность предложения будет еще выше.

Поэтому возникает еще один немаловажный аспект проблемы равновесия на рынке – это его временная характеристика, в соответствии с которой выделяют мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Принципиальные различия между ними можно отобразить также на графике взаимодействия спроса и предложения (рис.5.8).

 
 


Р Si

Ss

Рi

Ps Sl

Pl

 

Р0 D2

 

D1

 
 


Q0 Qs Ql Q

Рис.5.8. Изменение предложения в разные периоды функционирования

фирмы-производителя

 

Исходя из того, что предложение всегда реагирует на изменение спроса с некоторым отставанием во времени, рассмотрим процесс приспособления фирм-производителей к изменившемуся спросу в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.

Предположим, что на каком-либо товарном рынке произошло увеличение спроса на товар, что выражается в сдвиге линии спроса вправо вверх (из положения в положение ). В мгновенном периоде производство не успевает отреагировать на увеличение спроса, поэтому предложение будет совершенно неэластичным (его линия параллельна оси ординат). В результате при практически прежнем предложении цена возрастет с до .

В краткосрочном периоде объемы производства данного товара будут увеличены до , поэтому линия предложения отклонится вправо до , а цена при этом снизится до . В долгосрочном периоде, когда производители будут иметь все возможности для наращивания объемов производства вплоть до насыщения потребностей рынка, линия предложения отклонится еще дальше до . Пределом ее наклона будет положение прямой, параллельной оси абсцисс (линия абсолютной эластичности). Цена товара приблизится к первоначальной и будет равна , а объем производства еще увеличится (до ).

Таким образом, переход от мгновенного периода к краткосрочному и долгосрочному сопровождается снижением равновесных цен и увеличением равновесного объема предложения.

Теория эластичности спроса и предложения имеет практическое значение. Чтобы определить, как повлияет изменение цен продажи товара на объемы его сбыта, нужно знать показатели эластичности спроса на этот товар, в соответствии с чем выбрать правильную ценовую политику. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, т.к. необходимо принимать во внимание реакцию конкурентов на изменение фирмой цены. При этом нужно иметь в виду, что рассчитанный коэффициент эластичности отражает рыночную ситуацию в конкретных условиях, поэтому надо знать время и место его исчисления.

 

 

Темы рефератов:

1. Эффекты «подражания большинству» и «сноба» в динамике спроса: математическая и графическая интерпретации. Эффект Веблена как явление показательного потребления

2. Рыночное равновесие по Л. Вальрасу и А. Маршаллу: сравнение подходов

3. Отсутствие и множественность равновесных состояний рынка

4. Паутинообразная модель стабильного и нестабильного равновесия

5. Государственное воздействие на рыночное равновесие. Влияние налогов и субсидий на излишек потребителя

 

Контрольные тесты:

1. Что такое спрос?:

а) потребность; б) платежеспособная потребность;

в) степень удовлетворения потребности; г) нужда.

2. Что фиксирует закон спроса?:

а) прямую зависимость спроса от цены;

б) обратную зависимость спроса от дохода;

в) обратную зависимость спроса от цены;

г) прямую зависимость спроса от дохода.

3. Как графически иллюстрируется воздействие неценовых факторов на спрос и предложение?:

а) смещением кривых D и S;

б) перемещением точки по кривым D и S;

в) изменение наклона кривых D и S;

г) изменением характера зависимостей кривых D и S.

4. Если линия спроса представлена в системе координат «выпуск-цена» вертикальной линией, то он:

а) абсолютно эластичен; б) абсолютно неэластичен;

в) имеет единичную эластичность.

5. Какая связь существует между ценой товара и спросом на его товар-заменитель?

а) прямая; б) обратная; в) никакой.

6. Спрос и предложение считаются неэластичными, когда коэффициент ценовой эластичности:

а) равен 1; б) больше 1; в) меньше 1; г) больше 0.

7. Увеличение спроса на товар может быть вызвано снижением цены:

а) данного товара; б) товара-дополнителя; в) товара-заменителя;

г) данного товара, если он неполноценный.

8. Если эластичность спроса ниже 1, то:

а) снижение цены сокращает величину дохода;

б) снижение цены увеличивает величину дохода;

в) рост цены увеличивает величину дохода;

г) изменение цены не влияет на величину дохода.

9. Если перекрестная эластичность спроса больше 0, то данные товары – это:

а) заменители; б) дополнители;

в) неполноценные товары; г) предметы роскоши.

10. Если эластичность спроса на товары по доходу больше 0 и меньше 1, такие товары – это:

а) предметы роскоши; б) предметы первой необходимости;

в) неполноценные товары; г) заменители; д) дополнители.

11. Что такое предложение?:

а) все товары, которое могут купить потребители;

б) товары, купленные потребителями;

в) товары, предназначенные для продажи;

г) товары, которые хотят купить потребители.

12. Какую зависимость отражает закон предложения?:

а) прямую зависимость между ценой и предложением;

б) обратную зависимость между доходом и предложением;

в) обратную зависимость между ценой и предложением;

г) прямую зависимость между доходом и предложением.

13. Как рост спроса влияет на равновесную цену при стабильном предложении?:

а) она уменьшается; б) она увеличивается; в) она не меняется.

14. Как на равновесную цену влияет одновременное уменьшение спроса и увеличение предложения?:

а) она уменьшается; б) она увеличивается; в) она не изменяется.

15. Если рыночная цена выше равновесной, то имеет место:

а) избыток товаров; б) дефицит товаров; в) возможность роста предложения;

г) возможность увеличения спроса.

16. Излишек производителя – это:

а) превышение предельной полезности товара над его рыночной ценой;

б) превышение рыночной цены товара над индивидуальными издержками на его производство;

в) превышение цены предложения над ценой спроса;

г) превышение желаемой цены продавца над рыночной ценой.

17. Как на равновесную цену влияет одновременное увеличение спроса и уменьшение предложения?:

а) она уменьшается; б) она увеличивается; в) она не изменяется.

18. Излишек потребителя – это:

а) превышение рыночной цены на товар над его предельной полезностью;

б) превышение рыночной цены товара над индивидуальными издержками на его производство;

в) превышение предельной полезности товара над его рыночной ценой;

г) превышение цены спроса над ценой предложения.


РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРОИЗВОДСТВО И ЗАТРАТЫ

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.